В форуме приняли участие митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, ректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова Александр Щипков, ректор СПбГУ Николай Кропачев, гендиректор телеканала «Спас» Борис Корчевников, депутаты Госдумы, представители духовенства, сферы науки и образования, общественные деятели.
Секция «Истоки и природа нацистского мышления» прошла под председательством депутата Госдумы Олега Матвейчева. В роли модератора выступил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. В рамках работы секции ее участники посмотрели фильм «О судебном процессе по установлению факта геноцида на территории Смоленщины».
Алексей Лубков в своем выступлении напомнил, что Россия является государством-цивилизацией, и это зафиксировано в указе Президента России. Проблематику выступления он обозначил так: «Нам надо понять, а в чем же отличие русской, российской цивилизации от европейской цивилизации».
Ректор МПГУ подчеркнул, что с самого начала формирования древнерусского государства наши социальные и духовные основания отличались от того, что было в Европе на развалинах античного мира.
«Византия передала нам не только восточную ветвь христианства, но и определенные связи между общиной, государством и человеком, личностью. В отличие от Европы основой русского мира всегда была свободная община, а человек как личность в культуре начинает выделяться – и здесь я сошлюсь на исследования Дмитрия Сергеевича Лихачева – практически только с XVI века», – отметил Алексей Лубков.
По его мнению, в такой ситуации совершенно по-иному выстраиваются отношения между человеком и окружающим миром, а также абсолютными ценностями, истинами, которые нам несет православная вера.
Алексей Лубков напомнил, что в русской истории не было эпохи Возрождения, а именно она в определенной мере характеризует истоки фашизма, нацизма, человеконенавистнической идеологии. Ведь Ренессанс, с одной стороны, – песнь о гуманизме, а с другой – по сути дела, отрицание абсолютной связи между Богом и человеком. В центр Вселенной был поставлен человек, а не Бог.
«Не случайно выдающийся ученый, мыслитель, профессор нашего университета Алексей Федорович Лосев в своих исследованиях, в том числе в книге «Эстетика Возрождения», посвятил обратной стороне титанизма отдельную главу», – добавил ректор МПГУ.
Человеку в эпоху Возрождения, говоря словами Достоевского, «все дозволено», заповеди Христовы отвергаются, у человека нет связи с абсолютной истиной, и он находится вне христианского культурного контекста. По мнению Алексея Лубкова, такой подход лег в основу буржуазной европейской цивилизации нового и новейшего времени.
«А на Руси не было костров инквизиции и охоты на ведьм – мы не уничтожали женщин. Отношения между метрополией – складывающейся Российской империей – и окраинами были принципиально иными, нежели в Британской империи, Испанской колониальной империи. В их фундаменте – миллионы жертв пусть не христиан, но индейцев, других народов. А мы не уничтожали, а сохраняли и развивали этносы и культуры», – рассказал ректор МПГУ.
Для русской души характерна «всемирная отзывчивость», о которой упоминал Достоевской в своей знаменитой речи о Пушкине. Именно благодаря «всемирной отзывчивости» развивалась Россия как империя, а затем и СССР. А в Европе, по оценке Алексея Лубкова, были сформированы истоки человеконенавистнической идеологии, которая уже в 1920-30-х годах пышным цветом расцвела на немецкой земле.
Завершая свое выступление, ректор МПГУ отметил важность обсуждения особенностей русского мира и русской цивилизации в сравнении с Европой.