Круглый стол под названием «Нужно ли России оставаться в Болонском образовательном процессе» состоится 15 марта 2021 года с 11.00 до 15.00 в Общественной палате Российской Федерации.
Организаторы круглого стола: Общественная палата Российской Федерации, Международная общественная организация «Союз православных женщин», Международная общественная организация «Всемирный Русский Народный Собор» и Общество «Царьград».
На обсуждение темы приглашены руководители и преподаватели российских вузов из Москвы, Мурома, Костромы, Твери, законодатели, студенты, эксперты.
В преддверии события МОО «Союз православных женщин» выпустил пресс-релиз. В нем, говорится, что школьное и высшее образование в России за последнее время и во многом по причине пандемии подверглось серьезным изменениям, утратив при этом свою фундаментальность. Образование подменили понятием «компетенция».
«Если раньше студентов учили думать, доказывать, сомневаться, преодолевать, то теперь — запоминать, — отмечается в документе, подписанном исполнительным директором МОО „Союз православных женщин“ Ю. Л. Жуковым. — Многие ректоры высших учебных заведений связывают эти серьёзные изменения с вхождением России в 2003 году в Болонский образовательный процесс, который был запущен в Европе 29 июня 1999 года. В этот день министры образования 29 государств собрались в городе Болонья (Италия) и подписали декларацию „Зона европейского высшего образования“. Широкого обсуждения в России перед подписанием этой Декларации не было, хотя было много противников. В Европе Болонская система была нужна для трудовой интеграции, и она была введена в большей степени из политических соображений. У европейцев была цель: занять свою молодёжь, которая в период глобализации и роста уровня безработицы слонялась без дела (в 90-е годы прошлого века только 15% европейцев имели диплом о высшем образовании, а сейчас их около 85%)».
В пресс-релизе говорится, что «за 18 лет Болонский процесс не оправдал всех ожиданий, не решил многие фундаментальные проблемы российского образования. Сегодня понятие „бакалавр“ в России нередко оказывается синонимом понятия „недоучка“; бакалавр воспринимается как человек, получивший неполное высшее образование и не вполне готовый выйти на рынок труда».
«Против Болонской системы образования многократно выступал и выступает ректор МГУ имени М. В. Ломоносова В. А. Садовничий. С самого начала её внедрения в образовательный процесс он говорил, что участие России в Болонском процессе не должно превратиться в насаживание европейской системы образования в России, высказывал опасения потери качества и фундаментального характера российского образования. К тому же, по его мнению, Европейский союз и Россия преследуют разные образовательные задачи. Европе нужны специалисты среднего звена с дипломом бакалавра, в то время как Россия испытывает потребность в специалистах высокого уровня и исследователях для поддержания своего научного потенциала и развития фундаментальной науки. К его мнению прислушиваются, так как он возглавляет не рядовой вуз, а старейший университет, занимающий в рейтингах наиболее высокие позиции среди отечественных университетов, и возглавляет много лет Совет ректоров России.
В конце 2019 года против деления высшего образования на бакалавриат и магистратуру высказалась вице-спикер Госдумы И. А. Яровая. Она назвала бакалавриат „недообразованием“, так как выпускников с таким дипломом не принимают на работу во многих структурах, считая этот уровень среднепрофессиональным. По её словам, три из пяти профессий являются в настоящее время недоступными для бакалавров. Поэтому выпускники бакалавриата вынуждены поступать в магистратуру, но, как правило, на платное обучение, так как количество бюджетных мест для магистров в разы меньше, чем для бакалавров.
В конце декабря 2020 года с критикой Болонской системы выступила спикер Совета Федерации В. И. Матвиенко. По её словам, присоединение России к Болонскому процессу не только не оправдало возлагаемых на него надежд, но и привело к утрате ряда достоинств действующей в то время системы российского образования. „Предполагалось, что если мы перейдём на Болонский процесс, то будет автоматическое признание наших дипломов о высшем образовании во всех западных государствах. Этого не произошло. При том, что мы получили много положительного, мы и многое потеряли. Потеряли, может быть, фундаментальность в нашем образовании, когда снизилась требовательность к студентам, как это было раньше“. Она призвала депутатов найти выход из создавшейся ситуации и найти пути возвращения преимуществ нашей высшей школы, которая долгое время выпускала первоклассных специалистов в разных областях знаний».
Также в документе подчеркивается, что отрицательное отношение к Болонской системе образования существует не только в образовательном сообществе, оно есть и у чиновников высшего ранга.
В ходе круглого стола в ОП РФ планируется обсуждение следующих вопросов:
— Каковы истинные причины отказа России в 90-е годы ХХ века от традиционной русской и советской системы образования?
— Что из этих целей достигнуто? Как и какими критериями сегодня оценивается качество образования для большинства выпускников вузов?
— Чем была обусловлена масштабная и несоизмеримая подготовка менеджеров, бухгалтеров, юристов? Какая идеология диктовала этот перекос?
— Какие меры можно предложить руководству страны для выхода из кризиса образования?
Материалы «круглого стола», видеозапись будут размещены на сайтах Международной общественной организации «Союз православных женщин», Всемирного Русского Народного Собора, Общества «Царьград». В апреле—июле продолжится обсуждение поднятой проблемы в регионах Российской Федерации с привлечением руководителей ВУЗов, представителей экспертного сообщества, законодателей всех уровней.
Завершится обсуждение проблем высшей школы написанием аналитической записки в адрес Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ориентировочный срок — сентябрь 2021 года).
Полный текст пресс-релиза опубликован на сайте МОО «Союз православных женщин».