Молодая русская оперная певица сегодня выступает на самых престижных мировых сценах, участвует в многочисленных театральных проектах.
Она родилась в Петербурге. Первоначальное музыкальное образование как дирижёр-хоровик Ольга получила в России, — пела в детском хоре Мариинского театра. Второе высшее музыкальное образование по классу сольного пения — в Берлине, по окончании Высшей школы музыки имени Ханса Айслера. Её карьере способствовали высшие награды престижных вокальных конкурсов: Академии бельканто на фестивале Россини в Италии, многочисленные мастер-классы и двухлетняя стажировка в Гамбургской государственной опере.
В одном из интервью на вопрос, когда вы начали петь, Ольга Перетятько ответила, что, сколько себя помнит, пела всегда. В школе её просили: «Оля, пожалуйста, спой!» И она пела. Почему-то она вспоминает об этом перед выходом на сцену теперь уже как певица с мировой известностью. По признанию певицы, ей бывает трудно ждать выхода на сцену, Ольга напряжена, подобно хорошо натянутой стальной струне. А зал замирает, как бы прося: «Оля! Пожалуйста, спой!» И Ольга Перетятько, колоратурное сопрано, мировая звезда, невероятно востребованная на лучших оперных сценах мира, поёт!
У каждого, кто любит и слушает пение, оперу, есть свои ориентиры в выборе тех или иных голосов или исполнителей. По признанию многих любителей и знатоков оперного пения, одним из признаков особого воздействия человеческого голоса на слушателя бывает подступивший ком к горлу, а то и слёзы. Самое же главное, приходят мысли о том, какое же это чудо — прекрасное пение, какой чудесный голос! Такие моменты определяются как особо торжественные! Хочется благодарить Творца за это чудо!
Впервые запечатлелось в памяти пение Ольги Перетятько в Большом зале Консерватории в 2011 году в Москве. Это был заключительный концерт фестиваля «Крещендо», который проводил замечательный музыкант Денис Мацуев. Во втором отделении вышла на сцену очень красивая, лёгкая, изящная певица Ольга Перетятько. Она исполнила арию Лючии из оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Лямермур». Это было не просто исполнение арии, а это был мини-спектакль. Певица передала целую гамму эмоций так живо, так убедительно, с такой верой в то, что она нам говорит, что зал поверил ей, откликнулся. Голос звучал в прекрасном зале Консерватории свободно, заполняя всё пространство. Тембр голоса, его красота, виртуозная вокальная техника не оставляли сомнения в том, что это большая актриса и звезда оперы! Хочется отметить невероятно благородную, изящную пластику певицы. Исполнительница продемонстрировала изысканную манеру исполнения, безупречный вкус, что встречается весьма редко. Конечно, был успех, большой успех!
Сопрано Ольгу Перетятько часто называют звездой. Всё-таки не каждого, даже очень хорошего исполнителя, можно удостоить этого звания. Звёздные лучи должны доходить до зрителя, должны освещать его душу. Это та драгоценная «обратная связь», которая необходима не только зрителю, а, наверное, ещё больше артисту. Зритель чувствует эту постоянную обращённость Ольги к нему и благодарен ей за это. Теперь в интернете постоянно выставляются новые записи певицы, даются ссылки на её выступления. График певицы весьма насыщен, но случаются «странные сближенья». Так произошло в апреле этого года, когда в Венской Опере за день до теперь уже очень знаменитого представления оперы «Евгений Онегин» на той же сцене прошла опера Дж. Верди «Риголетто». Опера была поставлена в рамках празднования юбилея композитора Дж. Верди, проходящего в этом году практически на всех мировых оперных сценах. Партию Джильды исполняла Ольга Перетятько. Состав был очень сильный, звёздный.
Постановка оперы приятно удивила и порадовала. В декорациях, костюмах царила красота, изящество, гармония. Исполнение партий было выше всяческих похвал! Думалось, — вот он ответ режиссёрам, любящим оперные эксперименты. Ведь можно же сделать прекрасную постановку, не ранив при этом душу зрителя сомнительными «новациями». На следующий день после представления оперы «Риголетто» на той же сцене прошла опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин». На спектакле в зале в качестве зрителя присутствовала наша героиня — сопрано Ольга Перетятько.
Ольга любезно согласилась ответить на несколько вопросов.
— Вы ведь не часто поёте на сцене Венской Оперы. Что определило ваш выбор спеть в «Риголетто» на сцене Венской Оперы?
— Партия Джильды меня преследует уже давно. Наверное, именно ее я спела наибольшее количество раз. Поэтому я совершенно не удивилась, что именно в партии Джильды директор Венской Оперы Доминик Мейер пригласил меня дебютировать на этой прославленной сцене. Было это в 2009 году. Многие серьезные театры планируют свои постановки очень далеко вперёд. И, наконец, настал 2013. После очень положительной реакции прессы и критики на моё выступление в «Риголетто», мне предложили несколько других ролей, что меня очень радует. Вернусь в Вену весной 2015 года.
— Состав был очень сильным. Как вам работалось с вашими партнёрами?
— К счастью, мне практически всегда везло с партнерами по сцене. В этот раз было так же. Мы прекрасно себя чувствовали в командной работе, всячески поддерживая друг друга.
— Как вам показалась сама постановка этой оперы на сцене Венской Оперы?
— Обожаю такие традиционные постановки, где все так, как хотел и отмечал в клавире сам Дж. Верди. Ведь у него там много пометок, которые практически никогда не выполняются. Тут же было всё, как, наверное, во время первого исполнения оперы. Я себя чувствовала, как в машине времени. Сейчас, участвуя в 7-8 постановках в год, нечасто встретишь подобное внимательное отношение к деталям.
— У вас обширная концертная программа. Поёте ли вы русскую классику?
— Да, конечно. В концертах я постоянно пою русские романсы, и некоторые арии из русских опер. Еще из опыта участия в операх русских композиторов, не могу не отметить С. Стравинского с его «Соловьём» (который стал для меня практически знаковой ролью) и «Похождением повесы». В октябре этого года в Берлине состоится мой дебют в роли Марфы в опере «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.
— Как воспринимается русская классика европейским зрителем?
— Все зависит от того, как ее подать. Но музыка — настолько интернациональный язык, что иногда бывает достаточно просто хорошего музыкального исполнения, без режиссерских изысков, чтобы достучаться до сердца любого слушателя.
— Вы были на представлении оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в Венской Опере в апреле этого года. Каковы ваши впечатления?
— Это был как раз тот самый пример, когда хватает замечательного состава певцов, чтобы можно было закрыть глаза и наслаждаться Чайковским, забыв об «изысках» режиссёра, который решил в три часа уложить все известные клише о русских людях, включая снег, водку и медведей. Я была очень горда тем, как наши ребята захватили зал, и рада их, а значит, и нашему, успеху!
— Очень хочется услышать вас в Москве. Есть ли такие планы?
— Да, я вернусь в Москву 26 ноября. У нас с Российским национальным оркестром и маэстро Михаилом Плетневым будет совместный концерт в Концертном зале имени П. И. Чайковского.
— Спасибо, Оля, за такое живое участие в беседе. Успехов вам в творчестве!
Да, оперу Дж. Верди ставят, соблюдая мельчайшие указания композитора, а П. И. Чайковского на той же сцене можно обезобразить, показав русских крестьян в синих спецовках, дворянский бал в деревне превратить в безобразную оргию, петербургский великосветский бал уподобить похоронам. Сколько можно за «русскость» выставлять питие водки из горла бутылки, носиться по сцене с медвежьими шкурами, осыпая всё это белым снегом? Увы, мифы и клише живучи. И мой венский опыт показал, что о русских в мире по-прежнему знают мало. Возникает от такого представления «русских» ощущение психического нездоровья и неграмотности самих постановщиков. Господа постановщики очень плохо относятся к своим зрителям, лишая их возможности созерцать красоту, которая должна соответствовать музыке исполняемого произведения. Тем более замечательно, что победила красота, которую донесли до зрителя наши великолепные исполнители. Все главные партии в опере «Евгений Онегин» пели русские звезды оперы — Дмитрий Хворостовский и Анна Нетребко, Алиса Колосова и Дмитрий Корчак. Зритель своими овациями голосовал за высокое искусство, за честное отношение к искусству.
Людмила Краснова
Ольга Перетятько — обладательница уникального сопрано
Ольга Перетятько — обладательница уникального сопрано