Время от времени в СМИ и блогах поднимается информационная волна, связанная с описываемой самыми яркими красками необходимостью поголовного вооружения населения. Якобы только такая мера — предоставить населению вооружаться по своему разумению — способна качественно решить вопросы личной безопасности и борьбы с преступностью. Логика здесь примерно такая: злоумышленники будут воздерживаться от нападения на граждан или их жилища, зная о том, что жертву нельзя считать беззащитной. Любой гражданин, имея право на повседневное ношение или хранение оружия, будет всегда способен защитить сам себя или неприкосновенность своего дома.
Естественно, как пример успешного эталона подобной системы приводятся США. Однако такое восприятие разрушается при обращении к фактам. Доклад управления ООН по наркотикам и преступности содержит статистику убийств в крупных городах мира из расчёта на 100 000 проживающих в них жителей. Безусловным и печальным лидером является Латинская Америка. Каракас (Венесуэла) со 122 убийствами на 100 000 человек и Гватемала (столица одноимённого государства) с показателем 118,3 намного опередили все остальные крупные города мира. Из постсоветских республик самым опасным городом является Таллин — 7,3, далее следуют Минск — 5,7 и Кишинёв — 5,5.
Москва имеет индекс 4,6. Что несколько хуже, чем у Амстердама, и лучше, чем у Тбилиси. Примечательна статистика ООН также местом Нью-Йорка, который менее благополучен, чем Москва (5,6 убийств на 100 000 жителей).
Недавно заместитель комиссара нью-йоркской полиции Пол Браун обнародовал радостное сообщение, согласно которому 26 ноября 2012 года войдет в историю Нью-Йорка, как день, когда в крупнейшем мегаполисе США не было совершено ни одного преступления с применением насилия — убийств, изнасилований или грабежа. Притом, что в 2012 году в городе было совершено 366 убийств, а рост преступности составил примерно 3%, период в 24 часа без жертв действительно выглядит поводом для радости.
Эксперты, впрочем, полагают, что снизить уровень тяжких преступлений удалось не путём увеличения количества оружия на руках у населения. Большую роль сыграла программа профилактики преступлений. Это является дополнительным аргументом в пользу того, что и так видно из доклада ООН: уровень насилия в обществе далеко не является обратно пропорциональным количеству оружия в свободном обороте. И его следует понимать лишь как один из факторов, причём далеко не всегда положительный.
14 декабря в результате стрельбы в начальной школе штата Коннектикут, открытой сыном одной из учительниц Адамом Лэнза, погибли 26 человек. 20 из них были детьми, многим из которых было не больше пяти лет. Среди жертв стрелка оказалась и его мать, которую он убил еще дома. Сам преступник покончил с собой. Трагедия не могла оставить равнодушным. Президент России Владимир Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразили Бараку Обаме свои соболезнования. По словам Главы ВРНС, «Русская Православная Церковь скорбит вместе с народом Соединённых Штатов, разделяет горе родителей, потерявших своих детей, молится о упокоении погибших, об утешении скорбящих и о том, чтобы подобное никогда не повторилось».
К сожалению, случившаяся в школе города Ньютаун в Коннектикуте беда вызвала шок лишь потому, что погибли дети. Сами по себе массовые избиения всё отчётливее приобретают черты чуть ли не будней США. Так, в июле этого года 24-летний Джеймс Холмс расстрелял несколько десятков человек в кинотеатре «Аврора» во время премьеры фильма про Бэтмена «Темный Рыцарь: Возрождение легенды». Холмс покрасил волосы в рыжий цвет, чтобы быть похожим на Джокера — главного врага Бэтмэна, беспрепятственно купил оружие в местном магазине, а 6000 патронов приобрел через Интернет. За несколько минут до начала бойни он распылил в зале слезоточивый газ и приступил к реализации замысла.
До этого в новейшей американской истории были массовые убийства в поселениях Женева и Сэмсон (штат Алабама), в Бингемтоне (штат Нью-Йорк), Питтсбурге (Пенсильвания) и в десятке других. Буквально на днях, 15 декабря, в Алабаме произошло сразу два инцидента с бессмысленным применением оружия. Полиция застрелила мужчину, вооруженного АК-47 и убившего трёх людей, и мужчину, открывшего стрельбу в больнице, в результате чего были ранены три человека. В тот же день в Калифорнии был арестован 42-летний Маркос Гуррола, открывший стрельбу на парковке около торгового центра. Он успел произвести около 50 выстрелов, к счастью при этом никто не пострадал.
Всякий раз оказывалось, что, несмотря на гарантированную 2-й поправкой к Конституции США возможность оборонять себя, население мало что может противопоставить преступнику. Случаи того, что массовый убийца был остановлен ответным огнём мирных граждан, а не действиями полиции и спецподразделений, если и происходят, то с исчезающе малой вероятностью. Кроме того, можно констатировать своеобразную «эпидемию», когда различные люди внезапно начинают убивать всех подряд. Мотивацию такого поведения выявить пока что не удаётся. Дошло до того, что мэр Нью-Йорка Блумберг вслух высказывает озабоченность ситуацией, которая сложилась благодаря 2-й поправке, и настаивает на её пересмотре.
Печальный опыт доказывает: наличие оружия у населения крайне редко позволяет пресечь массовые убийства. А официальная статистика ООН и мнения экспертов говорят о том, что более эффективным является не свободная продажа разнокалиберных стволов, а профилактика преступлений и качество работы правоохранительных органов. Гибель же детей в Коннектикуте можно считать пронзительным в своей очевидности аргументом в пользу того, что выгоды от попыток создать в России свободный рынок оружия могут оказаться крайне сомнительными.
Александр Вишняков
Нужна ли России свободная продажа оружия?
Нужна ли России свободная продажа оружия?