Эконом Данилового монастыря игумен Инокентий (Ольховой) рассказывает о своем опыте путешественника и социально активного человека.
Надо ли христианину следить за своим здоровьем? Полезны ли посты для нашего здоровья? Каков оптимальный рацион питания современного человека, живущего в городе? Может ли верующий человек быть примером социального активного и здорового образа жизни? На эти и другие вопроса отвечает эконом Данилового мужского ставропигиального монастыря города игумен Инокентий (Ольховой)
- Отец Иннокентий, будучи экономом монастыря, вы руководите сельскохозяйственными работами, ведаете вопросами земледелия. Какова, на ваш взгляд, оптимальная модель рациона питания современного человека ХХI века, живущего в городе? Чем, в идеале, должен питаться человек?
- Конечно, в идеале хорошо питаться той пищей, которая выращена без химикатов и без генной инженерии, хотя нас и убеждают в том, что она абсолютно безопасна. Скажу свое личное мнение: я отношусь к ГМО-продукции настороженно. Когда человек пытается изменить то, что создал Бог, это может привести к непредсказуемым последствиям. Каков будет результат - мы не можем знать сейчас, эти технологии появились относительно недавно. Поэтому, если есть возможность, лучше питаться продуктами, выращенными в естественных, а не искусственных условиях.
На мой взгляд, у традиционного сельского хозяйства есть много преимуществ. Известно, к примеру, что у коровы, у которой есть имя, по которому к ней обращается доярка, качество молока выше в сравнении с машинным доением. Есть множество примеров того, что больше всего пользы приносит та продукция, которая изготовлена традиционными методами.
К сожалению, в городах найти ее часто бывает сложно. Если в деревнях у людей есть возможность пить молоко "из-под коровы", собирать яйца домашних, а не инкубаторских несушек, то городские жители вынуждены довольствоваться продуктами, полученными промышленным способом. Часто это не только сомнительно с точки зрения здорового образа жизни, но и просто невкусно. Особенно овощи, выращенные на гидропонике, в искусственной среде с помощью питательных растворов.
К сожалению, горожане становятся заложниками огромных сетей. Конкурировать с ними продукция, выращенная вручную, чаще всего не может. Вроде бы есть вариант - колхозные рынки, но туда часто попадают продукты с тех же самых овощных баз, что обслуживают сетевые магазины. Продукция частного производства практически вытеснена из городов.
- Но есть еще и продукция монастырских хозяйств. Можно ли ее приобрести, к примеру, в лавках Данилова монастыря?
- Да, конечно. На территории монастыря мы продаем продукцию своих хозяйств, где всё выращивается вручную, традиционным способом - огурцы, помидоры, зелень. Продаем свои сыр, творог и молоко, другие продукты. Приглашаем все попробовать всех, кто еще не пробовал. Милости просим!
- А чем продукция монастырских хозяйств отличается от модной сегодня продукции фермерской?
- Мы выращиваем продукцию с молитвой, и есть люди, для которых это имеет значение, это важно. С чисто механической точки зрения, если речь идет о технологиях, наша продукция от фермерской ничем не отличается. Если, конечно, речь идет о настоящих фермерах... Ведь часто бывает так, что "фермерский" - это просто название, а на самом деле все автоматизировано и поставлено на конвейер.
- Недавно я услышал, что в Эфиопии священники изготавливают просфоры только из национальных древних сортов пшеницы, тем самым помогая сохранить их от вытеснения западными сортами, которые, конечно же, генетически модифицированы. Известно, что Эфиопское нагорье - это один из древнейших центров культивации растений. Как вы думаете, можно ли сказать, что практика сохранения древнего биоразнообразия растений имеет духовный смысл?
- Мы тоже столкнулись с тем, что наш российский семенной фонд сильно пострадал в годы развала сельского хозяйства. Мы потеряли очень много семенных сортов, а сейчас вынуждены закупать семена за границей. Скажем, пивоваренный ячмень, всеми сортами которого сейчас пользуются сельхозпроизводители, является немецким или голландским. Чаще всего встречаются немецкие сорта. Почему? Потому что все заводы имеют немецкое оборудование, а оно "заточено" под их сорта, с определенным содержанием белка и другими особенностями. Соответственно, наше зерно для них не подходит, и семенной фонд пропадает.
К счастью, стратегические культуры - рожь и пшеница - у нас сохранились, и очень хорошего качества. Наше зерно мы экспортируем за границу, и оно вполне конкурентоспособное. Сохранились не только старые сорта, но и структуры, которые занимаются разработкой новых сортов пшеницы. Мы тоже участвуем в этом процессе: получаем семена высокой репродукции, чтобы сеять уже качественную пшеницу.
В Рязанской области, где находится наше хозяйство, также имеется институт, который занимается выведением новых сортов. Таким образом, у нас все свое, здесь мы не зависим от иностранных поставок. Эти прекрасные сорта имеют хорошее качество, хлебопекарная мука из них получается замечательная. И просфоры мы печем, конечно же, только из своей муки.
- А какие продукты чаще всего покупают в монастырских лавках?
- Все с удовольствием покупают творог, сыр сметану, масло, молоко. Берут с удовольствием, разбирают прямо влёт. У нас даже этого не хватает. То есть мы не можем столько произвести, сколько необходимо. Мед с пасек также пользуется спросом.
- Каков срок хранения вашей продукции? Она же вся живая, без консервантов...
- Да, совсем без консервантов, вся продукция скоропортящаяся. Надо съесть всё быстро, иначе испортится. С другой стороны, у хороших хозяек ничто не пропадает. Из молока получается простокваша, ее тоже можно как-то употребить, напечь блины. Масло хранится недолго, потому что оно совершенно без консервантов. Топлёное масло хранится гораздо дольше, оно хоть и не такое вкусное, но его также можно добавить в кашу. Творог хранится дольше, а еще дольше - сыр.
- Какие продукты, на ваш взгляд, самые-самые полезные?
- Никогда об этом не задумывался... Но если питаться в соответствии с церковным календарем, соблюдая посты, то, наверное, полезно все. Я обхожусь без мяса более двадцати лет и совершенно от этого не страдаю. Обычная наша пища, и даже с учётом постов, позволяет сохранять вполне нормальную физическую форму. Может быть, не для Олимпийских игр, но для тяжёлых погружений на большие глубины или для походов в горы, на Эльбрус, что требует хорошей физической формы, вполне достаточно нашего монастырского питания. Это рыба, растительные продукты, молочные продукты, в которых также много белка. Этого вполне достаточно, чтобы поддерживать хорошую физическую форму, достаточную для любой нормальной деятельности. Если вы не профессиональный спортсмен, который вынужден переносить большие физические нагрузки, если вы не заняты тяжёлым физическим трудом, вполне возможно обойтись без мяса совсем, используя лишь белки растительного происхождения. В посты особую роль играют грибы и ягоды, овощи и соления. Вот, кстати, квашеная капуста - это замечательный продукт. По количеству витаминов он входит в число самых полезных продуктов в мире. Но, опять же, им тоже не стоит увлекаться, поскольку он достаточно тяжёлый для пищеварения. Всё нужно чередовать, употребляя в меру. Часто приходится слышать, что, мол, надо совсем отказаться от хлеба. Там лишние калории - человек полнеет. Но в итоге из-за отказа от хлеба у человека портится настроение, он становится раздражительным. От хлеба у человека повышается тонус, жизнерадостность, зачем от него полностью отказываться? Думаю, бездрожжевой хлеб очень полезен.
- Современный человек, особенно горожанин, ведет сидячий образ жизни, сидит в офисе, не занимаясь физическим трудом. Но голодать он тоже не может - ищет такую пищу, которая повышала бы настроение.
- Есть сахар, который дает впрыск глюкозы, что на короткое время повышает настроение. Но это опасная вещь, потому что большое количество сахара организм переварить не может. Он откладывается в жиры или начинаются какие-то более серьезные проблемы. Но вот маленькая шоколадка, наверное, никогда не повредит.
Вспоминается, что святой преподобный Серафим Саровский заповедовал дивеевским сестрам носить в кармашке сухарики - "от уныния". Сухарик от уныния, по совету преподобного Серафима, реально помогает. Если это настоящий сухарик, засушенный кусочек хлеба, приготовленный без масла... Вроде кусочек маленький сухарика, а тоже поднимает настроение. А если вспомнить, что это завет святого преподобного Серафима, то получается ещё и духовный фундамент. Конечно же, если вкушать их в меру (в кармашке ведь много не унесешь).
- В Дивеевской хронике есть еще история о том, как святой преподобный Серафим Саровский, полностью удалившись от людей на три года, питался исключительность снытью. Полезно ли это растение современным людям?
- Пытаться буквально копировать подвиги святого преподобного Серафима Саровского я бы никому не советовал... А что касается использования сныти в пищу, то отношение может быть только позитивным. Мы же едим щавель, едим крапиву, с удовольствием делаем из них супы. Сныть также очень богата витаминами. Сныть, щавель, крапива - традиционные русские растения, которые произрастают в наших лесах. Конечно же, они могут быть для нас здоровой, доступной и бесплатной пищей. Это очень хорошая идея! Естественно, нужны желание, воля, нужно себя немножко понудить, чтобы собрать их, потому что сныть не продается в супермаркетах.
- Могут ли посты в их материальном, вещественном измерении, касающемся воздержания от употребления тех или иных продуктов, служить оздоровлению человека? Разумна ли такая постановка вопроса?
- Считаю, что да, разумна. Пост ограничивает употребление пищи, насыщенной холестерином, белковую пищу животного происхождения. Естественно, это полезно. Посты, установленные Церковью, в принципе вполне посильны всем людям. Они приносят пользу человеку, как духовную, так и телесную. Они не умаляют наших сил. Есть прекрасный пример пророка Даниила, который ел растительную пищу и, тем не менее, был и сильным, и здоровым. С другой стороны, если мы на себя накладываем какие-то дополнительные "вериги", духовные или телесные, то это может принести большой вред.
- Скажите, а какие физические упражнения вы бы рекомендовали для поддержания бодрости и хорошего настроения?
- Я считаю, что каждый православный христианин должен поддерживать по возможности нормальную физическую форму. Это либо зарядка, либо какие-то упражнения в конце дня. У кого какие возможности есть. Не обязательно заниматься на тренажерах. Хороши плавание, бег, велосипед. Естественно, ходьба - быстрая ходьба, может быть, даже полезнее бега. Если нет времени, можно сосредоточиться на том, что удобно в четырех стенах и даже на рабочем месте.
Один мой знакомый, врач-массажист, посоветовал очень простое упражнение, которое заменяет в принципе всё. Если делать только это упражнение, то будет в принципе вполне достаточно. Это упражнения с гимнастическим роликом. Работают самые главные мышцы нашего тела - мышцы спины, пресса, ног, плеч, рук. Если делать его медленно, оно требует больших усилий. Его делают не на количество, а на время, то есть как можно медленнее.
Также очень полезное упражнение - всем известная "планка". Это своего рода "гимнастика для ленивых". Отлично прорабатываются мышцы пресса, торса, плеч, спины. Для того, чтобы делать эти очень простые упражнения, не обязательно быть какими-то атлетами. Нужно просто желание. И понимание того, что от этого будет меньше болезней, лучше будет настроение, больше будет работоспособность, и мы сможем больше и полнее уделять себя каким-то полезным делам. Это особенно касается тех, кто занимается исключительно сидячей работой. Чем больше наш запас физических сил, тем дольше мы сможем работать умственно. Врачи давно уже говорят о том, что физический тонус человека создает потенциал для умственной работы.
Наше тело есть храм Духа. Оно предназначено для того, чтобы служить ему. Служить во всей своей полноте, во всех своих физических прекрасных свойствах, которые в нас вложил Бог. Господь не зря создал наше тело столь совершенным. Конечно же, мы должны о нем в разумных пределах заботиться. Мы не сможет выполнять свои обязанности, если будем постоянно болеть и унывать. Особенно по причине своей лени и беспечности. Отмечу, однако, что забота исключительно и только о своем физическом состоянии не должна быть главной целью нашей жизни.
- Сегодня часто можно услышать словосочетание "активный образ жизни. Поделитесь, пожалуйста, вашими соображениями по этому поводу.
- Здесь можно выделить сразу несколько направлений. Активность может быть направлена на удовлетворение любознательности и эстетических запросов: съездить в горы, сходить в поход, увидеть воочию красоту Божьего мира. Второе - это просто спорт, и это тоже хорошо, если только человек не пребывает в состоянии самолюбования, нарциссизма, хочет, чтобы все им восхищались. Наконец, третье, самое важное - это социальная активность, когда человек готов использовать свой свободный день на помощь ближнему - младенцу, заключенному, старушке, больному. Это волонтёрство. Понятно, что не все могут работать с людьми - это сложно, на это психологически способен далеко не каждый. Но есть еще и восстановление памятников архитектуры или волонтерство, связанное с помощью животным, их кормление, прививки, устройство. Главное - делать что-то полезное, творить добро. Вот это и есть в моем понимании социально активный образ жизни.
- Говорят также об "активном отдыхе" как лучшем способе проведения отпуска. Что вы думаете по этому поводу?
- Иногда бывает, что человек так устал, что для него лучший выход - просто лежать на песке у моря. Но если есть силы, лучше отдыхать в движении. Для верующего человека актуальны паломнические маршруты. Полезно и знакомство со светской культурой - человечество накопило много прекрасного в музеях, картинных галереях, выставочных залах. Ну, а для активного отдыха сейчас огромные возможности - было бы только желание! Походы на байдарках, на лошадях, велосипедные туры - на любой уровень подготовки и денежных затрат! Интересно, что активный отдых летом оставляет после себя огромный эмоциональный заряд, который очень помогает унылой осенью и зимой. По наблюдениям врачей, когда у нас есть интересные, радостные событийные воспоминания, они оказывают в дальнейшем более сильное позитивное воздействие, нежели "растительный" отдых на песке у моря. Даже если мы тратим на активный отдых много энергии, много физических сил, отдача от этих усилий велика. Человек возвращается в рабочий ритм с новыми силами и новой радостью.
- В последнее время стала популярной "шведская ходьба". Правда ли, что ее практикуют в Даниловом монастыре?
- Это очень полезная вещь, в которой задействованы различные группы мышц, в том числе мышцы рук. Наша братия действительно иногда ходит по вечерам с палками. Кстати, совсем недавно узнал, что в Швеции появилось новое увлечение - это бег с собиранием мусора, даже имеет специальное название. По мнению врачей, при таком беге человек получает втрое большую нагрузку, чем при обычном беге. Вы бежите, приседаете, нагибаетесь и делаете это на довольно большой скорости, благодаря чему к обычному бегу добавляются дополнительные упражнения. Комплекс работает великолепно, и плюс ко всему экологический эффект, чистота улиц. Было бы, конечно, здорово, если бы мы у себя такие вещи простые пропагандировали среди молодёжи. Равно и как среди всех остальных возрастных групп, обращаясь к тем, кто хочет приносить пользу окружающей среде, родному городу, району, двору.
- Отец Иннокентий, мы знаем, что вы говорите об активном образе жизни не как теоретик, а как практик. Большой резонанс имели экспедиции с вашими участием по поиску и обнаружению затопленных кораблей, по изучению затопленных районов Русского Севера, оказавшихся на дне построенных при советской власти водохранилищ. Как вам удается совмещать служение в монастыре и профессиональные занятия техническим дайвингом, очень сложным видом спорта, предполагающим долгие погружения на большие глубины?
- В юности я профессионально занимался плаванием, выступал на соревнованиях, у меня сохранилась физическая база. Все комплексы упражнений, которые мы делали на тренировках, у меня наработаны. Сейчас стараюсь отжиматься, подтягиваться, приседать, делать самые базовые упражнения, зарядку, небольшую тренировку, прыжки со скакалкой. Поддерживать элементарную физическую форму в моём положении необходимо, потому что приходится много ездить, выполнять много работы, связанной с управлением большими коллективами людей, большой эмоциональной нагрузкой. А это требует в том числе и напряжения физических сил.
- Какие эпизоды наиболее запомнились вам из ваших подводных экспедиций?
- Мне очень запомнилось моё первое погружение на погибшую подводную лодку. Это был 2017 год. До этого я был в экспедиции в 2015 году как священник, не погружался в воду, а был приглашен участвовать в литургии, которая совершалась на острове Гогланд.
Когда-то до революции это была территория Российской империи, там находился наш храм. В 2015 году мы отслужили там литургию - впервые за 100 лет. Я сослужил владыке Евгению, в ту пору ректору Московской духовной академии, ныне митрополиту Таллинскому и всея Эстонии. Затем мы отслужили панихиду по погибшим российским морякам.
Два года спустя, участники экспедиции пригласили меня уже в качестве дайвера. Они хотели, чтобы в их команде был священник, который поддерживал бы молитвой и делом своих товарищей. И вот уже в этой экспедиции я действительно первым обнаружил затопленную подводную лодку, когда совершал погружение. Это ни с чем не сравнимое чувство - когда спускаешься на самое дно Балтийского моря и видишь большой боевой корабль, лежащий на дне, погибший много-много лет назад. Его искали очень долго и много лет не могли найти. И вот он обнаружен, обследован, идентифицирован, о нём собрана вся информация, оповещены родственники - одним словом, он возвращен из исторического небытия. Воспоминание о том, как ты увидел его первым после сотни лет забвения, на большой глубине, в полной темноте, остается на всю жизнь.
- Каково ваше впечатление от посещения "Русской Атлантиды" - деревень, находящихся на дне устроенного в тридцатых годах водохранилища в Мологском районе Вологодской области?
- Эта экспедиция также оставила сильное впечатление. Эта земля была полностью затоплена при строительстве Рыбинской ГЭС, столетиями люди в этих местах молились и работали, рожали детей, крестились, венчались, умирали. И вот теперь все это под водой, на глубине. Однажды мы нашли кладбище, где прямо косточки лежат на дне, они там вымываются постепенно. Это скорбное зрелище. Но была и радость, когда мы обнаружили место, где был храм, и затем на этом месте отслужили литургию на корабле, когда можно было подплыть и встать над этим местом. Также мы отслужили литургию на том месте, где когда-то находилась Дорофеева пустынь.
Такие экспедиции помогают сделать нашу историю ближе, доступнее, интереснее, сделать ее осязаемой. Это своего рода археологические изыскания под водой. Когда мы обнаруживаем храм или часовню, мы описываем это место, делаем фотоотчет, затем обозначаем обретенную святыню на карте... То есть мы находим, делаем фотографии, обозначаем это место как святыню. Там глубины небольшие, все желающие, в принципе, могу туда нырнуть. Лучше не просто прочитать о чем-то в книгах, но прикоснуться руками, увидеть своими глазами.
- Хотелось бы задать вам вопрос как дайверу и знатоку подводного мира. В последнее время очень много говорят о замечательных свойствах микроводорослей, таких как спирулина и хлорелла. Как вы думаете, можно или их включать в рацион - особенно во время постов?
- Я считаю, что это очень хорошие продукты, и сам, к примеру, употребляю в пищу спирулину. Эта богатая микроэлементами микроводоросль особенно полезна во время Великого поста, когда организм получает мало витаминов.