Граждане, использовавшие домашнюю форму обучения своих детей, предусмотренную прежним законом, сообщают, что школы расторгают уже заключенные с ними договоры — в связи с вступлением в силу с 01.09.2013 года нового Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Примечательно, что формой семейного обучения в России пользовались в основном граждане православного вероисповедания и многодетные родители, так как она позволяет на компенсационные выплаты государства создавать средовые образовательные учреждения (например, на базе воскресных школ), либо давать домашнее образование ребенку, частично привлекая к нему репетиторов. Теперь сложившаяся практика поставлена под угрозу законом, который общество и учителя восприняли не просто с единодушной неприязнью, а буквально окрестили «вредительским», «деградационным», «направленным против знаний».
Реформа была оформлена на законодательном уровне вопреки общенациональному протесту населения и общественных организаций, ее не поддержал ни один уважаемый специалист, публично осудила Церковь, Общественная Палата, Российская Академия Наук, родительское сообщество и учителя. В законе не была учтена ни одна из предложенных поправок. После того, как 1 сентября закон вступил в силу, учителя и госслужащие констатируют, что в нем масса двусмысленностей и темных мест, следствием которых может стать коррупция в сфере образования. Коммерческие практики, вводимые законом, могут сделать качественное образование недоступным для населения с небольшим и средним доходом.
В сущности, закон составлен таким образом, что чиновники и директора школ буквально не знают, как его привести в действие. То есть, его дальнейшее применение целиком зависит от подзаконных актов. А подзаконные акты могут оказаться еще более античеловечными и монетаристскими, чем вся идеология реформы образования. Яркая иллюстрация этого положения наблюдается в Москве, где директорам школ разослали письмо от заместителя управления образования. Выдержка из текста: «В связи с вступлением в силу с 01.09.2013 года нового Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 17), учащиеся, получающие образование в форме семейного образования, в контингент образовательного учреждения не входят, договор с родителями (законными представителями) не заключается, денежные средства на образование ребенка образовательное учреждение не выплачивает.
Итак, все социальные гарантии, предусмотренные прежним законом, оказались под вопросом. В создавшейся ситуации гражданам остается перевести детей с домашнего обучения в обычную школу. Но рассчитывать при этом на получение достойных знаний детям из небогатых семей (а это подавляющая часть учащихся) не приходится. Ведь реформа подрывает качество среднего образования, сокращением бесплатных часов и введением платных. Выходом из положения могли бы стать православные гимназии, но учеба в них не по карману большинству семей (ежемесячная плата по Московскому региону, например, составляет в среднем около десяти тысяч рублей за ребенка). Таким образом, православные многодетные семьи оказываются за бортом достойного образования.
Сообщается также о свертывании программы «семейный детский сад», которая по факту работала только в Москве и служила огромным подспорьем многодетным родителям. Зато новая версия закона предусматривает пункт, который уже вызвал волну негодования у родителей — об обязательном дошкольном образовании. Граждане связывают это положение с косвенной попыткой внедрения ювенальных технологий. Значительная часть религиозно ориентированных родителей, напротив, стремилась оградить своих детей от тлетворного влияния светского коллектива до момента формирования у них устойчивой психики, характера и личностных принципов, а затем дать специализированное образование. В основном с этой целью граждане и пользовались семейными формами обучения.
В создавшейся ситуации необходима незамедлительная гражданская инициатива. Об этом еще по результатам принятия антинародного закона говорил Замглавы ВРНС, руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Закон все-таки принят, значит, критика не возымела действия — нужно искать средства его нейтрализации. Таким инструментом, безусловно, является доступное церковно-приходское образование. Если реформа ввела в государственные школы элементы коммерции и классового расслоения, то необходимо создавать альтернативные «оазисы» образования, где эти античеловеческие механизмы работать не будут, с последующим созданием центральной структуры, обладающей функциями народного министерства образования.
Предпосылки для такой альтернативы есть. Это договоренности между Церковью и Президентом о госфинансировании православных учебных заведений наравне с общеобразовательными школами, которые на протяжение нескольких лет игнорирует Минобрнауки. Сегодня общество должно сплотиться с требованием выполнения этих договоренностей — с обязательным сохранением независимости церковных школ от Минобрнауки. Это единственный шанс сохранить достойное образование для ВСЕХ и не скатиться в мрачное средневековье.
Соб. инф.
Новый закон об образовании ставит под вопрос семейное обучение
Новый закон об образовании ставит под вопрос семейное обучение