Вопросы патриотического воспитания, обозначения конструктивных и положительных в целом морально-ценностных ориентиров, без которых невозможен долгоживущий и неконфликтный по отношению к самому себе социум, имеют сейчас огромное значение.
В достаточно сжатый с исторической точки зрения промежуток времени, нашему обществу пришлось сначала приобрести, а потом расстаться с множеством иллюзий по части особенностей мировоззрения. Прежде всего, с тем заблуждением, что конструктивное поведение членов социума формируется, якобы, само собой, без целенаправленных усилий. Морально-ценностные ориентиры без труда самовоспроизводятся в будущих поколениях, а сама постановка задачи по их целевому формированию — либо не актуальна вовсе, как несовместимое с новым, прогрессивным временем ретроградство, либо имеет вторичное значение на фоне прочих проблем общества.
Вряд ли стоит тратить время на описание примеров того, что мораль современного общества существенно — и не в лучшую сторону, отличается от того, что «было раньше». И эта разница оказывается весьма ощутимой в практической плоскости. Выяснилось, что мораль — это не только категории бытовой вежливости и приличного поведения, это ещё и этика бизнеса, уровень коррупции и криминала в целом, масштаб благотворительности и количество желающих добровольно прийти на помощь в трудную минуту.
Патриотизм же отнюдь не заключается в декларативных бравурных заявлениях — его нехватка тут же сказалась на боевом духе армии, на отношении к ней общества, желании работать на благо собственной страны, чувстве солидарности. Призывы осмыслить прежний опыт России, полностью восстановить основанный на ценностях традиционных религий моральный базис русского общества, учитывая при этом положительные советские традиции, синхронно звучат в правительственных кругах и независимых экспертных сообществах — просто потому, что развитие общества без этого невозможно, и это было осознано.
Также стало понятно: буквально все аспекты человеческого восприятия — от персонального понимания абстрактных «хорошо» и «плохо» до их частных проявлений, вроде вопроса приемлемости «панк-молебнов» и правомочности отождествления однополых альянсов с традиционными браками, вопросов отношения к истории, и даже оценок деяний своих предшественников — формируются в безусловном соответствии с информационной средой, в которой обитает конкретный представитель социума.
С учетом постоянного роста энтропии (и социальной в том числе) без жестких мировоззренческих стержней начинается закономерная деградация. Предоставленная самой себе информационная среда, и, как следствие, психология тех, кто в эту среду вовлечен, стремится к упрощению и примитивизации. Не говоря уже о том, что в отдельных случаях информационная среда может изменяться специально, подменяя реальную картину мира вредоносным симулякром, преследующим конкретные цели.
Поскольку набор ценностей человека, согласно всем законам развития и функционирования психики, в основном формируется в детско-подростковый период, а в дальнейшем если и подвергается корректировкам, то со значительно меньшим успехом — становится очевидной важность образования и воспитания детей. Не имеющая морального иммунитета и достаточного набора знаний, позволяющего вовремя осознать опасность той или иной приходящей информации, формирующаяся психика оказывается предельно восприимчива и уязвима по отношению к информационному потоку XXI века, в котором зерна среди плевелов находятся в явном меньшинстве, а количество желающих внести различные «коррективы» в трактовку исторических событий, вроде Великой Отечественной войны, огромно.
Другими словами, изменения информационной среды приводят к таким же изменениям в мироощущении человека, и уповать на то, что общество само по себе вдруг проникнется высокими идеалами, если эти идеалы никто не вспоминает, и будет бережно хранить память о подвигах предков, если о них не напоминать, — весьма недальновидно.
Ведущая роль в образовании и воспитании традиционно отводится семье и школе. Относительно того, что из этого важнее, есть разные мнения. Однако, именно школа предоставляет ребёнку основную картину мира, составленную из набора описанных в учебниках фактов, — и усвоение этой картины регулярно контролируется. То, с чем выйдет ребёнок из стен школы, и будет восприниматься как норма и эталон, с которым вольно или невольно сравнивается вся в дальнейшем поступающая информация. В особенности это касается истории и литературы: благодаря школьному учебнику истории возникает позиционирование себя, как представителя определённого этноса, цивилизации и категории людей, с изначальным пониманием, кто друг, а кто враг. Литература создаёт идентификацию культурную, формируя образы мышления.
В настоящее время в Российской Федерации проблема официально вышла на государственный уровень — идёт процедура разработки единого учебника истории, который с 2015 года станет главным «каноном» в российских школах. Он должен в максимально объективной форме доносить факты отечественной истории, её преемственность и непрерывность, без деления истории на «хорошие» и «плохие» периоды. Согласно требованиям, учебник должен выполнять не только информативную, но и воспитательную функции. Как заявил инициатор идеи, Владимир Путин, в настоящее время российские «молодые люди не понимают, в какой стране они живут, и не чувствуют связи с предыдущими поколениями», в том числе недооценивают подвиг ветеранов Великой Отечественной войны. Единая линейка учебников позволила бы продемонстрировать непрерывность российской истории и показать, что «судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур».
Аналогичное мнение высказал и глава ВРНС. По словам Патриарха Кирилла, у России должна быть общая концепция исторического развития, которая бы в первую очередь воздавала дань всем тем, кто жизнь свою положил за Родину, кто прославил нашу страну — будь то цари, политики, ученые, военачальники, священнослужители, представители интеллигенции. Он отметил, что можно до бесконечности спорить о тех или иных эпизодах истории, подходя к ним с идеологической или с политической точек зрения. «Но если так подходить, то истории не существует, потому что сколько голов, столько и умов», — считает глава Русской Церкви. «Мы должны собрать воедино этот сонм тех, кто потрудился ради России и через этот подвиг смотреть на нашу историю. Тогда у нас не будет «иванов, не помнящих родства», у нас не будет людей, пренебрежительно относящихся к этой стране и к этому народу. Мы будем чтить прошлое и созидать будущее», — убежден Патриарх Кирилл.
Но особенную остроту ситуация приобретает тогда, когда стратегия по созданию «иванов» одобрена как раз государством и всячески им поощряется. Как это происходит в ряде бывших советских республик, вроде Украины. Школьные учебники которой, простирающие «национальную» историю во времена неандертальцев и старательно выводящие русских в качестве исконных врагов всего сущего, давно стали притчей во языцех. Равно как и попытки вылепить из коллаборационистов, предателей и откровенных маньяков «отцов нации».
То, что перспективы образования и воспитания с такими учебниками и «отцами», мягко говоря, сомнительны — понимали многие. И, как могли, пытались противодействовать. Проходило множество акций по передаче школам и библиотекам русских регионов Украины учебников и методических пособий, отпечатанных в России. В отдельных случаях ученикам приходилось учить сразу две «истории»: одну — как и положено, а вторую про десятки тысяч лет украинской истории, «первые в мире конституции» и бандеровцев, уничтожавших вермахт полками и дивизиями, предназначенную исключительно для олимпиад и комиссий по проверке уровня знания «украиноцентричной» концепции исторического процесса.
В такой атмосфере задача сохранения единых корней, солидарного с большой Родиной патриотизма и собственной идентичности, выглядит намного более злободневно и нетривиально. Прежде всего, эта задача сложна тем, что её невозможно выполнить за счёт одного-двух единичных воздействий или мероприятий. Воспитание подразумевает системность и методичность, эта последовательная работа должна быть масштабной, доступной для восприятия, интересной, находящей эмоциональный отклик и вызывающей собственное желание учащегося узнавать новое о собственной истории и самостоятельно отыскивать связь поколений. Кроме того, материалы должны быть насыщены информацией, а их интеллектуальное качество обязано быть лучше, чем у пособий государственного образца.
Проще говоря, у желающих отстоять собственное прошлое и вывести своих детей из категории «иванов, не помнящих родства» нет другого выхода, кроме как сформировать собственную, альтернативную государственной машине информационную среду. Нашлись люди, которые смогли этого добиться.
Ещё в 1993 году, когда все ценности, кроме легко поддающихся конвертации в валюту, массово исчезали из коллективного бессознательного, в оказавшемся на территории другого государства Севастополе была начата работа по сохранению того, от чего отказалось большинство.
Представители местного бизнеса начали работу над проектом «севастополеведение» — факультативным курсом региональной истории, который способствовал изучению школьниками истории Севастополя, культуры и традиций народов, проживающих в Крыму. Первый учебник севастополеведения авторства Екатерины Алтабаевой и Виталия Коваленко вышел в 1996 году, а в настоящий момент учебный курс оперирует уже шестью учебниками, каждый из которых посвящён конкретной исторической эпохе Севастополя и Крыма — с древнейших времён и до XXвека.
Учебники полностью соответствуют требованиям эпохи — они интересны, насыщенны информацией, и, самое главное, эта информация живая. Каждый учебник можно использовать, в равной степени, как историческое пособие — и как путеводитель.
Кроме того, учебник является своеобразным голосом народа — любой желающий мог предоставить свои фотографии в качестве иллюстраций, и, таким образом, сделать вклад в сохранение наследия родного города.
Севастополеведение быстро стало популярным предметом, и уже очевидно — несмотря на все негативные факторы, патриотизм и история по-прежнему ценны.
В разгар «оранжевого» периода истории Украины, в 2006 году был организован «Севастопольский информационный центр развития туризма».
Основные задачи Центра — гражданско-патриотическое воспитание молодежи и реализация туристического потенциала региона. Как зафиксировано в официальных документах, Центр поддерживает создание и развитие исторических, музейных, мемориальных комплексов и парков, музеефикацию памятных, исторических, археологических мест, проведение благотворительных акций.
При содействии городского совета Центр организовал более широкое внедрение севастополеведения. Была обеспечена подготовка учителей по программе курса, изданы учебные пособия из расчета 1000 экземпляров на каждый учебник. В настоящее время севастополеведение изучает больше половины школьников города.
С 2007 года действует параллельная акция — «Дневник севастопольского школьника». Где каждая учебная неделя не только качественно оформлена с точки зрения дизайна, но и содержит историческую справку — что именно происходило в это время в ключевой момент истории города или иной факт из жизни Севастополя.
В каждом дневнике — адреса и телефоны музеев, карта исторических достопримечательностей. За семь лет дневники получили более 150 тысяч детей, в этом учебном году — 28 тысяч.
С 2006 года Севастопольский информационный центр развития туризма поддерживает проект «Мы имеем право на историю и русский язык», цели которого понятны из названия. На размещённых по всему городу билбордах ежемесячно появляются сюжеты из истории Севастополя — как военной, так и сугубо мирной, зачастую посвящённые конкретному гражданину. К настоящему моменту представлено более 60-ти сюжетов.
Дополнительно издаются историко-художественные ежегодные календари, посвященные истории Севастополя. В этом году календарь посвящён архитектуре города. Проводятся творческие конкурсы для школьников, изучающих севастополеведение.
В результате описанных мероприятий — причём их перечень далеко не полон — общественникам удалось создать стойкий интерес не только у детей, но и у взрослых к насыщенной событиями истории своего города. Любой школьник каждый день убеждается в том, что он — наследник героев, его город достоин восхищения и уважения, и так должно продолжаться и дальше. Когда человек не просто ходит по городу русской славы, а ощущает себя его частью, преемником и хозяином, разорвать связь поколений и уничтожить самоидентификацию, навязав какую-нибудь конъюнктурную альтернативу, очень нелегко.
Более того, в конечном итоге севастополеведение вышло далеко за пределы Севастополя. С 2010 года на многочисленных телеканалах демонстрируется историко-документальный цикл «Севастопольские рассказы. Путешествия в историю с Игорем Золотовицким» — 14 серий увлекательного рассказа о двухвековой истории Севастополя. Построенные по принципам инфотейнмента, обеспечивающие максимальное погружение в информационную картину, излагаемую на экране, фильмы рассказывают о зарождении Севастополя в екатерининские времена, становлении Черноморского Флота, подвигах адмиралов, о Первой и Второй оборонах города, трагических страницах Гражданской войны, славе Великой Отечественной, послевоенном восстановлении города и множестве других известных и неизвестных фактов, которые никого не оставляют равнодушным. Финансовая поддержка этого проекта, как и всех остальных, предоставлялась исключительно частными лицами, без привлечения любого рода государственных средств.
«Ничего подобного я раньше не делал, — признается Игорь Золотовицкий. — И я рад, что мне довелось участвовать в таком масштабном проекте. Хоть это и банально звучит, но мы истории своей не помним. И до чего же интересно ее узнавать! Вообще, многих ужасных исторических ошибок могло не случиться, если бы политики хорошо знали историю. Так что правду говорят: дурак учится на своих ошибках. А умный — на чужих. В нашем фильме модное словечко «патриотизм» воспринимается совсем иначе. Ведь все эти реальные люди, о которых я рассказываю, и были настоящими патриотами России. В подлинном, непафосном смысле этого слова. Хотя не обязательно все они были русскими — начиная с императрицы Екатерины, которая, как известно, по происхождению немка...»
Комплексная работа показала: да, сейчас многие не помнят не только «большой истории», истории огромной цивилизации, но даже истории родного края. Однако, эту историю можно напомнить. Севастополеведение и «Севастопольские рассказы» дают возможность молодым людям почувствовать связь с предыдущими поколениями тех времен, когда цивилизационное пространство не разделялось искусственными рубежами.
А местный патриотизм, как, прежде всего, актуализация связи поколений и память о подвигах предков, оказывается способен выступить в качестве действенного средства формирования мировоззрения, основанном на понятных и близких исторических, духовных и национальных традициях, заполнив тем самым вакуум ценностей и моральных ориентиров не только на региональном, но и на более высоком уровне.
Александр Вишняков