Народосбережение — необходимый фактор сохранения России. Очевидно, что от тех, кто сегодня вступает в наиболее активную фазу жизни, зависит то, какой будет наша страна в будущем и будет ли вообще существовать в том виде, в котором мы ее знаем.
Позвольте поделиться с вами взглядом тридцатилетнего жителя большого города.
Принято считать, что причиной нынешнего демографического кризиса в первую очередь является Великая Отечественная война, однако не стоит игнорировать и другой, куда более опасный фактор: кризис семьи.
Очевидно, что он длится весь последний век и связан как с трагическими событиями ХХ века, так и в целом отходом от традиционных ценностей. Однако с развитием информационных технологий все становится только хуже.
Практически каждый молодой человек находится сегодня в информационном поле, в первую очередь в интернете, реже — потребляет информацию, транслируемую по ТВ. Проблема в том, что сегодня практически неоткуда взять положительные образы и модели, которые можно умело применить в собственной жизни. Расцвет поколения наших родителей пришелся на 90-е, а значит сопровождался неустроенностью и частыми распадами семьи. Я пошел в школу 1996 году и прекрасно помню, что ребят из полных, неразрешенных семей в моем классе было от силы 5–6 человек. Не имея возможности воспроизвести положительный опыт, полученный дома, человек обращается к внешнему информационному полю: кино, сериалам и прочему. Стоит ли говорить о том, что продукция, в первую очередь направленная на молодежь, пропагандирует иные ценности. Семья представляется не как союз близких людей, чья любовь друг к другу делает их лучше, а как обуза и ограничение свободы человека.
Дети — не как плод любви мужчины и женщины и продолжение человека в этом, видимом, мире, а как источник вечных проблем, больших трат, испорченной фигуры у женщины и невозможности нормально выспаться.
Такие образы воспроизводятся всюду, специально подчеркиваются негативные аспекты, которые могут возникнуть в семейной жизни, и вообще никак не подчеркиваются позитивные, которые безусловно есть.
Одновременно с этим пропагандируется уже успевший стать обыденным разврат, о чем было сказано много, но мало что меняется.
Мужские и женские журналы, например, не рассказывают о том, как стать хорошими мужьями, женами, отцами и матерями, а как изменить супругу так, чтобы об этом никто не узнал и что делать, если вдруг появился «ребенок на стороне».
Создаются ложные, извращенные признаки, которыми должен быть наделен мужчина и женщина — самопожертвование заменяется гедонизмом и нигилизмом, верность — распущенностью, скромность — наглостью, список можно продолжать бесконечно.
Одно дело, когда это делается через рупоры, принадлежащие западным издательским домам, это еще как-то можно понять. У людей иная повестка, иные задачи, в их интересы точно не входит народосбережение в России. Но что делать, когда такого рода материалы распространяются через СМИ, финансируемые из государственного бюджета, то есть на наши налоги?
Одновременно с этим складывается ощущение, что демографический кризис в России рассматривается сегодня исключительно через призму экономики. Что людям нужно дать больше денег, жилье, машину, и тогда в нашей стране все тут-де станут многодетными.
Не станут. Потому что когда человеку, воспитанному только на ценностях эгоизма и потребления, дать дополнительные ресурсы, он направит их на удовлетворение собственных потребностей. Дав собственный дом и регулярные выплаты, но не обеспечив необходимой информационной средой, мы не добьемся успеха. Ярким примером тому могут стать благополучные страны северной Европы, где граждане получают значительную поддержку от государства, однако не торопятся становиться многодетными. Количество рождений на одну женщину в России и Норвегии идентичны и колеблются в районе 1.7.
Наличие крыши над головой, источников дохода, доступность медицины и образования, безусловно, важны, но не являются основополагающими.
Куда важнее является ценностный и моральный аспекты. И на этих фронтах мы, русские, терпим поражение за поражением. Достаточно сравнить показатели рождаемости на Северном Кавказе и в средней полосе России. Регионы, где население является более религиозным и укорененным в традиции, не вымирают, а наоборот, развиваются и становятся крепче. Если смотреть на русские многодетные, здоровые и счастливые семьи, в своем подавляющем большинстве это семьи воцерковленные. Но само их существование можно считать не иначе как чудом, учитывая информационный контекст, в котором мы находимся.
Если в ближайшие годы не будет предпринят ряд мер, направленных на продвижение семейных ценностей, повышение престижа многодетной семьи. Государственные деньги должны тратиться на фильмы, сериалы и иную продукцию, направленную на пропаганду именно таких ценностей. А те, кто занимаются пропагандой разврата и разложения должны делать это за счет частных инвестиций, а в идеале вообще подвержены остракизму в профессиональной среде.
Это возможно. Еще 15–20 лет профессия военного вызывала скорее сочувствие, а сегодня это один из наиболее престижных и хорошо оплачиваемых родов деятельности. Дело не только в достойной оплате труда, но и в грамотной информационной работе.
Достаточно соработничества Церкви, государства и общества на данном поприще, и за несколько лет ситуацию можно будет изменить.
Андрей Афанасьев