В последнее время, чтобы найти повод для серьёзнейших раздумий о необходимости неких реформ гражданского общества перед лицом общей угрозы не приходится прибегать к конспирологии. Весьма показательные сигналы звучат открыто, и услышать их несложно. Как сообщает «Голос Америки», о «деле «Pussy Riot» написали 86% мировых СМИ, новости из России заняли первые полосы газет и стали главными в телевизионных программах новостей и сообщениях ведущих информационных агентств.
Вынесение приговора Надежде Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерине Самуцевич стало «беспрецедентным по резонансу и отклику российским событием последних лет». 17 августа, в день вынесении приговора, о деле «Pussy Riot» написали 5107 центральных и региональных СМИ в 87 странах мира. Большинство СМИ — англоязычные средства массовой информации Америки и Великобритании. Репортажи о приговоре «Pussy Riot» были главными для большинства американских и европейских новостных телеканалов, которые посвятили ему от 2 минут до 1 часа 22 минут своего эфирного времени, а CNN вели прямую трансляцию процесса из зала суда.
То есть, приговор — и в данном случае, учитывая живописную биографию участниц «Pussy Riot», уместно будет использовать термин «долгожданный», — трём хулиганкам по какой-то неведомой причине преподносится как куда более значимое мировое событие, чем, например, судьба по сей день подвергающегося пыткам без какого-либо сочувствия «мирового сообщества» Сейфа аль Ислама Каддафи, 30 убитых в ходе столкновений с полицией южноафриканских шахтёров, многочисленные жертвы среди оппозиционеров Саудовской Аравии.
Само по себе такое трогательное внимание именно к российским происшествиям, когда первопричина гиперболизируется сверх всяких пределов, не является уникальным. В середине января 2012 года, главной новостью дня для всего мира, от «The New York Times» до «The Daily Telegraph» и » The Times" стал фотоколлаж в екатеринбургском издании «Аргументы и факты», на котором были изображены беглые российские олигархи и пока ещё проживающие в России оппозиционеры. Обработанный в графическом редакторе рисунок не был примечателен вообще ничем. И, судя по всему, стал ценен лишь благодаря факту своего существования, которое было немедленно связано ведущими мировыми изданиями с Общероссийским народным фронтом. Не озаботившись доказательствами такой гипотезы, западные СМИ сочли своим долгом сообщить, что публикация доказывает небывалый размах народных протестов в России, слабость центральной власти и огромный авторитет так называемой несистемной оппозиции. Понятно, что в данном случае речь идёт не о констатации настроений в обществе, а о попытках их сформировать в нужном ключе.
Были и другие примеры, когда ведущие западные издания, чьё внимание обычно стоит весьма недёшево, по некоей единовременной прихоти начинали рекламировать того или иного оппозиционера. Что, при учёте крайне печального опыта «цветных революций» на постсоветском пространстве, всего информационного сопровождения инициированных извне государственных переворотов в Северной Африке, позволяет сделать вывод, закрывать глаза на который крайне недальновидно — по отношению к России применяются те же технологии информационной войны. Пока что — с известной осторожностью, но вряд ли стоит сомневаться в том, что при всякой возможности давление будет нарастать.
В 88% сообщений мировых СМИ о деле «Pussy Riot» отмечен негативный для России информационный фон. Только в 12% новостей фон был нейтральным. Большинство сюжетов и новостей о «Pussy Riot» так или иначе связывались с именем Владимира Путина и Русской Православной Церковью. В 72% новостей решение суда подавалось СМИ как сомнительное, чрезмерно суровое, как показатель недемократичности российского режима и подавления инакомыслия и оппозиции
Другими словами, цели атаки очевидны — действующий президент России, являющийся наиболее популярным и пользующимся доверием граждан политиком, и Церковь. Первое может говорить о попытках на новом уровне приписать президенту России «тиранию», «убийство собственного народа» и прочие пропагандистские маркеры, весьма эффективные для формирования «мнения мирового сообщества» и «голосов всего мира». Церковь, как мишень для атаки, на первый взгляд, выглядит достаточно неубедительно. Россия, как известно, государство светское, и попытки включить в механизм дестабилизации нашего государства религиозный фактор не смогут приобрести настолько фундаментальный масштаб как в странах Ближнего Востока.
Хотя, безусловно, такие попытки тоже будут. Да что там, они уже происходят, достаточно вспомнить покушение на муфтия Татарстана, известного, прежде всего, своим активным неприятием по отношению к радикалам всех мастей. Равно как и наиболее видные представители российской «оппозиции» уже сейчас откровенно заигрывают с фундаменталистами, которых не устраивает сложившаяся в России модель ислама и главной задачей которых является построение разнообразных халифатов.
Но если вспомнить о том, что Русская Православная Церковь осталась чуть ли не единственным фактором, объединяющим народ не по религиозному — воцерквлённых людей у нас не подавляющее всё же большинство, а по цивилизационному, общерусскому признаку, который находит отражение в известном тождестве «русский — значит, православный» — нападки на её авторитет, продолжающаяся кампания по её дискредитации, осмеяние и поругание национальных святынь обретают вполне конкретный смысл. Не стоит тешить себя иллюзиями о том, что инцидент в Храме Христа Спасителя и уже состоявшиеся акты вандализма — это всё, что для нас заготовили. Скорее всего, это только начало.
Конкретный пример — активистки движения «Femen», с неясным интеллектом и политическими взглядами, «в честь» «Pussy Riot» свалили крест в центре Киева. Тем самым высказав своё неудовольствие существованием Патриарха Кирилла и президента Путина. Крест, правда, оказался греко-католическим, к православию или России имеющим весьма малое отношение. Видимо, по этой причине «Femen» анонсировали «гастрольный тур группы «Крестоповал» по России, который пройдет «по очагам православного деревянного зодчества» под девизом «Пили кресты — спасай Россию». Показательно, что «Femen» всё едино — что церковь, что зодчество, что культура вообще.
На этом фоне происходят и другие события. 18 августа, в элитном курортном поселке Репино под Санкт-Петербургом прошёл так называемый «Белый форум», на котором оппозиционеры с различными мнениями относительно будущего нашей страны попытались прийти к консенсусу. Особым размахом мероприятие похвастаться не могло, организаторы и участники честно признавались, что не имеют ни популярности, ни способов и предпосылок к её достижению, но к высказанным ими тезисам прислушаться стоит.
Так, наряду с демократическими методами борьбы за власть, выборами всех уровней, обсуждалась подготовка к тотальной дестабилизации в стране с «необходимостью изучения опыта Египта и Ливии», а также создание боевых отрядов для противодействия правоохранительным органам. Кроме того, было инициировано создание так называемого «Координационного совета» — органа, который получит от избирателей право вести переговоры с властью и «принимать капитуляцию режима».
Не правда ли, знакомо? Именно с учётом опыта Египта и Ливии, а разница между названиями «Координационный» и «Переходный» в сущности невелика. Вряд ли слишком разной будет и их суть, раз они по всем признакам готовятся для решения одних задач, и, по-видимому, одинаковыми методами. Несколько месяцев назад так называемая российская несистемная оппозиция на попытки указать очевидные параллели между своей деятельностью и активностью ближневосточных «революционеров» реагировала крайне бурно. Теперь эти аналогии открыто признаются.
Естественным образом возникает извечный вопрос: «Что делать?». Ведь и нападки на власть духовную, традиционные для России конфессии, и на власть мирскую — представляют собой согласованный процесс. Противостоять компонентам которого по отдельности не очень продуктивно. Как бы это ни банально звучало, но выстоять сможет лишь развитое гражданское общество. При этом не следует понимать «гражданское общество» как идеал ближневосточной и российской оппозиции, массу людей с плакатами, которые сначала выкрикивают оскорбления, после чего переходят к массовым беспорядкам и гражданской войне. Речь идёт о полноценном гражданском обществе нашей многомиллионной страны, желающем простых и понятных вещей — мирно жить в своей стране, растить детей, иметь идеалы и моральные принципы, в соответствии с которыми детей надо воспитывать и жить самим. При этом обладающем достаточным пониманием необходимости оберегания того, что представляет собой каркас нашей цивилизации и способа жизни.
Существует огромное количество патриотических движений и любящих свою Родину людей. Благодаря современным средствам коммуникации, в первую очередь, социальным сетям, найти единомышленников легко, и «фронт работ» нам уже предоставили. Объявлена охота на наше национальное достояние, памятники русского деревянного зодчества — не так сложно организовать постоянное присутствие в нужных местах. Речь в данном случае не идёт об отражении политики оппозиции, подмене собой официальной власти и правоохранительных органов, а о том самом взаимодействии, на котором, собственно, и базируется эффективная работа полиции и прочих структур. Ведь их численность ограничена, и своевременное оповещение о происходящем правонарушении крайне важно.
Разумеется, есть известный соблазн просто проигнорировать то, что запланировали «Femen». Такими актами вандализма должны заниматься правоохранительные органы, а если один-другой вандал от них ускользнёт, успев осуществить задуманное — то страна у нас в культурном смысле богатая, памятников зодчества немало, крестами и другими ценностями земля на первый взгляд не оскудеет никогда. Но есть две проблемы. Первая, как указывали теоретики революций, состоит в том, что 10% активного населения, будь они трижды неправы и опасны в своих идеях, практически всегда достигнут своих целей, несмотря на несогласие оставшегося большинства, но пассивного. Потому что любые качества и ценности, какими бы они не были прочными, без подпитки и сохранения разрушаются. А любая «акция» или «перформанс» представителей 10%, можно в том не сомневаться, будет подхвачена «независимыми» СМИ, растиражирована, гиперболизирована, выдана за мнение всего народа и использована для очередных ударов по нашему государству, заодно оправдав в глазах «мирового сообщества» действия описанных оппозицией боевых отрядов. А то и поддержав их деятельность извне.
Известно, что в так называемых «протестных» митингах произошёл перелом после того, как то самое молчаливое большинство взяло на себя труд и организовало в показательных целях свой митинг. Оказавшийся куда больше и куда сплочённее собрания представителей деструктивных движений. Точно так же существенные подвижки в общественном сознании оказали молитвенные стояния в защиту православия, которыми столь же эффективно и наглядно было продемонстрировано — духовная жизнь России неотделима от остального её существования, и желание сохранить государство переплетается с осознанием необходимости защиты его культурного кода.
Дело за малым — перевести патриотизм и веру из пассивного состояния в активное. Присматривать за храмами и памятниками, благо это несложно, не позволяя сомнительным «артистам» использовать их в качестве сцены, или, точнее, арены. Оберегать наше культурное достояние от отечественных и приезжих вандалов. Не отдавать информационное пространство на откуп одной — единственной точке зрения, согласно которой у нас всё плохо, все либо глупы, либо никчемны, культура отсутствует, авторитет духовных и мирских лидеров низложен, а для поправления дела необходимо пригласить внешних управляющих, предварительно раздробив страну на части. Не молчать, а при возможности — активно действовать. Потому что, в конце концов, это наша страна. И от того, как мы будем вести себя сейчас, зависит то, как и где мы будем жить потом.
Андрей Полевой
Не молчать, а активно действовать!
Не молчать, а активно действовать!