«Давайте посмотрим, как в XX веке при переписи населения относились к вопросу о вероисповедании. В царской России этот вопрос присутствовал, а уже в первой советской в 1920 году этот пункт был изъят личным распоряжением Ленина, – напомнил эксперт. – В перепись 1929 года изначально включили такой пункт, но в самый последний момент вычеркнули. А перепись 1937 года включала в себя сразу два пункта о религии. Известно, что лично Иосиф Сталин ввёл два положения: о религиозной принадлежности и о принадлежности к общественной группе, где были упомянуты и "служители культа", то есть церковные служащие. Результаты этой переписи были ошеломительными: 57% опрашиваемых ответили, что они православные. Интересно, что 40% из них люди от 20 до 39 лет, то есть прослойка активных советских граждан».
Александр Владимирович подчеркнул, что перепись 1937 года проходила в пик антирелигиозных гонений, и, можно предположить, что часть респондентов не стала отвечать на вопросы о вере положительно, ибо это было опасно. Сталин тогда остановил перепись, и есть предположение, что люди, заявившие и своей принадлежности к православию, были репрессированы.
«Но я думаю, что Сталин учёл те результаты, потому что вскоре был жестоко упразднён Союз воинствующих безбожников, а позже произошла частичная реабилитация основных религиозных структур», – подчеркнул Щипков.
В этом же выпуске на телеканале «Спас» эксперт раскритиковал решение о невключении в Перепись-2021 вопроса о вероисповедании. По его мнению, это негласный запрет на религию.
________
Александр Владимирович Щипков – заместитель Главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советник председателя Государственной думы РФ, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, декан социально-гуманитарного факультета Российского православного университета, доктор политических наук.