Национализм использовали как средство демонтажа Советского Союза, — заявил в эфире телеканала «Спас» заместитель главы Всемирного русского народного собора, член Общественной палаты РФ Александр Щипков.
Щипков отметил, что в конце 1980-х годов для отрыва от СССР в союзных республиках сознательно насаждался национализм. Русские представлялись поработителями, местный народ — угнетенными. Во всех республиках от Средней Азии и Кавказа до Прибалтики использовалась одна и та же схема. Различие заключалась только в том, что в одних республиках это происходило с меньшей, а в других — с большей кровью. Националистическая риторика использовалась для вытеснения советской идеологии.
Вместе с тем, по словам Щипкова, на территории Российской Федерации националистическая идея была табуирована. Причину этого аналитик видит в нежелательности для нового центра влияния возникновения широкой общественной консолидации и реанимации русской идентичности. Поэтому для вытеснения советской идеологии на территории России была применена другая концепция — идея «коллективной вины».
Эта «вина» понимается не как личная, а как коллективная вина всего народа за политические деяния прошлой власти. Ее отличие от христианского греха заключается, во-первых в том, что это вина без конкретной ответственности, а во-вторых, в том, что для этой вины не предусмотрено прощение. Таким образом, абсолютно все русские несут вину за преступления конкретных политиков 20 века, и никогда не буду за это прощены.
Обе методики — и национализм и коллективная вина — успешно справились с поставленной задачей: вытеснили советскую идеологию и конституировали на пространстве СССР идеологию либерального капитализма, — заключил Щипков.