В Большом дворце Государственного музея-заповедника «Царицино» открыта выставка «Союз русских художников. Сто лет общей истории». Экспозиция выставки — дань благодарной памяти современных художников реалистического направления выдающимся мастерам русской живописной школы, основавшим в 1903 году «Союз русских художников».
Эпический, народный ( не по званию — по духу) Василий Суриков, таинственный волшебник Михаил Врубель, выразитель сакральных национальных смыслов бытия М. Нестеров, поэт русской усадьбы, с рыцарской доблестью защищавший честь и достоинство русского искусства Ст. Жуковский, блистательный Константин Коровин, нашедший свой вечный покой среди героев Белой гвардии на Сент-Женевьев-де-Буа, энциклопедист и неоклассик Ал. Бенуа, импрессионист, открывший мир русской иконы, Игорь Грабарь, непревзойденные мастера пейзажа, чьи открытия до сих пор питают национальную школу — Пётр Петровичев и Леонард Туржанский, изысканный, универсальный Леон Бакст, великий импресарио С. Дягилев, и многие другие выдающиеся художники в разные годы были связаны с «Союзом».
В старой России никого не смущало слово «русский» в названии объединения. Среди членов союза были люди, воспитанные в разных вероисповеданиях, но именно Русское Искусство, приверженность русским культурным традициям объединяло их в единое целое. «Союз русских художников» был средоточием высших достижений национальной школы живописи. Многие художники, входившие в «Союз» (Л. Пастернак, А. Степанов, К. Коровин) были преподавателями Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ) и воспитали поколения мастеров, которым довелось продолжать традиции русского искусства в ХХ веке.
«Союз русских художников — новое время» создан в память и по образцу «Союза русских художников» (1903-1923) в 2008 году. Но задуман как свободное выставочное объединение был гораздо раньше — в конце 1980-х. У истоков его создания были такие выдающиеся мастера, как В. М. Сидоров, С. П. и А. П. Ткачевы, Н. П. Федосов, А. А. Грицай, В. Н. Забелин. С 2008 года стали проводиться ежегодные крупные выставки «Союза» с вручением премии А. А. Пластова — статуэтки «Весна». Это во многом уникальный в российской художественной жизни выставочный проект, объединивший высоких профессионалов из разных областей России, своеобразная гильдия живописцев.
Символично, что членами «Союза русских художников» были и непосредственные учителя А. А. Пластова по МУЖВиЗу — Л. О. Пастернак, А. С. Степанов, А. Е. Архипов, и те, кого он называл «третьяковскими небожителями», у кого учился всю свою жизнь — В. И. Суриков, М. А. Врубель, и его старшие современники — будущие друзья и единомышленники И. Э. Грабарь, В. Н. Бакшеев, М. В. Нестеров, К. Ф. Юон.
Пластов стал учителем для целой плеяды живописцев. На его картинах выросло новое, послевоенное поколение, поколение ныне уже тоже всемирно известных мастеров, таких как Е. Зверьков, Г. Коржев, братья Сергей и Алексей Ткачевы, В. Сидоров... И теперь их ученики преподают в МГАХИ имени В. И. Сурикова, других художественных учебных заведениях страны.
Работы А. Пластова, Г. Коржева, В. Сидорова, А. М. Грицая, А. А. Грицая, В. Стожарова, Н. Федосова, В. Цыплакова, М. Абакумова, Н. Зайцева, В. Страхова, В. Миронова, Н. Колупаева, А. Клюева, С. Смирнова и других живописцев можно сегодня увидеть в едином экспозиционном пространстве, воочию убедиться в существовании этой спасительной для русского искусства связи времен и поколений, традиционности и самобытности национальной живописной школы. Эта школа сейчас, в эпоху тотальной глобализации культуры, является едва ли не единственной наследницей традиций мирового классического искусства.
Важно, что выставки в Москве собирают художников из разных областей страны, а затем отправляются в провинциальные города, в ту самую Россию, которая смотрит на зрителя с их полотен. Брянск, Орел, Курск, Самара, Муром, Плес, Гороховец, Рязань — вот лишь некоторые маршруты передвижных выставок. Вместе с Союзом художников России и Международной конфедерацией союзов художников проект «Союз русских художников — новое время» становится важным связующим между ныне, увы, разделенными культурами стран Содружества. Примеры тому — выставки в Минске, Гомеле, Могилеве. Особенностью ежегодных отчетных выставок можно считать то, что художники-экспоненты представляют произведения, созданные только за прошедший год, что, безусловно, является реальным отражением сегодняшнего состояния изобразительного искусства России этого направления.
Стало традицией, а для многих членов объединения — душевной потребностью, вспоминать недавно ушедших мастеров русского реализма, включать в отчетные ежегодные московские выставки их небольшие экспозиции, публиковать в каталоге статьи об их творчестве. Организаторы выставок отдавали дань благодарной памяти М. Г. Абакумову, А. А. Грицаю, А. А. Жабскому, Г. М. Коржеву.
Выставка в «Царицино» состоит из двух частей — классической и современной. Классическая экспозиция открывается известнейшими работами А. Пластова (такими, как «Жнец», «Вечер. Восход луны» «Портрет внука у окна», «Слепые»). «Коровинские» по духу, безупречные по цвету, осененные подлинным дыханием жизни этюды одного из выдающихся представителей московской школы живописи В. Г. Цыплакова соседствуют с фундаментальной убедительностью живописных и образных открытий В. Ф. Стожарова, пейзажными формулами непревзойденного мастера вдумчивой пластики живописи, работавшего тонкими приближениями к достижению мечты о пейзаже, как археолог бережно раскрывающий драгоценные сущности природы, Н. П. Федосова, гармоничной цельностью натюрмортов А. Жабского, талантливыми полотнами безвременно ушедшего Г. Чайникова... Эти высокие и звучные камертоны задают особое прочтение всему остальному выставочному пространству.
Традиционный для русской национальный школы жанр пейзажа, который еще на рубеже ХIХ и ХХ веков в творчестве И. И. Левитана, М. В. Нестерова приобрел семантику и живописную значимость картины, стал образом Родины, пространственно-временным измерением национального бытия, богато и ярко представлен на выставке. Имя одного из крупнейших современных художников — В. М. Сидорова хорошо известно не только в России, но и далеко за ее пределами. Построенные на безупречно верном ощущении состояния природы, световоздушной среды, его картины проникнуты такой искренностью, таким светлым чувством Родины, таким молитвенным преклонением перед мастерами прошлого (от Венецианова и Сороки до С. Герасимова и А. Пластова), что кажется — само мастерство живописца лишь возможность выразить эту любовь.
Поэтика метафизических состояний, не замутненных тревогами и проблемами повседневной жизни, определяет пейзажную живопись красноярского художника А. Клюева, ученика В. Г. Цыплакова, выпускника МГАХИ имени В. И. Сурикова. На предельных контрастах мировосприятия построены эмоционально заряженные, экспрессивные и очень современные по технике работы В. Миронова. Живописные открытия В. Стожарова переосмысляются в очень профессиональных лирических пейзажах молодого художника В. Кураксы, выпускника Академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова, ученика братьев С. и А. Ткачевых. Яркие впечатления жизни на его полотнах подчинены строгой, осмысленной композиционной организации.
Классическая картина, долгое время считавшаяся угасающей художественной формой, обрела новое звучание в творчестве представленных мастеров, таких как Н. Е. Зайцев, С. И. Смирнов, Г. В. Цыплаков. Интерес к большой исторической картине обозначен в работах Дмитрия Шмарина, Максима Фаюстова. Картина одного из ведущих мастеров современности — Н. Е. Зайцева «Благовещение», написанная в далеком 1978 году, наполнена безошибочно читаемыми сакральными смыслами. Дети в праздник Благовещения выпускают птиц — это извечное, из года в год повторяющееся действо не стерто из памяти народа, не уничтожено беспощадно безбожной новейшей историей. Лицо девочки, окаймленное спадающим на плечи платком, сосредоточенно отрешенное, вызывает в памяти иконографическую парадигму образов отрочества Богородицы. Живописные приемы мастера заставляют вспомнить работы гениев итальянского Возрождения — жесты и ракурсы Пьеро дела Франческа, нежнейшие касания Филиппо Липпи и Гирландайо, хитоны и покровы Джотто из капеллы Скровеньи в Падуе. Безупречное совершенство формы, которая по слову И. А. Ильина есть «риза главного таинственного содержания», отличает и другие работы мастера.
Светоносная радость, чистота, колористическая просветленность отличает С. И. Смирнова. В экспозиции представлен один из вариантов его известной картины «Утро в пекарне», пейзажи Москвы, интерьеры. Самобытны и как всегда высоко профессиональны работы «казачьего цикла» С. А. Гавриляченко. В картинах Н. Колупаева — ученика и последователя Г. М. Коржева — очевидна плодотворность и неисчерпаемость художественных открытий недавно ушедшего выдающегося мастера.
Выставка ознаменована явлением в изобразительном искусстве нового героя — не страдальца, обездоленного жизнью, не карикатурного пугающего «тюрлика», не деклассированного изгоя, которыми изобиловала предшествующая эпоха, а человека, вернувшегося к спасительной норме бытия, спокойно, уверенно и полноправно живущего в своей стране, несмотря ни на что, делающего, «что должно». Таков, «Сельский учитель» Егора Зайцева, проверяющий тетради в простом, но полном очень значимых деталей интерьере. В его окно смотрит месяц и звезды, на дворе — поэтичнейшая русская зима; уютно светятся окна соседнего дома. С ним Пушкин, в самом вдохновенном своем живописном образе кисти О. Кипренского. В расчете на таких учителей, с верой в будущее, когда-то строил школы А. П. Чехов... На полотне Г. Цыплакова художник (автопортрет) пишет икону. Иконопись — самое высокое предназначение живописца, знаменующее обретение духовных смыслов и безупречного мастерства.
Наряду с живописью прекрасно представлена скульптура — быть может, лучшей в современном мире школой МГАХИ имени Сурикова. Работы известных мастеров — М. Переяславца, А. Балашова соседствуют с произведениями их талантливых учеников — А. Свиязова, Е. Тетерина.
Эта выставка — единение учителей и учеников, отцов и детей, олицетворение живой связи поколений: А. Пластов — ученик А. Степанова, А. Архипова — учредителей «Союза русских художников», его духовными учениками и наследниками в искусстве можно считать В. М. Сидорова, В. Стожарова. Живописные приемы А. Пластова живы в работах его непосредственного ученика — внука Н. Н. Пластова. В одном экспозиционном пространстве представлены отцы и сыновья Цыплаковы, Зайцевы. Многие мастера (С. И. Смирнов, С. А. Гавриляченко, Н. В. Колупаев, М. В. Переяславец, А. В. Балашов) — профессоры МГАХИ имени В. И. Сурикова, передающие новому поколению художников традиции русской национальной живописной школы.
Идейным вдохновителем и бессменным организатором выставок «Союза русских художников. Новое время» является Ю. Д. Герасимов. Не будучи художником, он близко к сердцу воспринял дело объединения мастеров-единомышленников в рамках интереснейших выставочных проектов.
Выставка открыта в Большом дворце музея-заповедника «Царицино» по 26 мая.
Т. Пластова
На фото — картины С. Смирнова, В. Куракса, Н. Федосова, Е. Зайцева, В. Стожарова, Н. Зайцева
Новое время «Союза русских художников»
Новое время «Союза русских художников»