То, что положительный и благожелательно-миролюбивый образ внешней политики США в последнее время подвергается существенным ударам, в последнее время очевидно. Наряду с традиционными уже ошибочными атаками американских беспилотников на мирных жителей Афганистана, регулярными инцидентами с впадающими в буйство солдатами, которые устраивают локальный геноцид в деревнях и городских кварталах, возникают и более массовые инциденты, никак не вписывающиеся в пропагандистскую картину всеобщей любви к США, которые сами себя назначили опекуном всего мира и, в особенности, «молодых арабских демократий».
Созданный гражданами США и показанный в символическую дату 11 сентября фильм «Невинность мусульман», который в крайне неприглядном виде выставляет пророка Мухаммеда, стал началом масштабных антиамериканских погромов, прокатившихся от Туниса до Австралии, затронув почти два десятка стран. Посольства США в ряде государств подвергались нападениям со стороны возмущённых толп, в результате чего, в частности, погиб посол США в Ливии Кристофер Стивенс. Его смерть, не успев утихнуть, породила новый инцидент с не самым комплиментарным комментарием по этому поводу от лидера российских коммунистов Геннадия Зюганова в персональном Twitter. По информации источников ряда СМИ, Вашингтон намерен сурово покарать российского оппозиционера. Правда, только после выборов президента США: ведь ни действующий президент, ни его конкурент-республиканец не намерены совершать резких внешнеполитических шагов за считанные недели до дня волеизъявления. Впрочем, по последним сведениям, сам Зюганов отмежевался от комментария, данного от его имени, сказав, что его помощники неправильно выложили его слова в блог... Ну, да с этим ладно.
С учётом выборов, столь бурная реакция арабских государств, которым, если верить BBC, CNN и Fox News, следовало бы испытывать чувство безмерной благодарности по отношению к США, избавившим их от правления «тиранов», заставила делать поясняющие заявления. Барак Обама заявил, что никакие акты насилия не могут поколебать решимость Америки, а Госдеп анонсировал выступление, в ходе которого Хиллари Клинтон расскажет членам Конгресса, почему Соединенным Штатам следует поддерживать новые демократии в Северной Африке и на Ближнем Востоке, в то время как там продолжаются антиамериканские выступления. По словам пресс-секретаря Госдепартамента Виктории Нуланд, деятельность «по поддержке» следует продолжать в первую очередь потому, что наиболее надёжными союзниками США являются страны «демократические», и поэтому трудности данного этапа «демократизации» компенсируются в будущем.
Трудности с дальнейшим установлением «демократии» по американскому образцу внезапно возникли даже в самых традиционных областях её распространения. 19 сентября стало известно, что на территории Российской Федерации с 1 октября прекращает свою работу USAID, старейшая из созданных правительством США для продвижения «демократии» структур, ведущая свою историю с 60-х годов XX века. В России USAID, являющееся независимым и некоммерческим агентством, финансируемым напрямую из бюджета США, действовало с 1992 года. Несмотря на то, что «неправительственность» структуры всячески подчёркивалась, агентство, отвечающее, согласно уставу, за «предоставление невоенной помощи со стороны США», сотрудничало как с органами государственной власти, так и с некоторыми негосударственными организациями, например, с Московской Хельсинкской группой, Институтом экономической политики, ассоциацией «Голос», обществом «Мемориал» и многими другими. По собственному признанию сотрудников USAID и представителей Госдепартамента, организация прямо или косвенно влияла буквально на все сферы российского общества, принимая непосредственное участие в написании основополагающих кодексов постсоветской России, начиная с Конституции.
То, что USAID являлось основным источником финансирования и подготовленных кадров для осуществления того, что получило собирательное название «технологии мягкой силы», является секретом Полишинеля. Достаточно упомянуть, что администратор агентства и его заместитель назначаются президентом с согласия Сената и действуют в координации с государственным секретарем США, чтобы сомнительность статуса «неправительственная организация» USAID стала очевидной.
Российский МИД прямо назвал причины, по которым было решено отказать USAID в дальнейшей работе на территории нашей страны. Как говорится в официальном заявлении МИД, характер работы представителей USAID в России далеко не всегда отвечал заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества. Речь идет о попытках влиять через распределение грантов на политические процессы, включая выборы различного уровня, и институты гражданского общества. Серьезные вопросы вызывала активность AMP в российских регионах, особенно на Северном Кавказе, о чем неоднократно предупреждалась американская сторона.
Теперь же предупреждения превратились в реальные меры. Уведомление о прекращении работы USAID власти США получили ещё 12 сентября. Как и ожидалось, в Вашингтоне новость была воспринята с сожалением. Однако точку в «продвижении демократии» Государственный департамент ставить не собирается. Официальный представитель госдепартамента США Виктория Нуланд, подводя итоги работы структуры, сообщила, что за 20 лет с момента распада Советского Союза в России было потрачено более 2,7 миллиарда долларов. И несмотря на новые условия Государственный департамент продолжит искать пути сотрудничества с теми членами российского гражданского общества, которые хотят продолжать с ним работать.
На примечательный вопрос журналиста, сколько именно денег было потрачено на саму демократию, госпожа Нуланд ответила, что примерно третья часть суммы. То есть — миллиард долларов, по 50 миллионов долларов в год. Это позволяет предположить: да, найдутся такие члены российского гражданского общества, которые будут иметь самую серьёзную мотивацию для дальнейшего сотрудничества. Также, по словам американского внешнеполитического ведомства, из-за прекращения работы USAID территорию России покинут 13 дипломатов, что также позволяет косвенно оценить размах программ USAID.
Если официальные лица Вашингтона в силу правил дипломатии обошлись сдержанной риторикой, то известный сенатор Джон Маккейн такими условностями стеснён не был. Поэтому он высказался прямо, назвав решение России прекратить деятельность USAID в своей стране «оскорблением для США». По мнению видного республиканца, USAID, «помощь от американского народа», является, видимо, чем-то вроде помощи дона Корлеоне, от предложения которого, как известно, нельзя было отказаться.
С сенатором от Аризоны солидарен и Дэвид Дж. Крамер, директор организации Freedom House. Решение России прекратить деятельность USAID на своей территории, по мнению Крамера, «лишь очередная примета неблагополучного года, в котором практикуются широкие гонения на гражданское общество и оппозицию». По мнению Freedom House, власти США должны решительно осудить президента Путина, «как из принципа, так и в знак поддержки храбрым россиянам», а также четко заявить, что поддержка российских НКО останется неизменной. Прекращение деятельности USAID в России — «безоговорочная капитуляция, предательство и деморализация российского общества, опасный прецедент».
Таким образом, американская дипломатия в плоскости проведения отработанной годами тактики «мягкой силы» может измениться в самое ближайшее время. Давние «подопечные» помощи американского народа понемногу начинают от неё избавляться, а в новых демократиях прослеживается удручающая тенденция, когда деньги, советников и оружие молодые арабские демократы берут с удовольствием, но лояльность по отношению к США при этом возрастает немного.
USAID является самой крупной структурой по распространению грантов, но далеко не единственным каналом по их переправке заинтересованным гражданским активистам. Как правило, на вопросы, спорные с точки зрения морали и законодательства страны пребывания, USAID выделяло деньги не напрямую, а используя цепочки структур-посредников. Это, например, National Endowment for Democracy (NED), International Republican Institute (IRI), National Democratic Institute for International Affairs (NDI).
12 марта этого года посол США в России Майкл Макфол, один из авторов концепции «перезагрузки», выступал в Институте международной экономики Петерсона. Там он сообщил, что «мы не собираемся заявлять, что Россия является более демократической страной, чем вы думаете» и добавил, что «мы предложили Конгрессу создать новый фонд. Когда я в Москве общался с представителями правозащитных организаций, они говорили как раз о потребности в таком виде помощи».
Насколько серьёзны будут изменения «мягкой силы» США на российской территории, зависит от того, как последовательны будут руководящие чины нашей страны в давно назревшей деятельности по налаживанию контроля над многочисленными НКО, проводящими, как прямо указал наш МИД, не всегда корректную политику. Если действительно задача установления прозрачности в работе НКО стала ощутимо злободневной, то меры должны быть комплексными, и вряд ли ситуация сможет быть переломлена прекращением работы одной только USAID в её основном обличье.
Андрей Полевой
Непрошеная помощь по «распространению демократии» не нужна России
Непрошеная помощь по «распространению демократии» не нужна России