Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2022
  • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
  • Алтайский край
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Еврейская автономная область
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Калининградская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Курганская область
  • Москва
  • Мурманская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Нижегородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пермский край
  • Республика Башкортостан
  • Республика Дагестан
  • Республика Калмыкия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Саха (Якутия)
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Санкт-Петербург
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Ставропольский край
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Тюменская область
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Челябинская область
  • Ярославская область
Форумы
  • Первый Сибирский форум ВРНС
  • VIII Ставропольский форум ВРНС
  • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2022
    • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    • Алтайский край
    • Архангельская область
    • Астраханская область
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • Владимирская область
    • Вологодская область
    • Воронежская область
    • Еврейская автономная область
    • Забайкальский край
    • Иркутская область
    • Калининградская область
    • Кемеровская область
    • Кировская область
    • Костромская область
    • Краснодарский край
    • Красноярский край
    • Курганская область
    • Москва
    • Мурманская область
    • Ненецкий автономный округ
    • Нижегородская область
    • Новосибирская область
    • Омская область
    • Оренбургская область
    • Орловская область
    • Пермский край
    • Республика Башкортостан
    • Республика Дагестан
    • Республика Калмыкия
    • Республика Коми
    • Республика Крым
    • Республика Саха (Якутия)
    • Рязанская область
    • Самарская область
    • Санкт-Петербург
    • Свердловская область
    • Смоленская область
    • Ставропольский край
    • Тверская область
    • Тульская область
    • Тюменская область
    • Ульяновская область
    • Хабаровский край
    • Челябинская область
    • Ярославская область
    Форумы
    • Первый Сибирский форум ВРНС
    • VIII Ставропольский форум ВРНС
    • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2022
      • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      • Алтайский край
      • Архангельская область
      • Астраханская область
      • Белгородская область
      • Брянская область
      • Владимирская область
      • Вологодская область
      • Воронежская область
      • Еврейская автономная область
      • Забайкальский край
      • Иркутская область
      • Калининградская область
      • Кемеровская область
      • Кировская область
      • Костромская область
      • Краснодарский край
      • Красноярский край
      • Курганская область
      • Москва
      • Мурманская область
      • Ненецкий автономный округ
      • Нижегородская область
      • Новосибирская область
      • Омская область
      • Оренбургская область
      • Орловская область
      • Пермский край
      • Республика Башкортостан
      • Республика Дагестан
      • Республика Калмыкия
      • Республика Коми
      • Республика Крым
      • Республика Саха (Якутия)
      • Рязанская область
      • Самарская область
      • Санкт-Петербург
      • Свердловская область
      • Смоленская область
      • Ставропольский край
      • Тверская область
      • Тульская область
      • Тюменская область
      • Ульяновская область
      • Хабаровский край
      • Челябинская область
      • Ярославская область
      Форумы
      • Первый Сибирский форум ВРНС
      • VIII Ставропольский форум ВРНС
      • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2022
          • Назад
          • Соборы 1993-2022
          • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
          • Назад
          • Регионы
          • Алтайский край
          • Архангельская область
          • Астраханская область
          • Белгородская область
          • Брянская область
          • Владимирская область
          • Вологодская область
          • Воронежская область
          • Еврейская автономная область
          • Забайкальский край
          • Иркутская область
          • Калининградская область
          • Кемеровская область
          • Кировская область
          • Костромская область
          • Краснодарский край
          • Красноярский край
          • Курганская область
          • Москва
          • Мурманская область
          • Ненецкий автономный округ
          • Нижегородская область
          • Новосибирская область
          • Омская область
          • Оренбургская область
          • Орловская область
          • Пермский край
          • Республика Башкортостан
          • Республика Дагестан
          • Республика Калмыкия
          • Республика Коми
          • Республика Крым
          • Республика Саха (Якутия)
          • Рязанская область
          • Самарская область
          • Санкт-Петербург
          • Свердловская область
          • Смоленская область
          • Ставропольский край
          • Тверская область
          • Тульская область
          • Тюменская область
          • Ульяновская область
          • Хабаровский край
          • Челябинская область
          • Ярославская область
        • Форумы
          • Назад
          • Форумы
          • Первый Сибирский форум ВРНС
          • VIII Ставропольский форум ВРНС
          • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Наивные художники: картины-половики Евдокии Пановой

        Наивные художники: картины-половики Евдокии Пановой

        Наивные художники: картины-половики Евдокии Пановой

        Наивный художник русского XX века вошел в искусство не через парадные двери, а, скорее, через черный вход. Его долго не пускали в залы выставок. Не принимали в творческий союз. Как-то непривычно все в таком искусстве. Объемно и резко: да-да, нет-нет, зло всегда зло, а добро всегда добро.

        Художественный статус их творчество получило недавно: «неучёное искусство», «русский примитив», «наив» стали собирать не только коллекционеры, но и музеи. Евдокия Панова — современная вологодская крестьянка, занимаясь ткачеством половиков, на них же, к удивлению и радости многих, рассказала о своей судьбе. Обыденная вещь под ее руками стала произведением настоящего искусства.

        В 70-е годы ХХ века прогремело имя вологодского художника-самоучки Георгия Попова, любимейшего живописца и Василия Белова, и Виктора Астафьева. А уважать художественный вкус этих людей нам необходимо. Но мы по-прежнему знаем французского примитивиста Анри Руссо или грузина Нико Пиросмани, а о своих выдающихся талантах порой даже не наслышаны. К ним можно отнести и землячку Георгия Попова — Евдокию Васильевну Панову. В её творчестве мы видим и начинаем понимать гениальную простоту живой клетки. Она, эта клетка, очень не сложна, но именно с неё и начинается жизнь. И гениальность такой простоты в том, что только символическая картина мира может ей соответствовать. Между тем, именно эту способность потеряли очень многие современные профессионалы.

        Родилась Евдокия Васильевна в 1907 году, а, значит, детство ее прошло в традиционной русской деревне и в традиционной крестьянской семье. Успела она зачерпнуть и радость праздников, и спокойный трудовой уклад будней, научилась обращаться с холстинами и со льном. Ко времени слома жизни она уже многое умела, как и положено было десятилетней девочке. Она научилась ткать и вышивать, и делала это искуснее других. Но до художественного творчества было еще далеко.

        О ладе и укладе северной народной жизни хорошо сказал Василий Иванович Белов: «Какова жизнь?» — спрашивают при встрече. — «Всё ладно». Ответ один, если действительно всё ладно. Хорошую жизнь пронизывает лад, настрой, ритм, последовательность в разнообразии. Такой жизни присущи органичная взаимосвязь всех явлений, естественное вытекание одного из другого«. Русский лад — это и понимание того, что жажда прекрасного традиционна. Традиционное включает в себя идеальное, всеобъемлющее понимание жизни, а не только ее земное и видимое воплощение. Но идеальный и реальный мир всегда сообщались друг с другом, особенно в северном творчестве, воспринявшем традиции Киевской и Новгородской Руси и дополнивших их высокой бытовой культурой крестьян.

        Примеры так и просятся быть названными: каргопольские полканы из глины мастерицы Ульяны Бабкиной — это древнегреческие кентавры; а былины сказительницы с Пинеги Марии Кривополеновой, сохраненные в течение тысячелетия, имеет явственный отзвук гомеровских гекзаметров. Проникая друг в друга и обогащаясь в этом взаимодействии, северяне c XIV-XVI вв., когда расцвели в их краях золотые времена православия и святости, дали жизненную и творческую перспективу развития всего русского искусства. А потому совершенно не удивительно, что наделенная от природы художественной чуткостью и хранившая её всю жизнь, Евдокия Панова только в свои 65 лет взялась за свои тканые картины, посвятив их крестьянской жизни — и в праздниках, и в горе.

        Это был 1972 год. Техника изготовления простых домотканых половиков, которая издавна была всем известна, неожиданно оказалась чем-то большим... Искусством. А горе пришло в деревню в тридцатые годы: её родную деревню Нокшино тоже раскулачили. Было четырнадцать хозяйств. Тринадцать из них разорили. Неужели все были тут сплошь «кулаками»? Писатель и телевизионный ведущий Анатолий Ехалов, не раз с кинокамерой навещавший крестьянку-художницу, говорит: «Я много раз бывал в тех краях. Это от Чёбсарских Крестов по старому череповецкому тракту километров семь до отворотки на Любомирово. Не доезжая его, надо свернуть на Думино — и к самым лесам, из которых вытекает светлая речка Угла. В прежние времена звали это место «золотым дном» и еще Украиной. Потому что урожаи здесь были всегда богатые. А в наши дни почти не осталось следов от прежних крестьянских поколений. По зарастающей лесом дороге попадешь в такие грибные места, где белые в хорошие годы растут стеной. Благодатна здешняя земля. А судьба крестьян, растивших на ней хлеб, трагична».

        «Евдокия Васильевна Панова рассказывала, — продолжает Ехалов, — что она после того, как изгнали ее семью из Нокшина, как разорили родное гнездовье, сорок лет не пела. А была прежде знатной певуньей. Сорок лет молчала в душе ее музыка. И только в восьмидесятых вновь запела. А еще открылся у нее великий талант художницы, и с кросен ее стали выходить невиданные половики-картины прежней жизни: и темный лес, и санная дорога, и свадебный поезд, и деревенька Нокшино — все четырнадцать домов. А одна изба распахнута, и веселое гулянье идет в избе».

        Да, вот так и выткала она свою судьбу в половиках. Скопленное в душе и в памяти за сорок лет выплеснула в мир. Её тканые картины-половики расскажут многое и о деревне, и о ней самой: «Детство», «Посиделки» (1994), «Купание» (1993), «Деревня» (1991), «Сенокос» (1990), «Свадебный поезд» (1989), «Жду свидания» (1990), «Раскулачивание» (1995-2001). Последний тканый цикл, пожалуй, самый горький: фигуры ее деревенских героев — это позы плача и отчаяния. А сами работы исключительно документальны. Она всё видела своими глазами.

        Впрочем, она жила и в то время, когда Гоголя и Пушкина не просто с «базара понесли», но и поняли, и полюбили. Евдокия Панова делает тканые портреты Пушкина и Натальи Гончаровой, а также удивляет народ жанровыми композициями «Дуэль» и «Святогорский монастырь». Привлекла ее и старушка-мать вологодского писателя Александра Яшина, которая изображена сидящей на лавочке у своего дома. И конечно, соткала из ярких лоскутов портрет мужа Петра и дочери, свой автопортрет и «портрет» дома в Чёбсаре.

        Народный лад — это упорядоченная и устойчивая жизнь. В основании русской жизни в крестьянском её понимании лежит цикличность. Ритм — одно из условий жизни. Жизнь русских в основе своей и в частностях была ритмичной. «Любое нарушение этого ритма — писал Василий Белов, — война, мор, неурожай — лихорадило весь народ, всё государство. Перебои в ритме семейной жизни (болезнь или преждевременная смерть, пожар, супружеская измена, развод, кража, арест члена семьи, гибель коня, рекрутство) не только разрушали семью, но сказывались на жизни и всей деревни. Ритм проявлялся во всём. Можно говорить о дневном цикле и о недельном, для отдельного человека и для целой семьи, о летнем или о весеннем цикле, о годовом, наконец, о всей жизни: от зачатия до могильной травы... Всё было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначалось своё место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди. При этом единство и цельность вовсе не противоречили красоте и многообразию. Красоту нельзя было отделить от пользы, пользу — от красоты».

        Но и ничто не существует отдельно, само по себе, и в жизни человека на земле. Сюжетные гобелены Евдокии Пановой «Посиделки», «Жду свидания», «Семейный портрет» — это, в сущности, рассказ о быте старой деревни, её упорядоченной, устойчивой жизни. Действительно, красота и польза неотделимы в картинах-воспоминаниях. В них живет детская, молодая радость.

        Народный лад — это постоянное пребывание в труде и понимание не только тяжести, но и его радости. Крестьянский труд не знал перерыва. Может быть, отсюда и появилось выражение, что год — круглый. «И все же весной приходят к людям свои особые радости. В поле, в лесу, на гумне, в доме, в хлеву — везде ежедневно появляется что-нибудь новое, присущее одной лишь весне и забытое за год. А как приятно встречать старых добрых знакомцев! Вот к самым баням подошла светлая талая вода — вытаскивай лодку, разогревай пахучую густую смолу. Заодно просмолишь сапоги и заменишь ими тяжелые, надоевшие за зиму валенки. Вот прилетел первый грач, со дня на день жди и скворцов. Никуда не денешься, надо ставить скворечники — ребячью радость».

        И Евдокия Панова выткала песнь радостному труду: ее женские фигуры на сенокосе яркие, праздничные, крупные, будто и самим копнам сена под стать. Трудятся не только люди, но и лошади, их много на тканых картинах Евдокии Васильевны. На ее первой выставке в начале 1980-х годов не было еще христианских по теме работ, но вот в 90-е годы появились уже «Спас» (1988), «Богоматерь» (1994), «Троица» (1993), «Распятие» (1994), «Георгий Победоносец» (1991), «Архангел Михаил» (1994). Образы святых содержат в себе элементы фольклорного мироощущения, народное и христианское в них естественно живет и сочетается. Большую серию своих тканых работ она посвятила прекрасным и величавым храмам и соборам Сергиева Посада, Вологды, Череповца, Шексны, Владимира.

        Очень интересно и то, что художница-крестьянка никогда не делала предварительные эскизы, но создавала картину сразу, целиком. Видела «внутри себя». Ткать свои чудо-половики на домашних кроснах она могла или снизу вверх, или «боком». Но при этом, все ее работы отличаются точной композицией, нарядностью цветовой гаммы и гармонией. Работая, увлекалась так, что и о сне, и о еде забывала, как свидетельствует ее дочь.

        Половики народной художницы не собраны в одну коллекцию: продавала она их за копейки, многие дарила. Но всё же в фондах Вологодского музея-заповедника хранятся тридцать три её работы — целая энциклопедия народной жизни, наполненная добротой, трудом, высоким переживанием жизни, долгой и непростой: Евдокия Васильевна прожила 91 год. Кто-то из посетителей выставки, посвященной 100-летию художницы, назвал ее тканые половики «дорожками в небо». Очень точно и зримо.

        Вадим Дементьев

        Диакония.ru/Патриархия.ru
        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"