Кадетское образование начало возрождаться в начале 90-х годов. До этого была сеть суворовских (нахимовских) училищ Министерства обороны, которая за невостребованностью их выпускников министерством стала быстро сокращаться. Создание кадетского образования было вызвано объективной необходимостью. Само время поставило данную повестку дня. В те «лихие» годы у молодежи начали теряться жизненные ориентиры, падать духовно-нравственные ценности, прежде всего — патриотизм, утрачиваться смысл таких понятий, как честь, долг, любовь к Родине, верность Отечеству, гордость за историю страны и пр.
Был развален Советский Союз, ликвидированы КПСС, комсомол, пионерская организация и т. д., а взамен ничего предложено не было. На различных форумах поговаривали даже о возможности потери в этой «смуте» одного-двух поколений. Все это грозило обернуться для страны и общества тяжелыми последствиями. Да и сейчас ситуация в стране продолжает оставаться сложной во многих областях. Но больше всего проблем и трудностей, по-прежнему, находится в духовно-нравственной сфере, в области воспитания граждан страны. К сожалению, многие институты государства, которые призваны это делать, упразднены или разрушаются, а это неизменно ведет к утрате наших традиционных ценностей.
Сегодня основная противоречивая тенденция нашего развития заключается в том, что государство все больше уходит от нашей истории, духовности, нравственности в рынок и либерализм, а общество все больше инстинктивно понимает, что дальше так продолжаться не может и что спасти его в этой ситуации могут только наши собственные исторические основы, наши собственные исторические ценности и своя российская русская самобытность. Одной из таких ценностей является кадетское образование с его более чем 300-летней историей.
Не случайно, что в то сложное противоречивое время группа единомышленников — офицеров запаса Вооруженных Сил, приняла решение о возрождении кадетского образования в России. Именно на энтузиазме этой группы людей, без участия государства, оно и было создано. И главной целью возрождения кадетского воспитания и образования было — заново начать (!!!) в новых общественных, экономических, и социальных условиях формирование нового поколения россиян.
Однако до сих пор кадетское образование не имеет официального статуса. А если мы говорим о кадетском образовании, как о системе, то оно должно образовываться и развиваться только на основе правовой базы, которой сегодня, к глубокому сожалению, в системе кадетского образования нет. И в то же время есть все увеличивающееся число образовательных и других учреждений, которые, по сути, самопроизвольно, вне правового поля, называют себя кадетскими. Сегодня в стране более ста кадетских корпусов, более тысячи кадетских классов, более двадцати суворовских (нахимовских) училищ и кадетских корпусов силовых структур. Начали создаваться Президентские кадетские училища в каждом Федеральном округе, которые, по сути, также находятся за рамками правового поля.
Если подходить объективно, сегодня кадетское (включая суворовское и нахимовское) образование, его национальная суворовская школа, является наиболее успешной, признанной большинством общества, системой образования и, особенно, воспитания молодежи. Но в тоже время мы видим, что эта школа постепенно свертывается: из программ суворовских училищ изъяты все предметы военного обучения, уволены все офицеры, строевая подготовка запрещена, зарядка не обязательна и т. д. Начиная с года 65-летия нашей Победы (2010 г.), впервые с первого Парада Победы 1945 года они не участвуют в парадах на Красной площади. Причина, по мнению чиновников военного образования, самая банальная и звучит по-детски наивно: будет развиваться варикоз, произойдет физическое утомление, снизится умственное развитие и нужно готовиться к сдаче ЕГЭ, а не заниматься «шагистикой». По-сути, сегодня они ничем не отличаются от общеобразовательных школ по своему статусу.
Вполне очевидно, что кадетское образование сегодня востребовано жизнью. Это подтверждается все увеличивающимся вниманием российского общества к данной системе и ставит сегодня вопрос о его признании в качестве самостоятельной ветви общего гражданского профессионального образования в системе национального образования страны, а также закрепление государством его статуса в самостоятельном пакете правовых и административных норм или в качестве соответствующих поправок в существующем законодательстве, в том числе — в рассматриваемом в ближайшее время Государственной Думой законопроекте «Об образовании».
Определяя место, роль и значение кадетского образования в России, представляется, что кадетское образование должно занять центральное место в системе подготовки национальных лидеров с детства и стать основой формирования нового служивого сословия России. Сейчас это новое служивое государственное сословие России появляется из неоткуда. Выпускники суворовских училищ по этой, имевшей место в прошлом, стезе уже не идут, поскольку и они сейчас имеют свободный аттестат.
Предложения:
- Закрепить законодательно единство обучения и воспитания. Это касается не только кадетского образования, а всей системы российского образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшей школой.
- Обязательный профессиональный отбор учителей в кадетские корпуса, суворовские и нахимовское училища. Они должны быть настоящими патриотами Родины, преподавателями высшей и 1 категории, знающими историю России, Вооруженных Сил (силовых структур) и кадетских корпусов, владеющие смежными дисциплинами, в т. ч. основами военного дела. Они должны проходить повышение квалификации не в общем потоке, а по отдельным программам.
- Финансирование. Суворовские (нахимовское) училища, кадетские корпуса, кадетские школы и школы-интернаты должны получать финансирование, позволяющее в полном объеме обеспечивать образовательный, воспитательный процессы и быт учащихся. А на практике директора сейчас вынуждены осуществлять между собой даже имущественный бартерный обмен («Ты мне списанные кровати, я тебе списанные стулья»).
- В силу своей специфики, кадетские корпуса не могут соперничать со специализированными образовательными учреждениями, а условия поступления в ВУЗы едины. И поэтому их выпускники имеют определенное неравенство в возможности поступления. Поэтому целесообразно дать выпускникам кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ определенные льготы для поступления в профильные ВУЗы (внеконкурсное зачисление). Так было в прошлом, когда выпускники суворовских (нахимовских) училищ поступали даже без экзаменов сразу на второй курс военных ВУЗов.
- Всю воспитательную работу в кадетских корпусах, суворовских и нахимовских училищах направить на соединение воедино духовно-нравственных потенциалов трех выдающихся слоев русской интеллигенции — русского учительства, русского воинства и духовенства традиционных религий, как основополагающей исторической традиции российского кадетства.
- Восстановить в кадетских корпусах, суворовских и нахимовских училищах военную составляющую обучения, не превращать их в общеобразовательные школы с учениками в погонах. Соответственно директорами (начальниками) и воспитателями должны быть люди, прошедшие школу армейской жизни.
- Восстановить традицию участия суворовцев и нахимовцев в парадах на Красной площади.
От имени Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора и Объединения Высших офицеров России:
О. А. Костин, Член Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, руководитель Секретариата Бюро ВРНС.
В. Я. Шатохин, Член Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, Первый вице-президент Объединения Высших офицеров России, кандидат военных наук, профессор, генерал-лейтенант.