В начале августа 2017 года в издательстве МГИМО увидела свет книга политолога, кандидата философских наук Василия Александровича Щипкова «Смех, табу и другие гуманитарные технологии». В работе освещается целый комплекс проблем и вопросов, связанных с информационными процессами в современном мире, в частности применение современных гуманитарных технологий в информационных войнах.
Вначале автор обращается к предпосылкам возникновения информационного общества, вслед за многими исследователями разделяя историю меняющихся представлений человека о мире на несколько эпох. Если архаичная, античная и средневековая эпохи базировались на мифологизированном сознании, и мир воспринимался ими как единое целое, то в эпоху модерна, включавшую в себя Возрождение и Просвещение, главенствующими стали идеи прогресса и эволюции, борьбы между «современностью» и «традицией». В XX веке культура вновь стала мифологизироваться, открыв путь эпохе постмодерна. Постмодерн предложил обществу новые, конструируемые мифы.
Именно в рамках постмодерна появилась концепция информационного общества, для которой характерны неприятие авторитетов, иррациональность и ценностная размытость. В. Щипков подчеркивает, что с развитием информационных технологий одновременно сокращается техническое информационное неравенство, но усиливается гуманитарное информационное неравенство. По мнению автора, наиболее подходящим для характеристики возможностей современной журналистики и технологий пиара является термин «Текст» — зафиксированную в знаковой системе человеческую мысль. Журналисты и специалисты по связям с общественностью создают Тексты и управляют именно Текстами.
В современных информационных процессах активно используются и метафоры. Метафора конкуренции подталкивает к использованию таких терминов, как «игроки», «правила игры» или «регламент», но основной в информационных войнах современности является метафора войны, предлагающая к использованию такие слова, как «информационная угроза», «информационная безопасность» или «информационные фронты». В. Щипков подразделяет информационные войны на информационно-технические, объектами которых являются современные технологии и техника, и информационно-психологические войны, где объектом является сам человек.
Чтобы быть игроком в рамках информационных процессов, их участник должен представлять собой активно действующую силу, т.е. иметь субъектность, подчеркивает автор книги. Субъектность состоит из двух элементов — самоидентификации (идентичности) и ресурса, который может быть административным, моральным, публичным, научным. Однако есть и еще одна категория участников информационных процессов – спикеры (журналисты, политики, эксперты, ученые), которые могут быть как самостоятельными игроками, так и средством в руках других игроков. Автор книги обращает внимание на роль спикеров особого типа – контрагентов, которые представляют в споре мнимую альтернативу, зачастую использующиеся их идейными оппонентами в своих целях. В качестве примера автор приводит выступления Александра Проханова на радиостанции «Эхо Москвы», которые только убеждают ее аудиторию в своей правоте. В пособии уделяется внимания и т.н. «новым медиа»: социальным сетям и блогам. Автор подчеркивает, что «новые медиа» могут как тиражировать информацию традиционных СМИ, так и быть первоисточником, что превращает их в орудия для информационных вбросов. Ссылаясь на непроверенную и сомнительную информацию в блогах и социальных сетях, традиционные СМИ таким образом «легализуют» ее.
В. Щипков делает акцент на роли мифа как знаковой системы, языка, который может передавать через любые слова и образы собственные, дополнительные смыслы путем «деформации» их первоначального понятия. Именно миф, по мнению В. Щипкова, является одним из ключевых функциональных элементов коммуникативных практик, который стал в XX в. прикладным информационным инструментом.
В пособии указывается, что для анализа культурных, исторических, экономических, общественно-политических и идеологических тенденций в российском и зарубежном информационном пространстве возможно использование концепции «окна Овертона». С ее помощью можно представить любую политическую дискуссию как набор утверждений, выстроенных по шкале от большей свободы к меньшей свободе. Однако для корректирования состояния общественного мировоззрения наиболее эффективным является управление с помощью смеха и табу. Табу блокирует движение мысли в определенном направлении (к примеру, главным табу в современном мире является «запрет запрещать»), а десакрализация в форме иронии и высмеивания используется как средство разоблачения или даже опошления. В качестве примера В. Щипков приводит зимнюю Олимпиаду в Сочи 2014 года, которой было посвящено наибольшее количество карикатур по сравнению с другими последними Олимпийскими играми. Детальному анализу кампании по дискредитации этой Олимпиады в учебном пособии посвящена отдельная глава.
Еще одной концепцией, анализируемой в работе, является понятие «мягкой силы», введенное американским политологом Джозефом Наем. «Мягкая сила» подразумевает воздействие на ключевые сферы страны-оппонента: экономическую, социальную, культурную, ценностную и мировоззренческую. Несмотря на то, что такого рода воздействие на противника история знает давно, использование термина «мягкая сила» стало попыткой американского истеблишмента замаскировать в публичном лексиконе такие понятия, как «пропаганда» и «информационная война», имеющие негативную коннотацию, подчеркивает В. Щипков.
Автор книги обращается не только к теории ведения современных информационных войн, но и описывает практические методы изучения информационного пространства, в частности, его мониторинг и подготовку соответствующих документов. К примеру, в России и зарубежных странах распространены три основных типа информационно-аналитических документов: мониторинговый документ, информационно-аналитическая записка, научно-исследовательский документ. В книге приводятся практические указания по осуществлению качественного мониторинга информационного пространства. Помимо этого, в пособии дается подробная характеристика деятельности т.н. «фабрик мысли» (англ. think tanks), занимающихся общественно-политическими исследованиями и в значительной степени влияющих на ход современных информационных кампаний. Автор детально описывает особенности функционирования «мозговых центров» как в России, так и в странах Запада.
В работе Василия Щипкова «Смех, табу и другие гуманитарные технологии» раскрываются и анализируются многие детали современных механизмов ведения информационных войн, их теория и практика. Это издание, хотя и имеет статус «учебного пособия», будет полезным для широкого круга специалистов, занимающихся различными аспектами современных информационных процессов общества, как теоретиков, так и практиков.