Толстовский образ «дубины народной войны» из «Войны и мира» в нашем сознании прочно связан с именем Герасима Курина, одного из Героев Отечественной войны 1812 года, имя которого увековечено на мраморной доске галереи воинской славы в храме Христа Спасителя. Курин был предводителем крестьянского партизанского отряда из 5300 пеших и 500 конных воинов, действовавшего в Вохонской волости (район нынешнего Павловского Посада в Подмосковье). Именем Герасима Матвеевича названы улицы — в Москве, вблизи Поклонной горы, и в его родном городе. В Павловском Посаде вам каждый покажет памятник герою.
О том, как Вохонское сражение похоронило последние надежды Наполеона на покорение Москвы и о многом другом, рассказывает заместитель директора Павлово-Посадского историко-художественного музея, кандидат исторических наук, доцент Павлово-Посадского филиала Российской международной академии туризма Ирина Ушакова.
После того, как войска Наполеона заняли Москву, регулярные части французской армии отправились по следам русских, якобы отступавших в сторону Владимира. Это был манёвр Кутузова, создавшего видимость отступления армии на восток, а на самом деле свернувшего на юг, чтобы защитить, в частности, Тульский регион, где были оружейные заводы и большие запасы продовольствия. Тула была житницей России, и необходимо было преградить путь наполеоновским войскам на юг, чтобы они не разграбили богатые губернии. В это время французская армия вступила в Богородск (ныне Ногинск), и там обосновался полк маршала Нея. Отсюда они вели разведку, поскольку остро стоял вопрос о продовольствии и фураже для армейских лошадей. Армия французов оказалась в голодной изоляции, потому что русские войска, когда отступали, продукты уничтожали. Фуражирные отряды в составе полка маршала Нея пытались собирать питание по окрестным деревням, недоумевая при этом — куда же делась такая большая русская армия? И однажды фуражиры пришли в село Вохна — по названию реки, сейчас на этом месте центральная часть Павловского Посада.
В 1812 году село Павлово (Вохна) было весьма богатым, и связано это с тем, что здесь не было крепостного права. Местные крестьяне были люди зажиточные, основательные, почти в каждом доме стояли ткацкие станы, кто-то нитки производил, кто-то ткани — шерстяные, шёлковые, хлопчатобумажные, льняные, самый широкий ассортимент. Всё это хорошо сбывалось на ярмарках, благо, рядом были Москва, Нижний Новгород, Владимир. Французы, конечно, всё это разведали и пришли в государственное село. Но шли они с фальшивыми деньгами — Наполеон, для подрыва российской экономики, напечатал много подделок. И они говорили: «Да мы не будем вас грабить, мы у вас всё купим, дайте нам хлеб, сено, молоко, муку».
Но крестьян посулы не устроили, и они отказали французам. Было несколько стычек, и поначалу нашим улыбнулась удача: удалось застать фуражиров врасплох, и они почувствовали свою силу. Да еще поживу получили — лошадь с телегой, где-то обмундирование схватили, и сразу возникла мысль: «О, как хорошо воевать, сразу какой прибыток и доход!». А французы шли в красивом обмундировании, в сапогах, которые не каждый из местных мог себе купить. И в то время, когда маршалу Нею его вояки докладывали об агрессивных крестьянах, в селе Павлове собрали сход, и решили создать отряд самообороны.
После нескольких дней стычек руководители ополчения Герасим Курин и Егор Стулов поехали во Владимир, где располагалась дивизия народного ополчения под руководством князя Голицына. Доложили об обстановке, и руководство Московского ополчения отправило в село Павлово штабс-ротмистра Богданского с отрядами Павлоградских гусар и казаков. Они здорово помогли ополченцам. Основное сражение состоялось в день Покрова, 1 октября 1812 года, когда Ней направил сюда карательный отряд. Он думал, что мужики тут одни, и французы их быстренько сомнут. И, если бы не было подмоги, крестьяне, наверное, были бы разбиты. Ну много ли может мужик с топором и вилами, охотничьим ружьём да прихваченным у французов кой-каким вооружением?
Основная стычка произошла напротив колокольни Воскресенского собора, на противоположном высоком берегу Вохны, где располагалось село Павлово. Французы подошли к селу по улице Первомайской, со стороны нынешних Электростали и Ногинска. Крестьяне встретили их у мостика через Вохну. Понимая, что идёт большой отряд, и это может плохо кончиться, мужики пошли на хитрость: решили притвориться мирными и завлечь французов на территорию села. Они сказали: «Да мы всё вам продадим, в этой усадьбе муку возьмёте, а с повозочкой давайте в другую усадьбу, там стог сена есть, а там дальше пройдёте по домам — хлебушком и картошечкой разживётесь». В общем, они весь этот отряд растащили по окрестным дворам, где сидели в засаде павлоградцы, и напали на французов. Но получили отпор — регулярная армия воевала всерьёз, даже если была застигнута врасплох.
Кроме того, французы осторожничали, и мужики в какой-то момент были вынуждены кинуться в бегство. Но тут из засады выскочили гусары, и неприятель был разбит. Мужики осмелели, и, собравшись с силами, пошли следом за французом, говоря: «Раз они нас испугались, мы сейчас их прогоним и из Богородска». Но как раз в этот момент Ней получил приказ от Наполеона отступать. Император принял решение уходить из Москвы, потому что понимал, что зимовать в городе, который в пожарах и где нет продовольствия, это убийство. Он решил искать новых сражений с Кутузовым, и после Москвы была крупная битва под Малоярославцем, когда Наполеон пытался пробиться в южные районы. Он пошёл на Тулу, там его встретил Кутузов и заставил идти по старой смоленской дороге обратно — по голодным местам.
Надо сказать, что термин «Вохонское сражение» появился недавно, когда в Павловском Посаде стали заниматься реконструкцией крупного столкновения крестьян с французами. В сражении могли принять участие до тысячи человек. Из них, известно, было 40 сабель павлоградцев и казаков. Всего в отряде самообороны состояло около 4 тысяч человек, они были рассредоточены в разных местах, охраняли другие села в окрестностях.
Герасим Курин был молодой крестьянин, 25-ти лет, мужчина в самом расцвете сил, потому что в те времена крестьяне рано становились самостоятельными. Как описывают современники, был он очень смекалистым, сильным, волевым, активным, и, видимо, за эти качества его и выдвинули руководить ополчением. Егор Стулов в качестве волостного старосты решал вопросы хозобеспечения войска, а Иван Чушкин — в небольшом чине сотского — руководил сотней. Каждый из них выполнял свою роль в ополчении, всех троих наградили Георгиевскими крестами. Они были на приёме у императора в Москве. Герасим Курин, пока был в силе, выполнял обязанности волостного старосты Вохонской волости. Умер он в 1850 году, уже в преклонном возрасте, захватив несколько лет жизни в Павловском Посаде — городе.
Когда мужиков наградили Георгиевскими крестами, они были признаны героями Отечественной войны, и их прописали в Храме Христа Спасителя. А в 1912 году, когда в России широко праздновали 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 года, в Павловском Посаде построили часовню, где также прописали георгиевских кавалеров. Но в смысле борьбы с религией здесь было напряжённо, потому что была своя, особая история, в которой был замешан наш местночтимый святой Василий Грязнов, а также семья Лабзина, основателя платочной мануфактуры. В 1920 году, через 51 год после смерти, был показательный судебный процесс по разоблачению «культа бандита, скопца, купца первой гильдии Василия Ивановича Грязнова». И позднее власть использовала любые моменты, чтобы задушить религиозные проявления.
Так, в 1932 году под благовидным предлогом расширения проезжей части была снесена часовня в честь героев Отечественной войны 1812 года. А во время подготовки к Фестивалю молодёжи и студентов в 1957 году был снесён Воскресенский храм. Иностранцам собирались продемонстрировать, как мы храним историю, и для этого были выбраны старинные центры — Владимир, Суздаль, Ярославль, которые вошли потом в состав Золотого кольца. Стали проверять все памятники, особенно культовые сооружения, насколько хорошо они выглядят. Храмы требовалось либо реставрировать, либо сносить, и Воскресенский храм в Павловском Посаде, который по дороге из Москвы во Владимир никак не объедешь, постигла вторая участь. А колокольня с башенными часами осталась как памятник культовой архитектуры.
В 1971 году в колокольне открылся краеведческий музей, и там была экспозиция, рассказывающая о боях куринского отряда. В это же время рядом с тем местом, где стояла часовня, был установлен бюст Герасима Курина местного скульптора Анатолия Карасёва. В народе его называют «мужик с топором» — очень точное описание, именно такие мужики громили французов на нашей земле и погнали их прочь из России.
Сейчас ведётся работа по восстановлению часовни. В конце 90-х заложили фундамент, и над ним несколько лет высился деревянный крест. Построили часовню при активном участии директора производственного объединения «Берег» Владимира Викторовича Ковшутина, бывшего тогда депутатом Московской городской думы. Часовня была очень нарядной, внутри было много лепнины и позолоты, Георгиевские венки, ленты. Все эти украшения предстоит установить.
По инициативе всё того же Ковшутина в 2002 году, в конце сентября, провели первую реконструкцию этого события. Потом в виде военно-патриотического фестиваля, стали проводить их регулярно. Для школьников, когда на них надевают костюмы русских крестьян или ратников, и они наяву участвуют в историческом событии, это живой пример патриотического воспитания.
Опубликовано на сайте «Файл-РФ». Републикуется с сокращениями
Народная война. О предводителе партизан 1812 года Герасиме Курине
Народная война. О предводителе партизан 1812 года Герасиме Курине