Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2020
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
Русская жизнь
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2020
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    Русская жизнь
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2020
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      Русская жизнь
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2020
          • Назад
          • Соборы 1993-2020
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
        • Русская жизнь
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Награда «За полезные обществу труды»

        Награда «За полезные обществу труды»

        Награда «За полезные обществу труды»

        Впервые государственная награда за гражданские заслуги в Российской империи была введена Екатериной II: медалью «За полезные обществу труды» среди других были награждены купцы, предпринявшие экспедицию на дальние Алеутские острова для «сыскания новых земель и для приводу тамошнего... народа в (российское) подданство».

        В статутах нескольких вновь учрежденных в России орденов появились указания, что ими могут быть пожалованы купцы и лица других званий, «которые особенными заслугами соделаются достойными сей награды». Среди достойных нередко оказывались те, кто отличился в делах благотворительности. Конец XIX — начало XX вв. в России называют «золотым веком» частной благотворительности. Купцы и предприниматели по всей стране строили школы, больницы, храмы, музеи, театры. Благотворительность не была для них просто раздачей милостыни и даже не только стремлением обустроить день сегодняшний — она во многом становилась способом преобразования общества.

        Представитель третьего поколения династии Рябушинских, например, — Д. П. Рябушинский, после смерти отца унаследовавший большое состояние, создал в своем поместье Кучино первую в России аэродинамическую лабораторию (ныне ЦАГИ), руководить которой пригласил Н. Е. Жуковского. А его брат Ф. П. Рябушинский организовал и субсидировал научную экспедицию по изучению Камчатки. Он и сам собирался в ней участвовать, но не позволило здоровье. Купец, известный коллекционер, именем которого в Москве назван созданный им театральный музей, А. А. Бахрушин финансировал еще и медицинские исследования, среди которых — испытание противодифтерийной вакцины. Городской голова Вологды купец Х. С. Леденцов свой личный капитал завещал «Обществу содействия успехам опытных наук и их практических применений», которое он создал. Общество материально помогало лучшим ученым и изобретателям государства: содействовало П. Н. Лебедеву — в открытии физической лаборатории (переросшей в Физический институт АН СССР), И. П. Павлову в создании института в Петербурге, субсидировало изыскания К. Э. Циолковского, издало научные труды Д. И. Менделеева. С. И. Щукин, представитель московского купечества, чья знаменитая художественная коллекция положила начало собраниям французской модернистской живописи в Эрмитаже и ГМИИ им. Пушкина, основал институт психологии при Московском университете. Перечисление можно продолжать и продолжать.

        Благотворительная деятельность российских предпринимателей не оставалась незамеченной властью. Напротив, в Российской империи она считалась делом государственной важности. Проявившие «пожертвование и усердие» награждались орденами, их продвигали по социальной лестнице, давали высокие чины. А по Табели о рангах, регулировавшей карьеру, достигнув определенного чина, можно было обрести личное или даже потомственное дворянство. Так, получивший за благотворительность орден Станислава 3-й степени, автоматически приобретал чин коллежского регистратора и звание потомственного почетного гражданина (то есть входил в сословие, стоящее в иерархии между купечеством и дворянством).

        Орден этот был самым младшим в иерархии государственных наград, его жаловали как за военные и гражданские отличия, так и за частные заслуги. Станиславом 3-й степени за благотворительность среди многих других были награждены купец А. С. Капцов, попечитель нескольких благотворительных обществ, много жертвовавший на развитие начального образования в Москве, и фабрикант П. А. Овчинников, открывший на свои средства специальную школу для подготовки мастеров золотого и серебряного дела.

        По старшинству, на ступеньку выше Станислава, стоял орден Святой Анны, учрежденный императором Павлом I. Им было награждено много известных людей Российской империи, среди которых А. В. Суворов и М. И. Кутузов. За благотворительность жаловали Анну 2-й степени. Такую награду получил, например, фабрикант А. И. Абрикосов, основавший в Москве крупную кондитерскую фабрику, сохранившуюся до наших дней под названием «Бабаевская». Он жертвовал деньги госпиталям, работал в Комитете по оказанию помощи семьям убитых и раненых в войне с Турцией 1877 года, был членом Совета московского купеческого общества, занимавшегося строительством бесплатных квартир для участников той войны.

        Награждение орденом Анны 2-й степени давало чин титулярного советника и личное дворянство (без права наследования). Самой высокой наградой за благотворительность был орден Владимира 4-й степени — награжденные им получали потомственное дворянство. Владимир 4-й степени давал и чин действительного статского советника. Этой награды было удостоено немало российских предпринимателей. Один из них — московский купец Николай Александрович Лукутин. Его дед основал в Подмосковье фабрику лаковой миниатюры, положившую начало зарождению этого промысла в России. Николай Александрович возглавил семейное предприятие, когда ему исполнилось 35 лет. Он крепил и развивал традиции ставшего к тому времени уже знаменитого производства. Так поставил дело, что его не смогла разрушить трагическая история Росси XX века — лукутинская фабрика, которая в послереволюционной России стала называться Федоскинской (по названию деревни, где находилась), работает и сегодня. Ее продукция, как и сто лет назад, пользуется спросом на рынке и получает награды на выставках.

        Н. А. Лукутин не только заботился о семейном предприятии, но многое делал и для Москвы, города, в котором он жил. На протяжении десяти лет он был председателем совета Московской глазной больницы и одновременно старостой больничной церкви. Привлекая пожертвования и жертвуя сам, он построил новую большую операционную и амбулаторию, произвел капитальный ремонт церкви. Входил Николай Александрович в Московский совет детских приютов, сам возглавлял Александровский детский приют для слепых детей, организованный на основе школы для слепцов, располагавшейся в особняке В. И. Фирсановой в Больших Грузинах. Благотворительностью он занимался много, проявляя ее в самых разных делах, поэтому именно к нему обратился К. С. Станиславский с просьбой финансово поддержать проект нового общедоступного театра в Москве. Они были хорошо знакомы. Н. А. Лукутин входил в правление созданного и возглавляемого К. С. Станиславским Общества искусства и литературы. Николаю Александровичу понравилась идея новаторского театра, он вошел в «Товарищество для учреждения Общедоступного театра» и дал вместе с другими пайщиками деньги на создание Московского Художественного театра.

        Его благотворительная деятельность, как и благотворительность многих и многих частных предпринимателей получила общественное признание. Купцы и промышленники гордились признанием, с достоинством носили ордена. А вот к изменению социального статуса, к получению дворянского звания относились по-разному. Московский купец Гаврила Гаврилович Солодовников, например, очень хотел стать дворянином. Он — сын серпуховского купца, занимающегося продажей бумажного товара, время в юности на образование не тратил, рано пошел работать в отцовскую лавку. Начинал подметалой, а после смерти родителя уехал в Москву, завел свое дело. И так оно у него хорошо пошло, что в неполные 40 лет стал Г. Г. Солодовников миллионером, одним из самых богатых людей России. При этом был он чрезвычайно скуп — на обед обычно ел «вчерашнюю гречку», официантов и банщиков обижал копеечными чаевыми.

        Эта смешившая Москву бытовая скупость сочеталась в нем с щедрой благотворительностью. Именно он, полуграмотный миллионер, первым дал деньги на строительство Большого Зала Московской консерватории. И деньги эти были немалые. К получению дворянства Г. Г. Солодовников подошел по-деловому: прибыл в городскую управу и прямо спросил, чем бы он мог помочь городу. «Для того, чтобы...» — подразумевалось. На прямой вопрос получил прямой ответ: «Москве нужна венерическая больница». Ох, как не хотелось купцу-миллионеру этим заниматься. Пробовал торговаться. Не получилось. В конце концов, согласился, но с одним условием — больнице не будут присваивать его имя. И построил. Первоклассную клинику, оборудованную по последнему слову науки. Она существует и поныне, сейчас это часть Московской медицинской академии им. Сеченова, а здание ее считается исторической достопримечательностью столицы. И получил за свой подарок городу и орден, и дворянское звание.

        А вот Николай Александрович Найденов отказался от пожалованного ему дворянства. Московский предприниматель, возглавлявший семейное предприятие «Найденов и сыновья», он вместе с министром финансов С. Ю. Витте занимался разработкой проектов экономических реформ. Считал первостепенной задачей российской внутренней политики содействие развитию образования — был председателем попечительных советов Александровского коммерческого училища, Московского прядильно-ткацкого училища, почётным членом Архитектурного института, участвовал в делах Таганского училища, Московской практической академии коммерческих наук и др. Еще было у Н. А. Найденова и страстное увлечение — история Москвы. Найденов на свои средства организовал фотосъемку московских храмов и монастырей, а потом издал 14 альбомов.

        Сегодня найденовские альбомы называют «иконографической энциклопедией Москвы». Они — один из немногих источников, дающих возможность увидеть Москву конца XIX века (в 2004 году они были переизданы). За свою многогранную деятельность Н. А. Найденов был награжден многими орденами, в том числе и теми, которые давали право на получение потомственного дворянства. Ордена он принимал с благодарностью и носил с гордостью. Но от дворянства Николай Александрович отказался, не захотел порывать со своими корнями — его дед и отец были купцами. Чувство сословного достоинства: он, как и многие купцы и предприниматели, гордился принадлежностью к своему сословию, представители которого так много сделали для обустройства России в конце XIX — начале XX века.

        Марина Колтыпина

        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"