Жукова Н.Б.,
сопредседатель Правления
МОО «Союз православных женщин»,
член Бюро Президиума ВРНС,
кандидат исторических наук
17—18 июля 2017 года не только православные люди Алапаевска и Екатеринбурга будут отмечать крестными ходами, конференциями «царские дни». На трагические события тех дней откликаются сегодня тысячи неравнодушных людей не только в России, но и за рубежом. Паломнические поездки к местам тех трагедий уже много лет совершают и члены Международной общественной организации «Союз православных женщин», а региональная общественная организация «Уральское землячество» ежегодно более 10 лет проводит в Алапаевске благотворительную акцию, оказывая помощь многодетным и малообеспеченным семьям.
Всемирный Русский Народный Собор принял в 2008 году трудное решение и провёл в год 90-летия убийства семьи последнего российского императора Николая II Соборную встречу в Екатеринбурге. Решение о проведении этого мероприятия принималось после долгой дискуссии, так как даже у членов Бюро Президиума ВРНС не было единого мнения о том, какой общественный резонанс вызовет это решение. Я, как член Бюро Президиума, была участником принятия решения о проведении Соборной встречи.
Мы ясно тогда понимали, что после этого решения недружественные Собору СМИ сосредоточат своё информационно-идеологическое воздействие, прежде всего, на дискредитации инициаторов принятия решения о проведении Соборной встречи, то есть на каждом из нас. Но мы всё же приняли это важное решение, хотя и в тот год, и сейчас члены Бюро Президиума ВРНС отличаются и по возрасту, и по образованию, и по своей подготовленности к восприятию новых фактов истории России.
Сейчас уже не осталось в живых тех, кто в 1917 году изменил политическую систему и государственное устройство нашей страны. Историки и философы, которые сумели выжить в новой ситуации и приспособиться к советской власти, оставили нам свои оценки событий того времени. Это была эпоха революционного поколения, воспитанного в атмосфере «серебряного века» и познавшего не только «демократическую» эйфорию агонии самодержавия, но и большевистскую диктатуру. Она продолжалась около 40 лет /с 1894 г. до 1934 г./, от триумфа символизма до XVII съезда ВКП(б) — «съезда победителей».
На смену этому поколению, выросшему в обстановке веры в личную честность и государственную мудрость И. В. Сталина, социально-экономическую справедливость идей социализма и демократизм советского общественно-политического строя, в морально-этическое совершенство Кодекса строителя коммунизма, напоминавшего Нагорную проповедь Христа, пришло в сороковые годы другое поколение. Именно оно в 40–70 годы XX века преобразовало Россию из аграрной страны в индустриальную, защитило её и всё мировое сообщество от немецко-фашистских захватчиков, подняло из руин и укрепила её авторитет как влиятельной ядерной геополитической державы первой величины.
Сейчас из общей численности населения современной России более 60% составляют люди пенсионного и предпенсионного возраста — около 84 млн. человек. За непростительные ошибки и просчёты руководства страны, ставившие ее порой на край гибели, эти люди расплачивались личными жизнями и исправляли их ценою неимоверных жертв ради осуществления благородных целей социально-экономического равенства, в котором труд стал бы единственным мерилом личных заслуг человека, а все граждане равны перед законом при демократическом обустройстве государства. Результаты, достигнутые этим поколением во всех сферах жизнедеятельности, такие же выдающиеся, как и достижения России в XIX веке. Все свои свершения это поколение осуществляло ради социально-экономических, морально-этических высоких идей, которые оно отождествляло с руководством страны.
Это поколение представляли и мои, уже ушедшие в мир иной, родители. Моя мать, прошедшая всю войну старшим лейтенантом медицинской службы, хранившая до конца своих дней Грамоты Верховного Главнокомандующего, не захотела примириться с тем, что было объявлено Н. С. Хрущевым как развенчание культа личности И. В. Сталина. Те, кто был реабилитирован, вернулись из ссылок, тюрем, и оставили нам своё видение эпохи в воспоминаниях, книгах, художественных фильмах. Появилось и продолжает функционировать общество «Мемориал», которое в 90-е годы стало не только историко-нравственным событием, но и правозащитной организацией и пользовалось массовой поддержкой населения России. Тогда Россия, да и весь Советский Союз переживали редкий в мировой истории эксперимент, когда вопросы, связанные с прошлым, казались людям чуть ли не более актуальными, чем злободневные проблемы общественной жизни. Действительно, вопрос о том, в какой стране мы жили, требует ответа, т. к. без этого невозможно дать себе отчет ни в том, в какой стране мы живем, ни в том, в какой стране мы намерены жить.
Ответ на этот вопрос некоторые наши соотечественники усматривают в причинах падения коммунистического режима и распада СССР. Возможно, что эти события и особенно их последствия в последующие годы являются свидетельством того, что общество так и не захотело разобраться в их сути. Но так или иначе, несомненным фактом явилось резкое падение в начале 90-х годов XX века общественного внимания к истории. Наша общественность как-то сразу потеряла интерес к «мемориальной» тематике, и дискуссии о прошлом сменились жгучим интересом к текущей политике.
Многие из ныне живущих 70-90-летних людей продолжают придерживаться идей КПСС и принимают участие в митингах, демонстрациях и других мероприятиях, которые проводятся по инициативе КПРФ. Им не нужна «новая» правда о семье Романовых.
На смену моему поколению пришло другое, которое можно назвать разочарованным и которое находилось на арене с 70-х годов до начала XXI века. Это — образованное и самое главное, с моей точки зрения, благополучное поколение русских людей, не знавшее ни гражданских войн, ни партийных чисток, трудившееся в стране с налаженной системой управления народным хозяйством и обеспеченной рабочими местами, квартирами, путевками, гарантированного и оплачиваемого отпуска, бесплатным образованием и здравоохранением. Все эти блага воспринимались этой частью населения СССР так, как будто это было извечно во всем мире. И этого уже казалось даже недостаточно: хотелось поскорее перейти к системе распределения всех благ по принципу от каждого по способностям — каждому по потребностям.
Сегодня это более 80 млн. человек, которым пришлось разочаровываться несколько раз. Во-первых, из-за разрыва между словом и делом партийно-советского руководства. Во-вторых, в горбачевском «социализме с человеческим лицом». В-третьих, в честности той части советско-партийного аппарата, которая отказалась от своих прежних идеалов.
На вышеуказанные мною три поколения пришлось три периода эволюции самосознания. На них также были направлены и многочисленные информационно-идеологические воздействия извне. На их самосознание влияют следующие события. «Великая Октябрьская социалистическая революция» — понятие, введённое в 30-х годах Сталиным, или «Октябрьский переворот»-понятие заимствованное Лениным у российского населения, разделило жизнь революционного поколения на две части — дореволюционную и послереволюционную. Трагедия людей этого поколения заключалась в том, что им пришлось стать современниками двух совершенно разных эпох, которые называют началом XX века или «Серебряным веком», и первыми годами советской власти, НЭПом, великим переломом.
Кардинальное преобразование образа жизни, естественно, привело к коренному переосмыслению самосознания русской интеллигенции, всего населения. Поэтому правомерно говорить об их дореволюционном и послереволюционном самосознании. «Серебряный век» дал русской культуре столь многочисленную, своеобразную и даровитую плеяду писателей, поэтов, публицистов, филологов, историков, философов, которую Россия не знала никогда ни до, ни после начала XX века.
Духовные поиски нашей культурной элиты шли параллельно энергичному стремлению народных масс к образованию и просвещению. Обветшавшее самодержавие было не в силах противостоять либерально-демократическому и радикально-революционному влиянию. Газеты, журналы, устная агитация стали средствами самовыражения, просвещения, орудиями политической, информационной, мировоззренческой борьбы общества за обновление социально-экономической системы государства. Любому поколению свойственно сознание, впитавшее опыт всех предшествующих поколений.
Плюрализм самосознания революционного поколения стал основой плюрализма самосознания поколения, очарованного советской властью, которое, в свою очередь, явилось базисом для плюрализма самосознания советского разочарованного поколения. Жизнь и наблюдения играют роль социальных учителей для всех поколений. Поэтому часть населения в возрасте 15–25 лет, а это более 17,5 млн. молодых людей, готова воспринимать новую информацию, если она будет достоверной, основанной на документах, фактах. Но, узнав правду о расстреле царской семьи, они захотят узнать правду о тех, кто погиб, защищая Белый дом в 90-е годы, кто подписывал приказы и кто их выполнял в октябре 1993 года. Готовы ли историки, политики, нынешняя власть дать ответы на эти вопросы? Эти вопросы сейчас волнуют в России и людей более зрелого возраста, в том числе и пенсионеров. Но за прошедшие почти 25 лет правду нам так и не сказали.
Нужны ли ответы на эти вопросы молодым людям, кого «упустили» семья, общество, которые не осознали своего места в нем, ни самих себя, которым свойственны показное фразерство, выпивка, презрение к дисциплине, труду, анархическое отрицание какого-либо регулирующего этического начала в поведении? Нужна ли такая правда скинхедам, сатанистам? Не подтолкнёт ли их эта «правда» к новым уличным действиям, лозунгам, «бей одних, спасай других»?
Сколько сегодня вброшено в общество новых идей, которые его ежедневно, ежечасно будоражат. Идет противопоставление западной демократии деятельности российской администрации в центре и на местах; западной партийной системы — российской; прав человека как общечеловеческих ценностей на Западе — отсутствию прав человека в России; католической церкви — Русской Православной Церкви; имиджа западных лидеров — российскому президенту; партии «Единая Россия» — российским правым партиям; одних народов России — другим; национальной политики российского руководства — интересам народов Российской Федерации; рыночного хозяйства — нынешнему российскому. Нет единства в лагере патриотов, среди представителей правых сил, в понимании того, что сегодня является национальной идеей.
Для меня и многих членов Союза православных женщин, которые совершают паломнические поездки в Алапаевск, посещают Ганину Яму (Екатеринбург), убийство императора Николая II и его семьи — чудовищная трагедия, ужасное преступление. Его невозможно списать на настроения народных масс и тем самым как-то оправдать. Святых страстотерпцев убила не эпоха, а люди с установками на крайнюю степень греха. В городах не должно быть улиц и станций метро с их фамилиями. Но для меня важно, чтобы восстанавливая истину, не зачеркнули то, что было святым в моей жизни, в моей истории — советский период, достижения которого перенесли в свою жизнь все европейские цивилизованные народы. Чтобы те, кто только родился или уже ходит в школу (это почти 15 млн. человек), учится на гуманитарных факультетах в вузах, изучали историю правдивую, основанную на архивных документах, а не заново написанную в угоду руководству страны.
В год 100-летия со дня Октябрьской революции необходимо не разрушать в очередной раз сознание живущих людей, не расшатывать в очередной раз общество, которое только в последние годы начало успокаиваться и больше думает, как улучшить свое и своих детей социально-экономическое положение, дать достойное воспитание и образование. Многим сегодня не хватает созидательных действий.
В заключение хочу напомнить слова И. А. Ильина, сказанные им в 1951 году: «Русская наука не может и не должна быть мертвым ремеслом, грузом сведений, безразличным материалом для произвольных комбинаций, технической мастерской, школой бессовестного умения… Русский ученый призван…зреть в каждой детали русской истории дух и судьбу своего народа».
Многие сегодня имеют возможность читать дневниковые записи членов царской семьи. Напомню, что старшая дочь Николая II Ольга Николаевна оставила нам слова: «Отец просил передать всем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». Следовало бы также вспомнить одну из заповедей Христа — «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). А самое главное — из трагедии почти 100-летней давности живущим сегодня следует сделать духовно-нравственные выводы, не повторять ошибок революционного поколения, зная, что сегодняшняя жизнь со временем тоже станет историей.