Авторы выражают свое возмущение «российским вторжением в Украину 24 февраля 2022 – исторической угрозе для православной христианской традиции», однако, лукаво умалчивают о причинах Российской миротворческой операции – о Майдане 2014 г., терроре в Одессе, терроре на Донбассе с убийствами мирных жителей. Войну на Донбассе они целиком списывают на Российское вмешательство, будто Украина здесь ни при причем, будто не было ни обстрелов Донецка и Луганска со стороны ВСУ и гибели мирных жителей, будто не было 20000 жертв этой акции Киевского режима, будто не было пыток в камерах СБУ и бессудных расстрелов, будто не было широкомасштабных гонений на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата. Всего этого не было и быть не могло, во всем виновата плохая Россия с ее идеологией «Русского мира». Ее-то и берут авторы «Декларации» под прицел, точнее – собственный конструкт, свои представления о ней, временами очень далекие от реальности.
Вот как они представляют идеологию «Русского мира»: «Путин и Патриарх Кирилл используют идеологию Русского мира как основное оправдание вторжения. Это учение провозглашает, что существует сверхнациональное русское пространство или цивилизация, именуемая «Святой Русью», включающая Россию, Украину и Белоруссию (а иногда и Молдову и Казахстан), а также этнических русских и русскоязычных по всему миру. Утверждается, что «Русский мир» имеет общий политический центр (Москву), общий духовный центр ((Киев как «матерь всея Руси»), общий язык (русский), общую церковь (Русскую Православную Церковь Московского патриархата) и единого патриарха (Московского) , который сотрудничает в «симфонии» с общим президентом/национальным лидером (Путиным), руководя этим русским миром и отстаивая общую духовную, нравственную и культурную идентичность».
Интересно, когда и где патриарх Кирилл оправдывал военную операцию на Украине? И когда он заявлял о своей «симфонии» с Путиным, а равно и наоборот? В общем, как говорил Достоевский, авторы «Декларации» «сочинят себе человека, да и живут с ним». А с другой стороны, смешно воевать с утверждением, что Киев – «мать городов русских», встречающихся еще в русских летописях и в службе Святому равноапостольному князю Владимиру.
Интересно, что вызывает антипатию у авторов документа: «Этому «Русскому миру» (гласит учение) противостоит развращенный Запад во главе с США и народами Западной Европы. На Западе уже победили «либерализм», «глобализация», «христианофобия», пропагандируемые гей-парадами «права гомосексуалистов», и «воинствующий секуляризм». Итак, «гнусное и не имеющее оправдания учение» (слова авторов обращения), «ересь» Русского мира отвергает «либерализм», «глобализацию», «христианофобию», пропагандируемые гей-парадами «права гомосексуалистов», и «воинствующий секуляризм». Значит, по логике вещей, вышеупомянутые явления являются благом: минус на минус дает плюс. Значит авторам симпатичны и христианофобия, и «права гомосексуалистов», и гей –парады. Поздравляем «великих богословов»…
А если всмотреться в жизнь Запада, то неужели вышеупомянутые явления в нем напрочь отсутствует? Неужели Европарламент признает христианские ценности и вносит их в наследие Европы? Неужели гей парады запрещены, а за ношение крестиков и выставление крестов никого не увольняют? Неужели во Франции не закрывают и не сносят церкви, не превращают их в кафе и бары, неужели никто не ликовал по поводу пожара в Соборе Парижской Богоматери и не было планов его переделки в культурный объект? Неужели глобализации нет, или она есть, но во главе ее стоят христиане? Поэтому, если западные обыватели слышат критику в адрес нехристианских тенденций на Западе, то, как говорит народная мудрость, «на зеркало неча пенять..»
Авторы этого обращения обрушиваются на представление о «Русском мире», как о этнофилетической ереси и обвиняют Святейшего патриарха Кирилла в разрушении православного единства: «Со времени интронизации патриарха Кирилла в 2009 году ведущие деятели Московского патриархата, а также представители Российского государства, постоянно использовали эти положения, чтобы разрушить богословские основания православного единства. Принцип национального устройства Церкви был осужден на Константинопольском соборе 1872 года. Лжеучение этнофилетизма лежит в основе идеологии «Русского мира». Если мы считаем эти ложные постулаты истинными, то Православная Церковь перестает быть Церковью Евангелия Иисуса Христа, апостолов, Никео-Константинопольского Символа веры, Вселенских Соборов и Отцов Церкви. Единство становится по сути невозможным. Поэтому мы отвергаем ересь «Русского мира» и постыдные действия российского правительства, которое развязало войну против Украины. Эта война опирается на гнусное и не имеющее оправдания учение при потворстве Русской православной церкви. Мы отвергаем его как глубоко неправославное, нехристианское и враждебное человечеству, которое призвано быть «оправданным… просвещенным… и омытым именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (последование Таинства Крещения). Подобно тому как Россия вторглась в Украину, так и Московский Патриархат патриарха Кирилла вторгся в Православную церковь (как, например, это произошло в Африке), вызывая разделение и распри, которые не только приводят к неисчислимым жертвам, но и ставят под угрозу души людей, спасение верных».
Редко приходится читать более позорные и более отстоящие от истины тексты, чем этот. Становится стыдно и неудобно за некоторых его подписантов, казалось бы, серьезных богословов, вроде Себастьяна Брока, или о. Андрея Лаута, (если только это не «мертвые души»), которые ухитрились не заметить подрывную деятельность Константинопольского патриархата и лично патриарха Варфоломея по разрушению православного единства. Напомним вкратце ключевые пункты. 1993-1995 год – раскольничья деятельность патриарха Варфоломея в Эстонии, на канонической территории Московского патриархата и создание т.н. Эстонской апостольской Православной Церкви. 1998 г. – «дарование автокефалии» Чешской Православной Церкви, которая имела ее с 1951 г. и к созданию которой Константинопольский патриархат не имел ни малейшего отношения. 2016 год – Критский собор с еретическими положениями в экклесиологии и заявкой претензий не только на первенство чести, но и первенство власти во Вселенской Церкви. 2018 г. – претензии на власть над Украинскими епархиями, от которой Константинополь отказался еще в 1686 году, дарование Томоса раскольничьей структуре «Православная Церковь Украины», состоящей по большей части из «филаретовского раскола». Кстати, законность и каноничность его епископата и священства долгое время Константинополь ский патриархат и, конкретно, патриарх Варфоломей не признавал, но ради удовлетворения своих властных амбиций изменил собственной точке зрения и тиранически попрал истину.
Что же касается обвинений во вторжении в Африку, то, во-первых, авторы Обращения забывают, что патриарх Александрийский присоединился к беззаконному решению патриарха Варфоломея и служил с неканоническими епископами и, по силе канона, сам подлежит отлучению и извержению, во-вторых в постановлениях Вселенских соборов Александрийскому Патриарху уделяется лишь Египет и Пентаполь (нынешний Северо-Запад Египта и восток Ливии) и даже не вся Северная Африка, тем более – не Экваториальная и Южная. С точки зрения Вселенских соборов, области, на которые претендует Александрийский патриарх, являются миссионерскими территориями. Благозвучный же титул Александрийского патриарха «Всея Африки» имеет каноническую силу не больше, чем титулы «Тринадцатый апостол» (!) и «Судия Вселенной» (!).
Что же касается реальной, а не мнимой миссионерской деятельности Александрийского патриархата в Центральной и Южной Африке, то во многом это были «потемкинские деревни», реальной работы зачастую не велось, приходы испытывали огромные трудности и лишения, паства подвергалась презрительному третированию, местные жители зачастую даже не допускались во дворцы местных епископов. Аналогия прихода русских миссионеров с военным вторжением неуместна: они пришли не с оружием, а со словом Божиим, с реальной помощью африканским народам и проповедью равенства всех пред Богом, вне зависимости от расы, от цвета кожи, что, кажется, должно быть близко и авторам «Обращения», поскольку они «осуждают разделение человечества на группы по расовому, религиозному, языковому, этническому или любому другому второстепенному признаку человеческого бытия». Но осуждают они его очень избирательно…
Они ни слова не говорят о без преувеличения филетистской и расистской концепции примата Константинополя и греческих Церквей, которая развивается в трудах митр. Иоанна (Зизиуласа), митрополита Максима Сардского и в выступлениях патриарха Варфоломея. Согласно этой концепции, грекоязычные Церкви (Константинопольская, Александрийская, Элладская, Кипрская и т.д. ) обладают неоспоримым преимуществом над не-греческими (славянскими и др.) Православными Церквями не только в силу своего более раннего происхождения, но и характера греческого этноса, который обладает неоспоримыми заслугами пред всеми прочими православными народами, ибо являлся и является вселенским учителем для них, а значит (по логике вещей) и должен управлять Вселенским Православием.
Авторы «Декларации» вспоминают Собор 1872 года, осудивший филетизм, и совершенно напрасно, в силу половинчатости его деяний. Осуждая болгарский церковный национализм, его участники не осудили греческий, который состоял в запрете в течение XVIII-XIX веков со стороны многих греческих иерархов болгарам совершать богослужения на церковнославянском языке, препятствии печатать болгарскую литературу и вести обучение на болгарском языке. Кроме того, участники этого собора забыли о законной автокефалии Болгарской Православной Церкви, утвержденной еще в 930 году и подтвержденной Лампсакийским собором 1235 года. Ее ликвидация в конце XIV в. произошла без всякого собора и даже без всякого вразумительного объяснения, явочным порядком. Авторы Декларации значимо забывают о таких постыдных филетистских деяниях Константинопольского престола, как уничтожение Сербской автокефалии 1766 г., явившееся результатом клеветнического доноса султану на законного Печского патриарха Василия, а затем настоящей финансовой аферы, когда новый патриарх Печский Калинник специально наделал долгов в Печской патриархии, Константинопольский патриарх их выкупил, но ликвидировал Патриархию. Авторы забывают также о позорных контактах Константинопольских патриархов с российскими обновленцами, когда представитель Константинополя архим. Василий (Димопуло) присутствовал на обновленческом лже-соборе 1923 года, осудившем священноисповедника Святейшего Патриарха Тихона. Подписанты не помнят о каноническом разбое Константинопольского патриархата в Польше, Финляндии и Прибалтике, когда от страждущей Русской Православной Церкви с помощью местных националистических властей отрывались целые части и создавались вассальные церкви Константинополя, когда резали по живому, насильственно навязывали новый стиль в той же Финляндии, в результате чего, к примеру большинство Валаамских монахов было изгнано из святой Валаамской обители. И все это – ядовитые плоды Константинопольского филетизма и папоцезаризма.
Всего этого авторы не видят и их близорукость нельзя объяснить их невежеством. Это все «товарищи ученые, доценты с кандидатами». Учитывая происхождение Фордэмского Университета, их метод можно называть «православным иезуитством», а, учитывая небывало мощную поддержку Константинополя со стороны Государственного Департамента США, прекрасно подошел бы термин «Госдеповское богословие».
К нему мы еще вернемся. Не раз и не два. Есть такая необходимость.