Известно, что одной из самых ярких реакций на кощунственный акт хулиганства в Храме Христа Спасителя стало апрельское молитвенное стояние в защиту православной веры и ее святынь от осквернения и вандализма. Собравшее порядка 65 000 человек мероприятие удостоилось весьма жёсткой критики от западных обозревателей. Сам факт молитвенного стояния по мнению, например, «Los Angeles Times», свидетельствует о глубоком кризисе Русской Православной Церкви, «которая веками была покорной служанкой российских правителей, а после жестоких сталинских репрессий её подобострастие стало ещё заметнее».
По мнению неких известных LA Times аналитиков, вроде «известного писателя и церковного эксперта» Александра Нежного, за два последних десятилетия ситуация не изменилась, о чём свидетельствуют «близкие отношения» Патриарха Кирилла и Владимира Путина. Молитвенное стояние в понимании LA Times — антилиберальный, не всегда добровольный митинг, «демонстрирующий власть церкви в путинском государстве». Подчёркивалось, что риторика молитвенного стояния имеет много общего с внешними признаками «путинской» риторики. Издание особо подчёркивает предостережения, что тёмные силы стремятся разрушить древнейший институт страны.
Подобные мнения составляют большинство в западных СМИ. Например, испанская газета El Pais выражает солидарность со своими российскими либеральными коллегами, которые справедливо, по её мнению, критикуют Патриарха «за амбиции и непрозрачность» (?), а также порицает то, что православие, «полагающее себя религией большинства в России, отождествляет себя с самим государством». Итоговая оценка — Русская церковь и молитвенные стояния есть регресс, анахронизм, потакание «авторитаризму» Путина, и главный барьер на пути модерна, либерализма, всеобщей свободы, однополых браков и народного счастья.
Кроме того, очевидным негативом является, по мнению таких СМИ, то, что Церковь пытается влиять на общество. Такая практика, с точки зрения западных обозревателей, является недопустимой и пагубной. Впрочем, лишь в том случае, когда речь идёт о государственнических позициях церкви. Во всех остальных случаях выясняется, что «в ходе масштабных антипутинских протестов Патриарху Кириллу был выдан значительный кредит доверия», который может быть использован для донесения требований митингующих в Кремль. Такая социальная активность Церкви выглядела бы для большинства западных СМИ вполне положительной.
Однако, при ближайшем рассмотрении, выясняется, что в Европе у духовенства тоже существуют стимулы для занятия более активной общественной позиции. Более того, эти стимулы весьма схожи с вызовами, стоящими перед Православием. Схожи до такой степени, что вполне можно говорить о некоторых глобальных задачах, в буквальном смысле соответствующих ряду предостережений священных текстов. Как уже сообщалось, верующие даже в США оценивают защиту традиционных ценностей Русской церковью и правительством России положительно. Причём речь идёт не о единичном явлении.
25 июля председатель Конференции епископов Франции кардинал Андре Ван-Труа (André Vingt-Trois) написал национальную молитву, которую затем передали во все епархии и каждый приход в стране. Это молитва за будущее Франции, где в настоящий момент обсуждаются фундаментальные законы в сфере семейного права, вопросы однополых браков и эвтаназии. Общенациональная молитва состоялась 15 августа, в день Успения Богородицы, когда традиционно возносится молитва за Францию. Этот обычай молиться по самым важным государственным вопросам существует с середины XVII века, и хотя с середины XX века традиция начала понемногу угасать, вызовы нового тысячелетия возродили её снова.
С каждым годом в молитве за Францию всё отчётливее видны просьбы о божественном надзоре за вполне конкретными задачами, особенно в связи с политическими событиями, которые зачастую предполагают выбор между теми или иными направлениями развития общества, морали и этики. «Le Figaro» приводит слова одного из паломников, направившегося 15 августа в Лурд. По его мнению, «на лидерах лежит ответственность за стратегический выбор на будущее, и мы будем молиться за то, чтобы высшие интересы человека одержали верх над интересами отдельных людей».
Этим летом во всех церквях Франции молились «за тех, кто недавно был избран, чтобы руководить и принимать законы; пусть их понимание общего блага одержит верх над требованиями одиночек и пусть у них хватит сил следовать голосу совести», «за детей и молодежь; пусть каждый из нас поможет им найти собственный путь к счастью; пусть они перестанут быть объектом желаний и конфликтов взрослых, смогут в полной мере насладиться любовью отца и матери». То есть, католиков Франции тревожат те же вещи, что и православных в России — пропагандируемое торжество псевдоэлитарного, самое себя наделившее правом решать «как лучше для всех» меньшинства над большинством, падение общественной морали, разрушение института семьи и базовых ценностей.
При этом никто не обвиняет кардинала Андре Ван-Труа в лояльности к Франсуа Олланду, амбициях и непрозрачности. Может быть, потому, что никто, слава Богу, пока не придумал устраивать анти-Олландовский «панк-молебен» в Нотр-дам-де-Пари, а французские власти и духовенство не обязаны реагировать на оскорбление национальных святынь так, как это следует делать. Кардинал Филипп Барбарен, в пояснении к сути молитвы за Францию, описал пагубность «абсолютной демократии», в рамках которой позволительно менять абсолютно всё, не исключая базовых констант общества.
9 сентября во всех польских костёлах было зачитано общее послание Русской православной и Польской католической церквей к народам двух стран, подписанное 17 августа патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Епископской конференции Польши архиепископом Юзефом Михаликом. Пресс-служба Конференции католических епископов Польши отмечает, что путь к примирению между поляками и русскими лежит не через захватывающие политические жесты, а через взаимную готовность прощать и призыв к совместному свидетельству Евангелия, особенно перед лицом сложных проблем современности. Юзеф Михалик подчеркнул, что особым знаком и необходимым шагом является объединение Церквей и общий голос в защиту ценностей Евангелия и естественных прав в Европе и мире. А Патриарх Кирилл со своей стороны выразил надежду, что состоявшийся его визит в Польшу станет общим свидетельством двух Церквей защиты традиционных ценностей в Европе.
Вне зависимости от конфессии, верующие люди России и Европы осознают необходимость единения перед лицом опасностей, которые лежат в плоскости, отличной от традиционной межгосударственной политики. Активизация верующих во Франции, России и Польше проходит как раз на фоне усиления «другой» стороны, которую, в зависимости от предпочтительной терминологии, можно назвать либо мракобесием, либо «абсолютной демократией».
9 сентября в голландском городе Энсхеде состоялся арт-фестиваль GOGBOT, посвященный группе Pussy Riot. Участницы движения FEMEN под овации гостей фестиваля показательно спилили три креста, предварительно установленных организаторами. «Мастер-классу по крестосеке» предшествовало обращение к собравшимся активистки движения Инны Шевченко, в котором она сравнила кресты «с занозами в теле цивилизации», а бензопилу — со скальпелем хирурга, призванного помочь больному. FEMEN намерены и дальше «беспощадно выпиливать идолов патриархата, выполняя миссию санитаров истории». Более наглядную агитацию того, что мораль и уважение к традиционным ценностям в Европе очевидно нуждаются в укреплении, представить сложно.
Андрей Полевой
Общность глобальных задач: христианство перед вызовом
Общность глобальных задач: христианство перед вызовом