«Внимание, внимание! В воздухе Покрышкин!» — эти тревожные слова, регулярно звучавшие в радиоэфире немецких ВВС и заставлявшие холодеть сердца даже хвалёных гитлеровских асов, стали предметом нашей национальной гордости.
6 марта 2013 года исполняется сто лет со дня рождения выдающегося русского лётчика, Александра Ивановича Покрышкина. А буквально через месяц можно будет отметить семидесятую годовщину знаменитого Воздушного сражения на Кубани, когда наши авиаторы добились коренного перелома на «верхнем ярусе войны», «сбили с небес» люфтваффе и впервые за два года боевых действий овладели господством в воздухе. Это сражение также тесно связано с именем трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина.
В первой трети двадцатого века авиация во всём мире считалась уделом привилегированных сословий, имевших возможность с детства тренироваться в престижных аэроклубах и даже пользоваться дорогими персональными самолётами. Например, такой личной машиной обладали родители лучшего лётчика Рейха фон Хартманна. Куда более сложным и тернистым был путь в небо у легенды русской авиации Александра Ивановича Покрышкина.
Будущий герой родился в городе Ново — Николаевске (Новосибирске) в бедной рабочей семье. С пятнадцати лет он был вынужден добывать хлеб насущный, трудиться разнорабочим на стройке. Казалось, мечта о небе несовместима с реалиями будней. Но не зря Новосибирск в те годы был одним из самых быстро растущих городов планеты: на кромке дремучей тайги созидался крупнейший научно-индустриальный центр, рождавший яркие и сильные человеческие характеры, не привыкшие пасовать перед трудностями.
Покрышкин добровольно пошёл в армию, где получил специальность авиамеханика. Его неоднократные просьбы о направление в лётное отделение училища получали отказы, и тогда Александр Иванович сам освоил искусство вождения воздушных машин, занимаясь в аэроклубе. Всего за 17 дней он сумел пройти годовую программу подготовки гражданского пилота. Блестящие результаты открыли Покрышкину путь в лётчики ВВС.
Александр Иванович был в числе тех, кто встретил первый германский удар летом 1941 года. Уже на второй день войны будущий ас сбил первый вражеский самолёт, а ещё через неделю имел на боевом счету несколько сожжённых машин противника. З июля 1941 года истребитель Покрышкина попал под обстрел немецких зенитчиков, и нашему лётчику пришлось катапультироваться за линией фронта, а потом несколько дней пробираться к своим. Впоследствии Покрышкин много раз демонстрировал незаурядное мужество, добиваясь побед в самых безвыходных ситуациях. Например, в дни решающих боёв за Ростов зимой сорок первого, он, ради выполнения неотложного задания, стартовал с размытой площадки, где перед этим разбились на взлёте два его предшественника подряд.
Всего на счету Александра Ивановича Покрышкина 59 сбитых самолётов люфтваффе. По результативности он является вторым, после Ивана Кожедуба, пилотом-истребителем антигитлеровской коалиции. При этом стоит учесть, что в наиболее благоприятный период войны, в 1944-45 годы, его боевые вылеты по требованию командования были минимизированы — авиационное руководство берегло своего героя и просило сосредоточиться на подготовке новых лётных кадров. Покрышкин внёс значительный вклад в совершенствование боевой тактики советской авиации, в частности — в разработку таких приёмов, как «скоростные качели» и «воздушная этажерка».
После войны легендарный лётчик входил в руководство советского ПВО, а в преклонном возрасте возглавлял ДОСААФ.
Имя Александра Ивановича Покрышкина символизирует не только русское мужество. Его победы стали подтверждением статуса нашей страны как великой авиационной державы, создавшей собственный, передовой и дееспособный Воздушный Флот.
Владимир Тимаков
Небесный витязь: к столетию со дня рождения Александра Ивановича Покрышкина
Небесный витязь: к столетию со дня рождения Александра Ивановича Покрышкина