Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2022
  • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
  • Алтайский край
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Донецкая Народная Республика
  • Еврейская автономная область
  • Забайкальский край
  • Запорожская область (Мелитополь)
  • Иркутская область
  • Калининградская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Курганская область
  • Луганская Народная Республика
  • Москва
  • Ненецкий автономный округ
  • Мурманская область
  • Нижегородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пермский край
  • Республика Башкортостан
  • Республика Бурятия
  • Республика Дагестан
  • Республика Калмыкия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Саха (Якутия)
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Санкт-Петербург
  • Севастополь
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Ставропольский край
  • Тульская область
  • Тверская область
  • Тюменская область
  • Удмуртская Республика
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Челябинская область
  • Ярославская область
Форумы
  • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
  • I Архангельский форум ВРНС
  • II Архангельский форум ВРНС
  • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
  • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
  • I Сибирский форум ВРНС
  • VIII Ставропольский форум ВРНС
  • I Челябинский форум ВРНС
  • I Пермский форум ВРНС
  • IX Ставропольский форум ВРНС
  • I Кемеровский форум ВРНС
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2022
    • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    • Алтайский край
    • Архангельская область
    • Астраханская область
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • Владимирская область
    • Вологодская область
    • Воронежская область
    • Донецкая Народная Республика
    • Еврейская автономная область
    • Забайкальский край
    • Запорожская область (Мелитополь)
    • Иркутская область
    • Калининградская область
    • Кемеровская область
    • Кировская область
    • Костромская область
    • Краснодарский край
    • Красноярский край
    • Курганская область
    • Луганская Народная Республика
    • Москва
    • Ненецкий автономный округ
    • Мурманская область
    • Нижегородская область
    • Новосибирская область
    • Омская область
    • Оренбургская область
    • Орловская область
    • Пермский край
    • Республика Башкортостан
    • Республика Бурятия
    • Республика Дагестан
    • Республика Калмыкия
    • Республика Коми
    • Республика Крым
    • Республика Саха (Якутия)
    • Рязанская область
    • Самарская область
    • Санкт-Петербург
    • Севастополь
    • Свердловская область
    • Смоленская область
    • Ставропольский край
    • Тульская область
    • Тверская область
    • Тюменская область
    • Удмуртская Республика
    • Ульяновская область
    • Хабаровский край
    • Челябинская область
    • Ярославская область
    Форумы
    • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
    • I Архангельский форум ВРНС
    • II Архангельский форум ВРНС
    • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
    • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
    • I Сибирский форум ВРНС
    • VIII Ставропольский форум ВРНС
    • I Челябинский форум ВРНС
    • I Пермский форум ВРНС
    • IX Ставропольский форум ВРНС
    • I Кемеровский форум ВРНС
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2022
      • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      • Алтайский край
      • Архангельская область
      • Астраханская область
      • Белгородская область
      • Брянская область
      • Владимирская область
      • Вологодская область
      • Воронежская область
      • Донецкая Народная Республика
      • Еврейская автономная область
      • Забайкальский край
      • Запорожская область (Мелитополь)
      • Иркутская область
      • Калининградская область
      • Кемеровская область
      • Кировская область
      • Костромская область
      • Краснодарский край
      • Красноярский край
      • Курганская область
      • Луганская Народная Республика
      • Москва
      • Ненецкий автономный округ
      • Мурманская область
      • Нижегородская область
      • Новосибирская область
      • Омская область
      • Оренбургская область
      • Орловская область
      • Пермский край
      • Республика Башкортостан
      • Республика Бурятия
      • Республика Дагестан
      • Республика Калмыкия
      • Республика Коми
      • Республика Крым
      • Республика Саха (Якутия)
      • Рязанская область
      • Самарская область
      • Санкт-Петербург
      • Севастополь
      • Свердловская область
      • Смоленская область
      • Ставропольский край
      • Тульская область
      • Тверская область
      • Тюменская область
      • Удмуртская Республика
      • Ульяновская область
      • Хабаровский край
      • Челябинская область
      • Ярославская область
      Форумы
      • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
      • I Архангельский форум ВРНС
      • II Архангельский форум ВРНС
      • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
      • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
      • I Сибирский форум ВРНС
      • VIII Ставропольский форум ВРНС
      • I Челябинский форум ВРНС
      • I Пермский форум ВРНС
      • IX Ставропольский форум ВРНС
      • I Кемеровский форум ВРНС
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2022
          • Назад
          • Соборы 1993-2022
          • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
          • Назад
          • Регионы
          • Алтайский край
          • Архангельская область
          • Астраханская область
          • Белгородская область
          • Брянская область
          • Владимирская область
          • Вологодская область
          • Воронежская область
          • Донецкая Народная Республика
          • Еврейская автономная область
          • Забайкальский край
          • Запорожская область (Мелитополь)
          • Иркутская область
          • Калининградская область
          • Кемеровская область
          • Кировская область
          • Костромская область
          • Краснодарский край
          • Красноярский край
          • Курганская область
          • Луганская Народная Республика
          • Москва
          • Ненецкий автономный округ
          • Мурманская область
          • Нижегородская область
          • Новосибирская область
          • Омская область
          • Оренбургская область
          • Орловская область
          • Пермский край
          • Республика Башкортостан
          • Республика Бурятия
          • Республика Дагестан
          • Республика Калмыкия
          • Республика Коми
          • Республика Крым
          • Республика Саха (Якутия)
          • Рязанская область
          • Самарская область
          • Санкт-Петербург
          • Севастополь
          • Свердловская область
          • Смоленская область
          • Ставропольский край
          • Тульская область
          • Тверская область
          • Тюменская область
          • Удмуртская Республика
          • Ульяновская область
          • Хабаровский край
          • Челябинская область
          • Ярославская область
        • Форумы
          • Назад
          • Форумы
          • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
          • I Архангельский форум ВРНС
          • II Архангельский форум ВРНС
          • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
          • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
          • I Сибирский форум ВРНС
          • VIII Ставропольский форум ВРНС
          • I Челябинский форум ВРНС
          • I Пермский форум ВРНС
          • IX Ставропольский форум ВРНС
          • I Кемеровский форум ВРНС
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Наполеон глазами своих победителей

        Наполеон глазами своих победителей

        Наполеон глазами своих победителей

        Как можно говорить о человеке, пусть даже и признанным всем миром гениальным полководцем, который собрал со всей Европы громадную армию и прошел по нашей родной стране «огнем и мечом»! Образ Наполеона вошел в наше сознание еще со школьной скамьи — благодаря роману величайшего классика русской литературы Л. Н. Толстого «Война и мир».

        Толстой вообще не рассматривал в положительном смысле героев, считая ГЕРОЕМ сам народ. Образ полководца французов в романе практически обезличен. Когда же речь заходит непосредственно о самой личности Наполеона, то в основном дается чисто физиологическая характеристика — толстая ляжка, грудь, дрожит икра левой ноги... Для Толстого не было не только ничего привлекательного в Наполеоне, но напротив, он считал его человеком, у которого были «помрачены ум и совесть». Все поступки его при этом «были слишком противоположны правде и добру». Не государственный деятель, не «властитель дум», читающий в душах и умах людей, а избалованный, капризный, самодовольный позер — таким предстает император Франции во многих сценах романа.

        Толстой старается обратить внимание читателя на то, что Наполеон смотрел не на людей, а мимо них. «Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Личные интересы Наполеона глубоко расходились с объективными требованиями реальности, интересами народа. «И никогда, однако, — пишет Толстой, — до конца жизни своей не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого...»

        Известно, что, приступая к работе над романом «Война и мир», Толстой прочитал целиком труд Н. М. Карамзина «История Государства Российского». Д. С. Лихачев, глубоко проанализировав роман Толстого, задается вопросом: «Какую же «народную» точку зрения на русскую историю мог он вычитать у Карамзина?». И вот что интересно: концепция «Войны и мира» — есть расширенная концепция русских воинских повестей ХIII-ХVII вв. Не с XI и XII, а только с XIII в.!

        Именно с этой позиции анализирует Толстой войну 1812 года. И созданный им образ Наполеона по замыслу должен был приближаться не к отражению личности реального человека, а к тому типу завоевателя, который создан русскими воинскими повестями, и отражать этическую оценку русского народа. В народной системе нравственных ценностей завоеватель отвратителен уже потому, что посягает на чужую свободу. «Вторгающийся враг, захватчик, не может быть добр и скромен. Поэтому древнерусскому историку не надо иметь точных сведений о Батые, Биргере, Магнусе, Мамае, Тохтамыше, Тамерлане или о любом другом, ворвавшемся в Русскую землю неприятеле: он, соответственно, в силу одного только этого своего деяния, будет горд, самоуверен, надменен, будет произносить громкие и пустые фразы. Образ вторгшегося врага определяется только его деянием — его вторжением».

        В толстовской философии истории одним из базисных утверждений является тезис: война есть «противное человеческому разуму и человеческой природе событие». Однако наши претензии к людям из другой эпохи — не историчны. До Толстого отношение к войне в нашем обществе было совсем иным. Соответственно и образ Наполеона также рассматривался с иных позиций. Образованному обществу России эпохи 1812 года было свойственно романтическое восприятие политики и «человека войны». Он мыслился победителем, а война осознавалась как открытая ситуация для реализации скрытого потенциала героя. Известный историк войны 1812 года А. И. Михайловский—Данилевский отмечал, что имя Бонапарта «было известно каждому, и заключало в себе какое — то безотчётное понятие о силе без всяких границ».

        Традицию признавать воинские способности своего противника заложил еще А. В. Суворов, с восторгом наблюдавший за первыми шагами французского полководца: «О, как шагает этот юный Бонапарт! Он герой, он гигант, он колдун! Он побеждает и природу, и людей. ... О, как он шагает! Лишь только вступил на путь военачальничества, как уж он разрубил Гордиев узел тактики. ... У него военный совет в голове. ... В действиях свободен он, как воздух, которым дышит. ... Пока генерал Бонапарт будет сохранять присутствие духа, он будет победителем; великие таланты военные достались ему в удел».

        Старшее поколение военных в русской армии, герои «времен Очакова и покоренья Крыма», даже чувствовали себя соперниками «первого солдата всех времен», как называли иногда генерала Бонапарта. У таких генералов, как М. И. Кутузов, князь П. И. Багратион, М. А. Милорадович полностью отсутствовал страх и раболепное преклонение перед военным гением Наполеона. «Как ему не узнать меня, — говорил М. И. Кутузов своему окружению о французском императоре. — Я старее его по службе...». Это поколение, видевшее блистательных фаворитов «екатерининского царствования», помнили, что ни один из них не покусился на обладание короной. Вопрос о происхождении власти императора Франции был для них по большей мере вопросом нравственности, а не политики. В связи с этим это поколение сурово осуждало Наполеона за «преступное самовластье», видя в нем лишь узурпатора «генерала Буонапарте». «Варварство началось в войне от выродков французской революции и от Бонапарта» — говорил Кутузов молодым офицерам.

        Однако младшее поколение русских офицеров было просто в восторге перед гением «первого солдата всех времен». Так С. Н. Глинка вспоминал: «С отплытием Наполеона к берегам Египта мы следили за подвигами нового кесаря; мы думали его славой; его славой расцветала для нас новая жизнь. Верх желаний наших был тогда, чтобы в числе простых рядовых находиться под его знаменами. Не одни мы так думали и не одни к этому стремились. Кто от юности знакомился с героями Греции и Рима, тот был тогда бонапартистом». В. Ф. Булгарин признавал, что в русской армии было много поклонников генерала Бонапарта, добывшего свою корону острием шпаги: «С наслаждением читали мы прокламации Наполеона к его войску! Это совершенство военного красноречия! Не много таких полководцев, как Наполеон и Суворов, которые бы, подобно им, умели двигать сердцами своих подчиненных, каждый в духе своего народа».

        Однако были и те, кто поменяли свое мнение о своем кумире. Так, например, генерал А. А. Тучков, часто именуемый как «Тучков 4-й», погибший при Бородине, после своей поездки во Францию в 1804 году признавался, что его насторожил и разочаровал факт превращения «гражданина республики» в императора всех французов. «А. А. Тучков был в Париже и в трибунате в тот неисповедимый час, когда пожизненного консула избрали в императоры. Казалось, говорил он, что трибун Карно выразительную речь свою произнес под штыками Наполеона. Мрачно было лицо его, но голос гремел небоязненно» — писал С. Н. Глинка. В 1802 году, когда Наполеон объявил себя пожизненным консулом, император Александр I написал Лагарпу: «Я совершенно переменил мнение о Первом консуле, начиная с момента установления его пожизненного консульства. Он начал с того, что сам лишил себя наибольшей славы, которая может выпасть на долю человеку. Сейчас это один из самых великих тиранов, которых когда-либо производила история».

        Однако молодежь продолжала восхищаться Наполеоном. Сохранилось личное описание «властителя дум» той эпохи одним из самых пылких его почитателей «во стане русских воинов» — поэтом-партизаном Д. В. Давыдовым. Князь Багратион, у которого в то время служил адъютантом молодой «певец-гусар», сам лично не испытывавший приязненных чувств к «генералу Буонапарте», но зная честолюбивое желание молодого офицера во что бы то ни стало увидеть «великого человека», направил его с донесением к государю в Тильзит.

        И вот мечта его сбылась: «Я увидел человека малого роста, ровно двух аршин и шести вершков, довольно тучного, хотя ему было тогда только тридцать семь лет от роду, и хотя образ жизни, который он вел, не должен бы, казалось, допускать его до этой тучности. Я увидел человека, державшегося прямо, без малейшего напряжения, что, впрочем, есть принадлежность всех почти людей малого роста. Но вот что было его собственностью: какая-то благородно-воинственная сановитость, происходившая, без сомнения, от привычки господствовать над людьми, чувства нравственного над ними превосходства; он был не менее замечателен непринужденным и свободным обращением и безыскусственною и натуральною ловкостью в самых пылких и быстрых приемах своих, на ходу и стоя на месте. Я увидел человека лица чистого, смугловатого, с чертами весьма регулярными. Нос его был небольшой и прямой, на переносице которого была приметна весьма легкая горбинка. Волосы на голове его были не черные, но темно-русые, брови же и ресницы ближе к черному, чем к цвету головных волос, а глаза голубые, — это при черных его ресницах придавало его взору чрезвычайную приятность. Наконец, сколько раз ни случалось мне видеть его, я ни разу не приметил тех нахмуренных бровей, коими одаряли его тогдашние портретчики-памфлетисты».

        После войны 1806-1807 годов, после заключения мира между Францией и Россией, в Тильзите, в России сразу же возникла мощная дворянская антитильзитская оппозиция, которую возглавила мать самого Александра I. Дворянство «двух столиц» открыто выражало свое недовольство союзом с Наполеоном. Консервативный мемуарист первой половины XIX в. Ф. Ф. Вигель, выражая настроения дворянского общества накануне Отечественной войны 1812 года, писал об этом крутом повороте русской внешней политики: «На Петербург, даже на Москву и на все те места в России, коих просвещение более коснулось, Тильзитский мир произвел самое грустное впечатление: там знали, что союз с Наполеоном не что иное может быть, как порабощение ему».

        Естественно, «гроза двенадцатого года» заставила русских офицеров по- иному взглянуть на своего недавнего кумира. «Где же высокие достоинства гения, не предусмотревшего обстоятельств и твердость мужества войск, поддавшихся оным легко: кода обыкновенная случайность времени года могла задуть метелями своими и мечтательные замыслы первого, столь ошибочно Москву вожделенным пределом положившего и многочисленные полки народов, называвшихся непобедимым им предводимые?..» — спрашивал Д. В. Душенкевич, оставивший свои воспоминания о 1812-1815 годах. Русский офицер А. В. Чичерин писал в своем походном дневнике по поводу занятия французами Москвы: «Наполеон стремился к славе. Убийства, несправедливые войны, угнетения — вот средства, коими он надеялся ее достичь. Наконец, он вошел в Москву гордым победителем, казалось, он поднялся выше всех, завоевал весь мир. Но я не завидую ему: что должен был он чувствовать в те минуты, когда оставался наедине со своей совестью или когда проезжал по полям, покрытым трупами тех, кто пали жертвой его честолюбия».

        Однако даже в самые страшные для каждого русского дни пожаров Москвы, занятой неприятелем, мысль о том, чтобы прокрасться в лагерь врага и банальнейшим образом убить предводителя французов, мало кому приходила в голову. С этим предложением явился знаменитый партизан А. С. Фигнер, застав врасплох умудренных воинским опытом генералов М. И. Кутузова и А. П. Ермолова. «Изумленный предложением Фигнера Алексей Петрович начал зорко вглядываться в отважного самоотверженца и испытывать его разными вопросами, чтобы из ответов увериться, в здравом ли уме Фигнер?..».

        В результате Ермолов в полночь, в непогоду, по еле проходимой дороге отправился к Кутузову. И пока докладывал, «...Михаил Илларионович начал ходить по избе, заложивши назад руки, и спросил: Фигнер не сумасшедший ли?» Оба генерала вспомнили похожий случай из истории Древнего Рима, и как отрицательно на такое предложение отреагировал один из цезарей. Потом, посмотрев на зарево пожаров над Москвой, Кутузов сказал: «Как разрешить! Если бы я или ты стали лично драться с Наполеоном явно... Но ведь тут выходит тоже как бы явно разрешить из-за угла пустить камнем в Наполеона...». В результате Фигнера отправили в Москву с довольно странным распоряжением взять «осьмерых казаков на общем положении о партизанах». Мысль об убийстве из-за угла даже врага Отечества, окопавшегося в самом святом для каждого русского месте, в Москве, представлялась не аристократичной, недопустимой с точки зрения военной чести.

        После вступления в Париж, ожесточение, с которым русская армия прошла с боями всю Европу, стало сменяться великодушием и снисхождением к недавнему противнику. Так И. М. Казаков в своей книге «Поход во Францию 1814 г.» писал: «Я был поклонником Наполеона I, его ума и всеобъемлющих способностей; а Франция, как пустая женщина и кокетка, изменила ему, забыв его услуги, — что он, уничтожив анархию, возродил всю нацию, возвеличил и прославил ее своими удивительными победами и реорганизацией администрации, чем справедливо заслужил титул: Le Grand Napoléon!»

        В апреле 1814 года, после вступления русских войск в Париж, М. Б. Барклай де Толли отправил московскому генерал — губернатору графу Ростопчину письмо: «Мы в Париже; Наполеон уже более не на троне французов, но он еще в числе живых, и я бы желал, чтобы он уже лучше не существовал; все надеюсь, что во время его переезда найдется какой-нибудь герой, который изгладит с лица земли этого бича человечества». И такой герой нашелся. Только совершенно с другими целями. Думается, Барклай де Толли и подумать не мог, что русский генерал граф П. А. Шувалов для сохранения жизни низложенного императора Франции специально наденет знаменитую серую шинель, пересядет в его карету и отправится в путь по той самой дороге, на которой Наполеона поджидали предполагаемые убийцы!

        Отношение русских военных к французам за долгие годы совместных сражений, можно сказать, переросли в родственные чувства. «И подлинно, — писал Д. В. Давыдов, — пусть укажут нам из всех сражавшихся с Наполеоном народов хотя на один, который бы более русского благоговел перед величием его деяний, даже в такое время, когда земля наша стонала под бременем полчищ вооруженной Европы!» В период «Ста дней» большинство русских офицеров точно знали, на чьей они стороне всем своим сердцем. «Все приверженцы Наполеона надевали тогда букет фиалок в бутоньерках, что сделал также и я...» — писал князь Волконский о тех днях. Вопреки решению Венского конгресса, воле собственного монарха, русские офицеры нарочно продолжают называть низложенного повелителя Франции «императором».

        Для русских офицеров, переживших всю военную эпопею 1812-1814 годов, прошедших с боями до самого Парижа, мир стал пустым со смертью Наполеона. Военных стали упрекать в ограниченности, недальновидности, пренебрежении к «общественном благу». Героическое «время славы и восторга» прошло. Наступил период осмысления. Борьба мнений, развернувшаяся в Европе по поводу политического и военного наследия Наполеона, не могла не отразиться в литературе первой половины XIX века. В основном, образ Наполеона в то время появлялся как герой романтических произведений.

        Романтизм пытается решить философскую проблему исторической ответственности великих людей, проблему влияния личных свойств и качеств правителей на судьбы народов, проблему взаимоотношений героя и толпы. В это время имя Наполеона в Европе всё реже произносится с ненавистью, его жизнь становится объектом изучения современниками. Надо отметить, что реальные источники романтического искусства в России происходят именно из Отечественной войны 1812 года.

        Наполеон навеки запечатлен в русской исторической памяти. И — что не менее важно — в русском художественном сознании. Его личность, образ его действий, его идея — все это стало предметом искусства. Ни один из отечественных классиков не обошел этой темы. Русская поэзия устами Жуковского, Пушкина и Лермонтова, воспевшая «гибель пришлеца», немедленно после его падения исполняется великодушия и снисхождения к поверженному страдальцу. Так, в оде «Наполеон» (1821) А. С. Пушкин пишет:

        Чудесный жребий совершился:
        Угас великий человек.
        В неволе мрачной закатился
        Наполеона грозный век
        Исчез властитель осуждённый,
        Могучий баловень побед.


        Страдание вновь дает ему право — уже в новом обличье — вступить в круг сочувственного поэтического интереса. Поверженный враг уже не враг. Русский человек незлобив и отходчив — и не унижение ли некогда могущественного противника примирило с ним сердца, еще недавно пламеневшие жаждой мести? Стоит вспомнить, например, что знаменитый саркофаг на могиле Наполеона в Париже, в Доме Инвалидов, из вишневого финского гранита — подарок Франции от императора России Николая I, брата победителя Наполеона Александра I.

        В России вопросу «личности в истории» уделялось слишком много внимания, и в результате решение было принято не в пользу личности. Однако так было не всегда.

        Дмитрий Жуков

        Диакония.ru/Патриархия.ru
        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"