Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2022
  • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
  • Алтайский край
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Еврейская автономная область
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Калининградская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Курганская область
  • Москва
  • Мурманская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Нижегородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пермский край
  • Республика Башкортостан
  • Республика Дагестан
  • Республика Калмыкия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Саха (Якутия)
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Санкт-Петербург
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Ставропольский край
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Тюменская область
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Челябинская область
  • Ярославская область
Форумы
  • Первый Сибирский форум ВРНС
  • VIII Ставропольский форум ВРНС
  • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2022
    • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    • Алтайский край
    • Архангельская область
    • Астраханская область
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • Владимирская область
    • Вологодская область
    • Воронежская область
    • Еврейская автономная область
    • Забайкальский край
    • Иркутская область
    • Калининградская область
    • Кемеровская область
    • Кировская область
    • Костромская область
    • Краснодарский край
    • Красноярский край
    • Курганская область
    • Москва
    • Мурманская область
    • Ненецкий автономный округ
    • Нижегородская область
    • Новосибирская область
    • Омская область
    • Оренбургская область
    • Орловская область
    • Пермский край
    • Республика Башкортостан
    • Республика Дагестан
    • Республика Калмыкия
    • Республика Коми
    • Республика Крым
    • Республика Саха (Якутия)
    • Рязанская область
    • Самарская область
    • Санкт-Петербург
    • Свердловская область
    • Смоленская область
    • Ставропольский край
    • Тверская область
    • Тульская область
    • Тюменская область
    • Ульяновская область
    • Хабаровский край
    • Челябинская область
    • Ярославская область
    Форумы
    • Первый Сибирский форум ВРНС
    • VIII Ставропольский форум ВРНС
    • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2022
      • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      • Алтайский край
      • Архангельская область
      • Астраханская область
      • Белгородская область
      • Брянская область
      • Владимирская область
      • Вологодская область
      • Воронежская область
      • Еврейская автономная область
      • Забайкальский край
      • Иркутская область
      • Калининградская область
      • Кемеровская область
      • Кировская область
      • Костромская область
      • Краснодарский край
      • Красноярский край
      • Курганская область
      • Москва
      • Мурманская область
      • Ненецкий автономный округ
      • Нижегородская область
      • Новосибирская область
      • Омская область
      • Оренбургская область
      • Орловская область
      • Пермский край
      • Республика Башкортостан
      • Республика Дагестан
      • Республика Калмыкия
      • Республика Коми
      • Республика Крым
      • Республика Саха (Якутия)
      • Рязанская область
      • Самарская область
      • Санкт-Петербург
      • Свердловская область
      • Смоленская область
      • Ставропольский край
      • Тверская область
      • Тульская область
      • Тюменская область
      • Ульяновская область
      • Хабаровский край
      • Челябинская область
      • Ярославская область
      Форумы
      • Первый Сибирский форум ВРНС
      • VIII Ставропольский форум ВРНС
      • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2022
          • Назад
          • Соборы 1993-2022
          • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
          • Назад
          • Регионы
          • Алтайский край
          • Архангельская область
          • Астраханская область
          • Белгородская область
          • Брянская область
          • Владимирская область
          • Вологодская область
          • Воронежская область
          • Еврейская автономная область
          • Забайкальский край
          • Иркутская область
          • Калининградская область
          • Кемеровская область
          • Кировская область
          • Костромская область
          • Краснодарский край
          • Красноярский край
          • Курганская область
          • Москва
          • Мурманская область
          • Ненецкий автономный округ
          • Нижегородская область
          • Новосибирская область
          • Омская область
          • Оренбургская область
          • Орловская область
          • Пермский край
          • Республика Башкортостан
          • Республика Дагестан
          • Республика Калмыкия
          • Республика Коми
          • Республика Крым
          • Республика Саха (Якутия)
          • Рязанская область
          • Самарская область
          • Санкт-Петербург
          • Свердловская область
          • Смоленская область
          • Ставропольский край
          • Тверская область
          • Тульская область
          • Тюменская область
          • Ульяновская область
          • Хабаровский край
          • Челябинская область
          • Ярославская область
        • Форумы
          • Назад
          • Форумы
          • Первый Сибирский форум ВРНС
          • VIII Ставропольский форум ВРНС
          • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Орнамент как русский культурный код

        Орнамент как русский культурный код

        Орнамент как русский культурный код

        Для многих наших современниц и современников узоры на одежде, отделка на рукавах или воротнике — просто набор завитушек, геометрических фигур или более-менее узнаваемых листочков и цветочков. Покупая наряды от Гуччи или «под Гуччи», Фрайвелла или Дольче и Габбано, они даже не подозревают, что некоторые их коллекции на самом деле — образчики самого что ни на есть русского стиля.

        Что же получается? Что русское модно в Европе весь XX век. Начиная с Дягилевских сезонов в Париже и первой волны русской эмиграции, представители которой устраивали русские балы и привезли с собой русские наряды, а в нашей стороне-сторонушке это не модно? Помимо моды русский и славянский орнамент содержат в себе наши самобытные смыслы, выходящие за пределы подиумов.

        Да, европейские коллекции украшают павлопосадские платочные розы, гжель, монастырское золотое шитье, славянский орнамент. Впрочем, и «фирменный меандр» Версаче произошел, как утверждают некоторые ученые, не от греческого корня, а славянского! И знаки равноденствия, и меандры (разнообразные сплетения крестов), и овы (овальные вышивки) появились у древних славян гораздо ранее: они найдены на предметах искусства Мезинской древней стоянки возле села Мезин Коропского района Черниговской области.

        Одежда, появление которой изначально было обусловлено функциональной необходимостью, почти сразу стала для славян и позже русских ритуальным объектом. Рубахи, сорочки, поневы, сарафаны, передники, пояса были для наших предков не только материальными вещами, но и символическими формами в контексте русской культуры. Их украшали орнаментами, в которых сочеталась красота и сложные функции: сообщение о принадлежности к тому или иному роду-племени, подтверждение непрерывности поколений между предками и потомками: ведь многие узоры передавались по наследству, трансляция знаний об образе мира и способах взаимодействия с ним и «оберегание» от внешних повреждающих воздействий.

        Пословицу «своя рубаха ближе к телу» сегодня воспринимают в упрощенном смысле, исконно он был гораздо глубже: вышитая одежда несла на себе обереги, а позже и кресты, защищающие конкретного «носителя» вещи от врагов, бед, болезней, она буквально была личной «телохранительницей». В древнеславянском понимании выражение: «Он свою последнюю рубашку отдаст» — о человеке, не просто жертвующем свою одежду ближнему по доброте душевной, но и готовом лишиться личной защиты для другого — наивысшая форма самопожертвования, фактически «жизнь за други своя». Узоры вышивались там, где одежда касалась открытого тела — на подоле, на манжетах, орнаментальные овы-медальоны защищали плечи и колени; иногда особые знаки, письмена — идеограммы наносились на область сердца или живота. Особенное внимание уделяли вороту — по древнему преданию, именно через ворот душа покидала тело. Помните, в «Слове о полку Игореве»: «...един же изрони жемчужну душу из храбра тела через злато ожерелье»...

        В древней Руси девочек начинали учить шитью и вышиванию чуть только они могли держать в руках иголку. Сначала — для кукол, затем — по-настоящему. Вот как поется в одной из свадебных обрядовых песен, записанных графом П. Шереметевым («Зимняя поездка в Белозерский край». 1902) в Белозерском крае:

        «Учи сына в писаря,
        в писаря,
        учи дочку шелком шить,
        шелком шить!»


        Писатель В. И. Вардугин сообщает, что в деревнях на Руси до самого начала XIX в. сохранялся обряд «чтения узоров»: девушки наряжались и собирались со своим рукоделием у одной из подруг, а парни, выбрав себе в провожатых женщин почтенного возраста, приходили и слушали пояснения избранниц смысла узоров, изображенных на их вышиванках. Из поколения в поколение передавались секреты мастерства — так до наших дней дошли древние «узоры», «узорочье» на полотенцах, скатертях, одежде, головных уборах. Девушки перенимали уменье от старших женщин, привносили и свой творческий вклад в сокровищницу мудрости предков, зашифрованную в орнаменте. «У народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка имеет своё значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений», — писал В. В. Стасов («Русский народный орнамент: Шитье, ткани, кружево». Вып. I, C-Пб, 1872 г.) Изучая язык орнаментальных символов, понимаешь: здесь и небесная космогония, и преклонение перед красотой и вечным обновлением природы, и магия общения со стихиями, и охранное моление о милости и покровительстве. Имена некоторых символов забыты, но их материальное воплощение в узорах много говорит душе и уму русского человека!

        «Узоры», «узорочье» семантически происходят от «уз» («узы, узлы» — соединение, переплетение) и «ор» (говорить, рассказывать, выговаривать): «говорящие узелки». У славян, в отличие от, к примеру, скандинавских или кельтских традиций, изображение коня («конька») — символа добра, счастья и мудрости — являлось принадлежностью женской одежды! Часть и мотив Лада — весеннего солнца. Сознание древних славян воспринимало весь мир живым, поэтому отношения со стихиями, Землей и небом, природой регулировались как с живыми. Получили свое отражение в орнаментике мужской и женской одежды обряды — радуница, «завивание березы» и др. Основным же элементом древней славянской орнаментики является Мировое Древо или Древо Жизни — центр мироздания. Это дерево связывает подземный, земной и небесный миры. Рядом с сакральным древом и на его ветвях часто изображались парные птицы, у его подножия — животные, тоже парами (как в Ноевом ковчеге). Зигзагообразный меандр под Древом Жизни означал подземные воды; цветы, перевернутые головками вниз, — подземный мир. Над Деревом сияли звезды, Луна, Солнце.

        В символике восточных славян часто встречались геометрические фигуры: «птичьи лапки», снежинки, ромбы (они же «круги»), треугольники, обращенные острыми углами вверх, — вектор устремленности к Небесам, разнообразные солярные знаки. Их окружали олени, кони, фрукты, листья, цветы, рога изобилия, птицы. Среди птиц земных — райские создания Сирин и Алконост, из которых первая олицетворяла счастье, удачу, радость, а вторая — скорбь и печаль. Могучий цветок, в котором угадывалась женская фигура, как правило, означал Берегиню. Кстати, цвет играл огромную роль в русском орнаменте. Реже всего в русской вышивке встречался фиолетовый. Серебристо-белый был связан с идеей Света, чистоты и священности (белый свет, белый день, белая сила, белый — цвет невинности, чистоты, справедливости); оранжевый, красный — Огонь (солнце — как небесный огонь, кровь — земная сила), радость, красота, позднее — христианские пасхальные мотивы; зелёный — природный мир, жизнь, покой; чёрный — Земля, Вечность; золотой — Солнце, богатство, радость, счастье, позднее — Христос; синий — Небо, Воды, по принятии христианства с синим связываются Богородичные мотивы.

        Синим или красным вышивали Лосих-Рожаниц — символы плодородия в крестьянской мифологии, они — покровительницы рода, семьи, домашнего очага, рождаемости. Рожаницы — это еще и древнейшие божества судьбы человека, связанные со счастливой Долей и лихой Недолей, изображение которых можно встретить даже в православных храмах (Храм Спаса на Ильине, Великий Новгород и др.). После крещения Руси в славянском орнаменте основные акценты стали смещаться: центром многих композиций стал крест. Какую любовь, какое мастерство вкладывали мастерицы в вышивание крестов в их бесконечном прекрасном разнообразии! Освятительный — Божий знак и символ мощи Христовой, прежде всего, — греческий крест. В XIX в. нередко можно было встретить и андреевский (наклонный) крест в качестве охранительного символа, а также в качестве грекоязычного инициала Христа. Наряду с декоративным крестом — четырехлепестковым цветком, четырьмя ромбами, четырьмя кубами, встречаются и формы перечеркнутого, антониевского, латинского, а также многих других крестов.

        Двойной крест в бесчисленных вариантах присутствует и на одежде, и на рушниках. Возникший из соединения греческого креста с андреевским, восьмиконечный двойной крест был в средневековой теологической системе знаком Христа. В космогонии того времени такой крест — это также и Вифлеемская звезда. К этому же идейному кругу относится и восьмиугольник. В христианстве он обозначает рождественскую звезду и звезду девы Марии. В узел звезды часто вплетали двенадцать равнобедренных треугольников (намек на двенадцать апостолов). В обоих мотивах существенна и символика числа восемь, ибо восемь обозначало возрождение (начавшийся с воскресением Христа новый восьмой день созидания), а тем самым — вечную жизнь и благодать. В народе названные мотивы воспринимались и воспроизводились как универсальные знаки счастья. Они встречаются в вышивках, вязаных изделиях, на поясах, покрывалах и украшениях.

        Совершенно новым стал мотив пяти-, шести- и восьмилепестковых роз в орнаменте. В христианской символике роза — мистический центр, универсальный знак небесного совершенства: пятилепестковая роза была символом молчания, шестилепестковая — единства, равновесия и счастья, семилепестковая — святости и совершенства. Наиболее распространенная восьмилепестковая роза означала возрождение; ее связывали также с божественным кругом. Солнце теперь символизировало нимб Христов, восьмиконечная звезда Богородицы оплеталась цветами и травами дохристианской атрибутики. Цветок мальвы одновременно был лампадой, в которую помещались горящие свечи. Так же органично и живо в старинные орнаменты вписались двуглавые державные орлы в коронах — символ богоизбранности российского государя — рядом с Древом Жизни (arbor vitae), что тоже не случайно: согласно легенде, крест Христа был сделан из туи — «древа жизни», которое символизирует связь неба и земли.

        Академик Б. А. Рыбаков писал: «Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте, как в древних письменах, заложены социальные, нравственные, религиозные представления народа...». Возвращение орнамента в повседневную культуру сегодня возможно: ведь вернулось к нам лоскутное одеяло, русский крой женской одежды, платки с орнаментом... Стоит только проявить культурную волю и научиться читать глубокие смыслы орнамента.

        Наталья Лясковская

        Диакония.ru/Патриархия.ru
        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"