Открыл Рождественские Чтения митрополит Новосибирский и Бердский Никодим – сопредседатель Новосибирского отделения МОО "Всемирный Русский Народный Собор". Тепло обратившись к присутствующим, он отметил, что Рождественские чтения – "это не только место, где можно послушать доклады, но выступить и обсудить темы образования и воспитания, так же как и другие темы, волнующие наше общество". Традиционно с приветственным словом от губернатора Новосибирской области Андрея Травникова выступил его заместитель Сергей Нелюбов. От имени мэра Анатолия Локтя – Геннадий Захаров.
В ходе рождественских чтений прозвучало три пленарных доклада. Первый – об особенностях развития отечественной культуры и сенсационной находке уникального старинного Псалтыря, изданного первопечатником Иваном Федоровым в 1570 г. Его сделал профессор Новосибирской духовной семинарии, доцент кафедры истории НГУ, доктор филологических наук протоиерей Димитрий Долгушин.
Второй доклад, посвященный социально-благотворительному служению Русской Православной Церкви, прочитал доцент НГУ, к. экон. наук, директор Дома милосердия Евгений Шильцин.
Доклад, раскрывший всю глубину важного исторического события - Крещения Руси и его значения для наших дней, связанного с формированием образа будущего, сделал руководитель Новосибирского отделения Общества "Царьград", сопредседатель Новосибирского отделения Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) - Евгений Цыбизов.
Второй доклад, посвященный социально-благотворительному служению Русской Православной Церкви, прочитал доцент НГУ, к. экон. наук, директор Дома милосердия Евгений Шильцин.
Доклад, раскрывший всю глубину важного исторического события - Крещения Руси и его значения для наших дней, связанного с формированием образа будущего, сделал руководитель Новосибирского отделения Общества "Царьград", сопредседатель Новосибирского отделения Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) - Евгений Цыбизов.
"Царьград Новосибирск" задал автору доклада несколько вопросов.
- Ваш доклад называется: "Истоки рождения русской цивилизации в пространстве русского мира". Что отражает это название?
- Прежде всего, я хотел показать ту незримую и неразрывную связь, которая возникла с момента Крещения Руси с нашим настоящим и будущим. Именно она наполняет и формирует пространство "Русского мира".
- С кем или между кем возникла эта связь?
- Прежде всего, это связь русского народа с Богом. Во-вторых, это связь и взаимные обязательства, в рамках зарождающегося государства, тех, кто принял непосредственное участие в церковном Таинстве Крещения: Князя Владимира, как носителя государственной власти, Русского народа и Русской Церкви. Поясню простыми словами. Таинство Крещения – это воинская присяга данная Богу русским народом на служение и верность, она означает безвременное хранение и защиту православной веры. Такое посвящение возможно один раз, и его нельзя отменить. Дав клятву Богу в своей верности, мы не можем её забрать назад. Поэтому принявший тысячу лет назад Крещение русский народ, сегодня не может "передумать". Точнее он может это сделать, если совершит поступок Иуды - предаст память своих предков, их великие дела, всю тысячелетнюю историю России и наконец – предаст Самого Бога. Мы действительно хотим этого? К слову такое уже было в истории человечества и чем всё закончилось тоже хорошо известно.
Потому единственный способ удержать себя от такой гибельной перспективы - это вернуться к традиционным ценностям, важнейшей функцией которых является - сохранение духовной памяти народа. Как раз то, что и предложено в Указе Президента "О сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей".
- И какой вывод из этого следует, что необходимо сделать?
- Вывод очень простой. Мы видим что происходит в мире и это лишь начало больших испытаний. Для их преодоления необходима крепкая духовная опора, которая позволит укрепить и мобилизовать наш народ на защиту своих базовых ценностей - своей земли и веры, всего нашего Отечества. Время для разговоров о поиске национальной идеи закончилось. Наша общая национальная идея, нравится это кому-то или нет – это духовное служение Богу, в соответствии с конфессиональной принадлежностью. Тысячелетняя история Российской империи - хороший пример того как эта идея работает. Крушение империи в 1917 году – лучшая иллюстрация, что произойдет если народ от этой идеи откажется. Хочу чтобы меня не поняли превратно, служение Богу не означает что все должны стать монахами и не выходить из храмов. Каждый должен делать свое дело, но при этом, в своих делах руководствоваться простой формулой: "поставь Бога на первое место и все остальное станет на свои места". Тогда и эффект от работы будет на порядок выше.
- Но как быть, ведь у нас не все верующие и не все готовы принять такой подход?
- Если говорить условным юридическим языком: "неисполнение принятого на себя обязательства по ранее заключенному договору не освобождает ни от ответственности, ни от его исполнения". Наш народ, а точнее какая-то его часть, забыла о своих обязательствах, как раз в силу разрушения многовековых традиций. После выхода Указа Президента о традиционных ценностях мы вернулись к точке начала истории нашего государства.
К сожалению, часть нашего современного общества очень далеко отошла от истоков, и в этом состоит главная трудность в восприятии традиций. Но из этого вовсе не следует, что нам надо подыскивать новую национальную идею и менять традиции. Вызов текущему поколению как раз и состоит в творческом поиске пути возврата к своей неизменной национальной идее. Другими словами, нам не надо искать национальную идею, она у нас есть, нам необходимо искать пути и способы её возвращения в сознание современного общества.
Потому единственный способ удержать себя от такой гибельной перспективы - это вернуться к традиционным ценностям, важнейшей функцией которых является - сохранение духовной памяти народа. Как раз то, что и предложено в Указе Президента "О сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей".
- И какой вывод из этого следует, что необходимо сделать?
- Вывод очень простой. Мы видим что происходит в мире и это лишь начало больших испытаний. Для их преодоления необходима крепкая духовная опора, которая позволит укрепить и мобилизовать наш народ на защиту своих базовых ценностей - своей земли и веры, всего нашего Отечества. Время для разговоров о поиске национальной идеи закончилось. Наша общая национальная идея, нравится это кому-то или нет – это духовное служение Богу, в соответствии с конфессиональной принадлежностью. Тысячелетняя история Российской империи - хороший пример того как эта идея работает. Крушение империи в 1917 году – лучшая иллюстрация, что произойдет если народ от этой идеи откажется. Хочу чтобы меня не поняли превратно, служение Богу не означает что все должны стать монахами и не выходить из храмов. Каждый должен делать свое дело, но при этом, в своих делах руководствоваться простой формулой: "поставь Бога на первое место и все остальное станет на свои места". Тогда и эффект от работы будет на порядок выше.
- Но как быть, ведь у нас не все верующие и не все готовы принять такой подход?
- Если говорить условным юридическим языком: "неисполнение принятого на себя обязательства по ранее заключенному договору не освобождает ни от ответственности, ни от его исполнения". Наш народ, а точнее какая-то его часть, забыла о своих обязательствах, как раз в силу разрушения многовековых традиций. После выхода Указа Президента о традиционных ценностях мы вернулись к точке начала истории нашего государства.
К сожалению, часть нашего современного общества очень далеко отошла от истоков, и в этом состоит главная трудность в восприятии традиций. Но из этого вовсе не следует, что нам надо подыскивать новую национальную идею и менять традиции. Вызов текущему поколению как раз и состоит в творческом поиске пути возврата к своей неизменной национальной идее. Другими словами, нам не надо искать национальную идею, она у нас есть, нам необходимо искать пути и способы её возвращения в сознание современного общества.
С полным текстом доклада можно ознакомиться по ссылке.