Начало июня проходят традиционно под знаком празднования дня рождения нашего гения А. С. Пушкина. Повсеместно проводятся мероприятия, посвящённые дням русского языка, русской культуры. Радостно, что эти дни есть и что они трогают душу. Действительно, «...тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!» Да, Россия помнит и чтит своих гениев. Середина того же месяца возвращает нас к еще одной важной дате — годовщине памяти гениально одарённого музыканта, дирижёра, основателя и руководителя театра Новая Опера — маэстро Евгения Колобова.
Те заповеди, по которым жил Евгений Колобов, означены в его книге «Созвучие». Страницы, написанные музыкантом, поражают творческим напряженным вниманием, строгостью, великой требовательностью к себе и к коллегам. Ещё мальчиком усвоил он от своих учителей, что на свете есть три святые вещи: музыка, родители и Родина.
В девяностые годы XX века, когда многих из нас заботила мысль о куске хлеба, о зарплате, которая то ли будет, то ли нет, появился в саду Эрмитаж этот театр. Здание походило на волшебную шкатулку: всё в сверкании огней, в зеркалах, в красоте интерьеров. Да ещё музыка, да какая музыка! Среди столичных меломанов было хорошим тоном бывать в театре «Новая Опера». На многие спектакли было очень непросто попасть.
Театр часто выезжал на гастроли за пределы России. Выступления артистов сопровождались огромным успехом у публики, у критики, отзывами в прессе. Была одно время мысль, что скоро наше блаженство кончится, уедут наши артисты, останутся ТАМ! Слабую надежду на то, что этого не произойдёт, давали публикации о гастролях театра на обширных просторах нашего Отечества.
Оказывается, маэстро Евгений Колобов очень любил выступать, например, в Костроме. Этот город наполнен каким-то особым духом русскости. При всех сложностях исторических судеб, которые пришлось этим краям пережить, в них все же есть и некая особая основательность, надёжность. Великая история нашего Отечества связана с Костромой, на великой реке Волге стоит этот город, великие леса окружают эти места.
Не один раз театр показывал свои постановки в Ярославле, в городе зарождения русского театра. В памяти многих остались и сибирские гастроли театра Новая Опера. А на Москве в театре «Новая Опера» звучали спектакли на музыку Моцарта, Россини, Верди. Оформлены постановки были эстетически безупречно. Например, спектакль по произведениям Россини исполнялся в костюмах необыкновенной красоты, автором которых был Валентин Юдашкин. В театре зазвучали молодые голоса, которые составили не только славу Новой Оперы, но и вышли на мировые оперные сцены, получив мировое признание.
По-новому была поставлена в редакции Евгения Колобова опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Премьера состоялась в 2002 году. С тех пор минуло более десяти лет. Сейчас опера «Евгений Онегин» вновь в репертуаре театра.
Как живёт театр «Новая Опера» сегодня? На эти вопросы ответил директор театра «Новая Опера» Дмитрий Сибирцев.
— Скоро год, как Вы были назначены директором театра «Новая Опера». Какое Ваше общее ощущение от пребывания в этой должности?
— Да, действительно, в октябре заканчивается мой контракт, который я по обоюдному согласию с руководством Департамента культуры г. Москвы подписал именно на год. Связано это было и с тем, что для столичного руководства я являюсь человеком, который не занимал подобных должностей в госструктурах, и с тем, что лично мне необходимо было понять — подходит ли мне подобный жизненный режим, не мешает ли это моему творчеству. Не секрет, что для меня, как для любого артиста, выход на сцену подчас важнее любой стабильности. Честно скажу, совмещать административную работу с артистической карьерой очень непросто. Пришлось очень многим пожертвовать — свободным временем, общением со многими близкими людьми... С другой стороны, у меня уже имелся опыт руководства одним театром — проектом «ТенорА XXI века». Уверен, что нас можно смело называть театром, более двадцати программ, созданных за семь лет. Другое дело, что «ТенорА» — это ООО, в котором я совмещал директорство с художественным руководством, то есть отвечал абсолютно за все. В театре намного сложнее — не все решения могут приниматься быстро, надо понимать, насколько это сочетается с правилами финансовой политики, с линией нашего учредителя и т. д.
— Новая Опера для нас, зрителей, всегда театр Евгения Колобова. Ваше отношение к тем принципам, которые легли в основу создания этого уникального театра?
— Театр Новая Опера был основан Евгением Колобовым и, безусловно, то, что им заложено, будет в театре сохраняться. Это, прежде всего, традиция давать те произведения, которые не так часто звучат на других площадках; а также исполнение оригинальных концертных программ, возрождение камерных концертов в Зеркальном Фойе театра. Только в этом году прошло более тридцати таких концертов, а на основной сцене были поставлены «Каприччио» Р. Штрауса, «Дитя и волшебство» М. Равеля, «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (впервые в Москве). Мы очень надеемся сохранить в репертуаре театра те спектакли, которые идут в музыкальных редакциях Евгения Владимировича, но здесь многое зависит от позиции его наследников. Самое, на мой взгляд, главное наследие Евгения Колобова — это высочайший уровень профессионализма, — исполнительской и сценической культуры — которым славился театр в то время, когда Маэстро был жив. Мы стремимся к тому, чтобы этот уровень поддерживался. Если ради этого придется идти на «непопулярные» меры, это придется сделать. Театр нуждается в притоке новых сил.
— Что нового привнесено в репертуарную политику театра за последний год? Каковы планы новых постановок в Вашем театре?
— Про постановки уходящего сезона я уже сказал. Надо добавить к ним «Трубадура» Дж. Верди. Дальнейшие планы театра расписаны на несколько сезонов вперед. Мы стараемся не ставить то, что в это же время будут делать другие театры (есть договоренность с руководством всех московских театров). Более того, мы понимаем, что прошлый сезон был полностью отдан зарубежной опере (во многом, из-за 200-летия со дня рождения Вагнера и Верди). Поэтому, ближайшая наша премьера — русская. Это «Пиковая дама» П. Чайковского в постановке Юрия Александрова. Дирижером-постановщиком этой премьеры будет выдающийся молдавский маэстро Александр Самоилэ, — один из любимых дирижеров Ирины Константиновны Архиповой. Мы всегда помним, что театр Новая Опера был основан дирижером. Это «дирижерский» театр. Поэтому мы стараемся привлечь к нашим новым постановкам очень сильных представителей данной профессии. В ближайшие сезоны в Новой Опере будут ставить Фабио Мастранжело («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Александр Лазарев («Сервилия» Н. Римского-Корсакова), Александр Ведерников («Манон Леско» Дж. Пуччини). В то же время Дмитрий Волосников, штатный дирижер нашего театра, осуществит проект DIDO на музыку М. Наймана и Г. Перселла.
— Есть ли у Вас какие-то особенные, нестандартные идеи, которые предполагается осуществить?
— В 2014 году состоится мировая премьера оперы Владимира Мартынова «Школа жен» (по комедии Мольера), которую поставит Юрий Любимов. Юрий Петрович пригласил в эту постановку замечательных людей — Бориса Мессерера (сценография) и Рустама Хамдамова (костюмы). «Школа жен» отлично вписывается в политику театра, одним из направлений которой является знакомство публики с совершенно новыми произведениями.
— Позвольте поблагодарить Вас за беседу и пожелать успехов.
Беседовала Людмила Краснова
«Новая опера»: тут всё помнит Евгения Колобова
«Новая опера»: тут всё помнит Евгения Колобова