Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2020
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
Русская жизнь
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2020
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    Русская жизнь
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2020
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      Русская жизнь
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2020
          • Назад
          • Соборы 1993-2020
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
        • Русская жизнь
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Общность глобальных задач: христианство перед вызовом

        Общность глобальных задач: христианство перед вызовом

        Общность глобальных задач: христианство перед вызовом

        Известно, что одной из самых ярких реакций на кощунственный акт хулиганства в Храме Христа Спасителя стало апрельское молитвенное стояние в защиту православной веры и ее святынь от осквернения и вандализма. Собравшее порядка 65 000 человек мероприятие удостоилось весьма жёсткой критики от западных обозревателей. Сам факт молитвенного стояния по мнению, например, «Los Angeles Times», свидетельствует о глубоком кризисе Русской Православной Церкви, «которая веками была покорной служанкой российских правителей, а после жестоких сталинских репрессий её подобострастие стало ещё заметнее».

        По мнению неких известных LA Times аналитиков, вроде «известного писателя и церковного эксперта» Александра Нежного, за два последних десятилетия ситуация не изменилась, о чём свидетельствуют «близкие отношения» Патриарха Кирилла и Владимира Путина. Молитвенное стояние в понимании LA Times — антилиберальный, не всегда добровольный митинг, «демонстрирующий власть церкви в путинском государстве». Подчёркивалось, что риторика молитвенного стояния имеет много общего с внешними признаками «путинской» риторики. Издание особо подчёркивает предостережения, что тёмные силы стремятся разрушить древнейший институт страны.

        Подобные мнения составляют большинство в западных СМИ. Например, испанская газета El Pais выражает солидарность со своими российскими либеральными коллегами, которые справедливо, по её мнению, критикуют Патриарха «за амбиции и непрозрачность» (?), а также порицает то, что православие, «полагающее себя религией большинства в России, отождествляет себя с самим государством». Итоговая оценка — Русская церковь и молитвенные стояния есть регресс, анахронизм, потакание «авторитаризму» Путина, и главный барьер на пути модерна, либерализма, всеобщей свободы, однополых браков и народного счастья.

        Кроме того, очевидным негативом является, по мнению таких СМИ, то, что Церковь пытается влиять на общество. Такая практика, с точки зрения западных обозревателей, является недопустимой и пагубной. Впрочем, лишь в том случае, когда речь идёт о государственнических позициях церкви. Во всех остальных случаях выясняется, что «в ходе масштабных антипутинских протестов Патриарху Кириллу был выдан значительный кредит доверия», который может быть использован для донесения требований митингующих в Кремль. Такая социальная активность Церкви выглядела бы для большинства западных СМИ вполне положительной.

        Однако, при ближайшем рассмотрении, выясняется, что в Европе у духовенства тоже существуют стимулы для занятия более активной общественной позиции. Более того, эти стимулы весьма схожи с вызовами, стоящими перед Православием. Схожи до такой степени, что вполне можно говорить о некоторых глобальных задачах, в буквальном смысле соответствующих ряду предостережений священных текстов. Как уже сообщалось, верующие даже в США оценивают защиту традиционных ценностей Русской церковью и правительством России положительно. Причём речь идёт не о единичном явлении.

        25 июля председатель Конференции епископов Франции кардинал Андре Ван-Труа (André Vingt-Trois) написал национальную молитву, которую затем передали во все епархии и каждый приход в стране. Это молитва за будущее Франции, где в настоящий момент обсуждаются фундаментальные законы в сфере семейного права, вопросы однополых браков и эвтаназии. Общенациональная молитва состоялась 15 августа, в день Успения Богородицы, когда традиционно возносится молитва за Францию. Этот обычай молиться по самым важным государственным вопросам существует с середины XVII века, и хотя с середины XX века традиция начала понемногу угасать, вызовы нового тысячелетия возродили её снова.

        С каждым годом в молитве за Францию всё отчётливее видны просьбы о божественном надзоре за вполне конкретными задачами, особенно в связи с политическими событиями, которые зачастую предполагают выбор между теми или иными направлениями развития общества, морали и этики. «Le Figaro» приводит слова одного из паломников, направившегося 15 августа в Лурд. По его мнению, «на лидерах лежит ответственность за стратегический выбор на будущее, и мы будем молиться за то, чтобы высшие интересы человека одержали верх над интересами отдельных людей».

        Этим летом во всех церквях Франции молились «за тех, кто недавно был избран, чтобы руководить и принимать законы; пусть их понимание общего блага одержит верх над требованиями одиночек и пусть у них хватит сил следовать голосу совести», «за детей и молодежь; пусть каждый из нас поможет им найти собственный путь к счастью; пусть они перестанут быть объектом желаний и конфликтов взрослых, смогут в полной мере насладиться любовью отца и матери». То есть, католиков Франции тревожат те же вещи, что и православных в России — пропагандируемое торжество псевдоэлитарного, самое себя наделившее правом решать «как лучше для всех» меньшинства над большинством, падение общественной морали, разрушение института семьи и базовых ценностей.

        При этом никто не обвиняет кардинала Андре Ван-Труа в лояльности к Франсуа Олланду, амбициях и непрозрачности. Может быть, потому, что никто, слава Богу, пока не придумал устраивать анти-Олландовский «панк-молебен» в Нотр-дам-де-Пари, а французские власти и духовенство не обязаны реагировать на оскорбление национальных святынь так, как это следует делать. Кардинал Филипп Барбарен, в пояснении к сути молитвы за Францию, описал пагубность «абсолютной демократии», в рамках которой позволительно менять абсолютно всё, не исключая базовых констант общества.

        9 сентября во всех польских костёлах было зачитано общее послание Русской православной и Польской католической церквей к народам двух стран, подписанное 17 августа патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Епископской конференции Польши архиепископом Юзефом Михаликом. Пресс-служба Конференции католических епископов Польши отмечает, что путь к примирению между поляками и русскими лежит не через захватывающие политические жесты, а через взаимную готовность прощать и призыв к совместному свидетельству Евангелия, особенно перед лицом сложных проблем современности. Юзеф Михалик подчеркнул, что особым знаком и необходимым шагом является объединение Церквей и общий голос в защиту ценностей Евангелия и естественных прав в Европе и мире. А Патриарх Кирилл со своей стороны выразил надежду, что состоявшийся его визит в Польшу станет общим свидетельством двух Церквей защиты традиционных ценностей в Европе.

        Вне зависимости от конфессии, верующие люди России и Европы осознают необходимость единения перед лицом опасностей, которые лежат в плоскости, отличной от традиционной межгосударственной политики. Активизация верующих во Франции, России и Польше проходит как раз на фоне усиления «другой» стороны, которую, в зависимости от предпочтительной терминологии, можно назвать либо мракобесием, либо «абсолютной демократией».

        9 сентября в голландском городе Энсхеде состоялся арт-фестиваль GOGBOT, посвященный группе Pussy Riot. Участницы движения FEMEN под овации гостей фестиваля показательно спилили три креста, предварительно установленных организаторами. «Мастер-классу по крестосеке» предшествовало обращение к собравшимся активистки движения Инны Шевченко, в котором она сравнила кресты «с занозами в теле цивилизации», а бензопилу — со скальпелем хирурга, призванного помочь больному. FEMEN намерены и дальше «беспощадно выпиливать идолов патриархата, выполняя миссию санитаров истории». Более наглядную агитацию того, что мораль и уважение к традиционным ценностям в Европе очевидно нуждаются в укреплении, представить сложно.

        Андрей Полевой

        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"