Заключительный вечер мюнхенского Театрального фестиваля «Искусство в себе. К. С. Станиславский», посвященный 150-летию со дня рождения К. С. Станиславского, прошел в баварской столице.
«Не сбываются слова: «Уходит культура, приходит цивилизация». Культура побеждает!» — эти слова записал в гостевую книгу Центра русской культуры в Мюнхене «МИР» один из участников заключительного вечера фестивальной программы, посвященного юбилею великого русского театрального режиссера, создателя знаменитой системы актерского мастерства, вошедшей в мировую культуру под именем «Системы Станиславского».
Программа всего фестиваля, поддержанного как русской стороной, так и Баварской государственной канцелярией и Управлением культуры г. Мюнхена, была насыщенной и познавательной. Начиная с наполненного страстями вечера-дискуссии «Станиславский и Брехт — антиподы и единомышленники» при участии известного баварского кинорежиссера Рихарда Бланка, автора книги «Искусство актера в театре и кино. Страсберг. Брехт. Станиславский», и заканчивая Театральным фестивалем соотечественников, на который приехали артисты, режиссеры, драматурги и просто зрители не только из многих городов Германии, но и из Украины, Чехии, Англии, Швеции и Италии.
И тем не менее, заключительное мероприятие фестиваля получилось особенным, праздничным и грустным одновременно. Оно подводило итог всему трехмесячному марафону, посвященному создателю легендарного Московского художественного театра. Но уже само его название «Чехов и Станиславский — звездный час русского театра», указывало, что речь пойдет не только о выдающемся мастере, но и о тех, кто вместе с ним создавал новый театр, совершал театральную революцию.
Это, в первую очередь, драматург Антон Павлович Чехов, но, конечно, и режиссер Владимир Иванович Немирович-Данченко, благодаря настойчивости которого, Чехов, после грандиозного провала его «Чайки» на сцене императорского театра в Петербурге, все же согласился дать совсем молодому, только что открывшемуся в Москве театру, свою многострадальную, никем не понятую пьесу. Все они, включая легендарного купца Савву Тимофеевича Морозова, пожертвовавшего на постройку МХТа полмиллиона «царских» рублей, ставили искусство превыше всего. Именно о любви к театральному искусству и шла речь в этот удивительно теплый, несмотря на окутанный снегом Мюнхен, вечер.
Татьяна Лукина, драматург и режиссер вечера, открыла его словами В. Г. Белинского: «...Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей? ...Не сосредоточиваются ли в нем все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их?». Слова великого русского литературного критика, которые перевела на немецкий язык Ксения Михайловна Антич-Миллер, прозвучали в стенах «Зайдль-виллы», расположенной у подножия знаменитого Английского сада в художественном центре баварской столицы, как молитва. Их магический тон подхватила гитара, увлекая за собой звуками ласкающих душу старинных русских романсов, и низкий, чарующий голос петербургской певицы Наталии Гоноховой овладел чувствами зрителя, радуя и волнуя...
Сменялись романсы, звучали письма Станиславского, Немировича-Данченко и Чехова в исполнении актеров Клауса Мюнстера и Карин Вирц. Профессор литературы Наталья Робертовна Ребер сделала небольшой доклад о встрече Чехова и Станиславского, Татьяна Лукина рассказывала о 18-часовом ужине Константина Сергеевича с Владимиром Ивановичем в «Славянском базаре», в результате которого 115 лет назад родился МХАТ — и все это время публику не покидало ощущение праздника. В этот день мюнхенский «МИР» праздновал сразу несколько юбилеев: 150-летие Станиславского, 155-летие Немировича-Данченко, прошедшее 150-летие Саввы Морозова и, наконец, их общего детища — Московского художественного театра.
«МИРовцам из любого мероприятия удается сделать праздник, праздник для участников и праздник для зрителя», — отметила и находящаяся среди зрителей основатель немецкого общества Ф. И. Достоевского госпожа Эллен Лакнер, приехавшая из Гамбурга. Преподаватель одной из мюнхенских гимназий, сербка Любица Богданович записала в гостевой книге «МИРа»: «Еще один чудесный вечер с «МИРом». И как всегда, с таким удовольствием, уносишь частицу русской души с собой».
Долголетний шеф киноотдела Управления культуры г. Мюнхена д-р Андреас Рост был доволен: программа вечера была не только увлекательной, но и во многом познавательной. Факты и тексты, тщательно отобранные Татьяной Лукиной и с великолепным изяществом преподнесенные актерами, открывали поклонникам русского театра не только из числа баварской публики, но и нам, соотечественникам, много нового и интересного. Невольно ловишь себя на мысли: как же богата наша русская культура великим и неизвестным, порою, начисто нами забытым, как, например, бессмертные слова Белинского о Театре!
Так что, перефразируя Виссариона Георгиевича, хочется сказать: «Что же такое, спрашиваю вас, этот «МИР»? О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений!»
Раиса Коновалова
Фото Анны Милковой
Мюнхенский «МИР» русской культуры провел фестиваль
Мюнхенский «МИР» русской культуры провел фестиваль