В последние годы Российская Федерация начинает жить и развивать свою экономику, исходя прежде всего из интересов своей национальной безопасности. Этому во многом способствовало наложение санкций на нашу страну после возвращения Крыма в состав Российской Федерации. В период эпидемии коронавируса в 2020 году стало очевидным, что без мер государственной поддержки не спасти экономику в целом и жизнедеятельность каждого в отдельности человека. А это требует усиления роли государства, о котором в последние три десятилетия почти забыли, думая прежде всего о рынке.
Новые условия обучения школьников и студентов в режиме онлайн заставили Президента РФ В. В. Путина внести в Закон об образовании поправки и передать их на рассмотрение депутатов ГД ФС РФ. Но одних поправок в Законе не достаточно. Школьное и высшее образование подверглись серьезным изменениям, утратили свою фундаментальность. Его заменили понятием «компетенции». Если раньше студентов учили думать, доказывать, сомневаться, преодолевать, то теперь — запоминать.
При министре образования Филиппове В.М. (1999—2004 гг.) Россия вошла в Болонский образовательный процесс, который был запущен в Европе 29 июня 1999 года. В этот день министры образования 29 государств собрались в г. Болонья (Италия) и подписали декларацию «Зона европейского высшего образования».
Широкого обсуждения в России перед подписанием этой Декларации не было, хотя было много противников. В Европе Болонская система была нужна для трудовой интеграции, и она была введена в большей степени из политических соображений. У европейцев была цель: занять свою молодежь, которая в период глобализации и роста уровня безработицы слонялась без дела (в 90-е годы прошлого века только 15% европейцев имели диплом о высшем образовании, а сейчас их около 85%). Россия стала полноценным участником Болонского процесса в 2003 году, обогнав на два года Украину, на семь — Казахстан и на 12 — Белоруссию.
10 ноября 2003 года президент В. В. Путин поставил точку в дискуссиях о плюсах и минусах вступления России в Болонский процесс, охарактеризовав это вступление как «очень серьезный, существенный шаг по интеграции России в мировое пространство». Однозначная поддержка со стороны российского лидера была четким сигналом как для внутренней оппозиции, так и западным партнерам, у которых могли сохраниться сомнения относительно европейских приоритетов Москвы.
За 20 лет Болонский процесс не оправдал всех ожиданий, не решил многие фундаментальные проблемы российского образования. Сегодня понятие «бакалавр» в России нередко оказывается синонимом понятия «недоучка»; бакалавр воспринимается как человек, получивший неполное высшее образование и не вполне готовый выйти на рынок труда.
Против Болонской системы образования многократно выступал и выступает ректор МГУ им. Ломоносова В. А. Садовничий. С самого начала ее внедрения в образовательный процесс он говорил, что участие России в Болонском процессе не должно превратиться в насаживание европейской системы образования в России, высказывал опасения потери качества и фундаментального характера российского образования. К тому же, по его мнению, Европейский союз и Россия преследуют разные образовательные задачи. Европе нужны специалисты среднего звена с дипломом бакалавра, в то время как Россия испытывает потребность в специалистах высокого уровня и исследователях для поддержания своего научного потенциала и развития фундаментальной науки. К его мнению прислушиваются, так как он возглавляет не рядовой вуз, а старейший университет, занимающий в рейтингах наиболее высокие позиции среди отечественных университетов.
Далеко не самые высокие в мире, но все же. Главная идея, которая им высказывается: России пора отказаться от Болонской системы, в соответствии с которой высшее образование стало двухуровневым. «В российские вузы необходимо вернуть специалитет — пятилетнюю программу обучения. Такое явление этой Болонской системы не было положительным, я считаю, это ошибка. Сейчас большинство факультетов МГУ просят перейти на пять лет. Нельзя было так сразу для всех ввести четырехлетнее образование в стране».
Второе соображение ректора МГУ касается поступления в университеты на основе ЕГЭ, который был введен в 2009 году: «Сейчас многие считают, что ЕГЭ помогает ребятам из регионов поступать в хорошие вузы. А может, другой путь выбрать? Отбирать, готовить. ЕГЭ не должен быть монополистом».
Главной идеей у российских реформаторов 90-х годов XX века системы среднего и высшего образования была ориентация на Запад. Именно туда стремятся направить на учебу своих детей сегодняшние крупные чиновники, некоторые депутаты, олигархи. Они хорошо знают, что ЕГЭ и другие «новшества» — это дорога в никуда.
В последние годы специалисты, эмигрировавшие из России, показали, что при подготовке, обеспеченной советским образованием или его остатками, практически любой специалист в какой-либо области продолжает оставаться человеком, способным что-то самостоятельно анализировать, находить нестандартные решения, которые гораздо лучше любого «евростандарта».
В заявлениях президента РФ В. В. Путина прослеживается двойственное отношение к Болонскому процессу. В ноябре 2003 года он подчеркивал, что признание российских дипломов в Европе очень важно, поскольку расширяет рынок труда для молодежи. Речь, по его словам, идет об «очень серьезном и существенном шаге на пути интеграции России в мировое пространство». В то же время в феврале 2004 года В. В. Путин, выступая перед ректорами красноярских вузов, заявил, что российская система образования очень хорошего качества и вступление в Болонский процесс может снизить его.
С другой стороны, отметил Путин, присоединение к Болонскому процессу откроет европейский рынок для российских специалистов. В октябре 2004 года на заседании Совета по науке, технологиям и образованию Путин подчеркнул необходимость сохранения национальных преимуществ на болонском пути.
5 ноября 2019 года, на совещании по русскому языку, когда речь шла о подготовке учителей русского языка и литературы, он усомнился в целесообразности разделения ступеней высшего образования на бакалавриат и магистратуру: «Что это дает? Что бакалавриат преподает только в младших классах, что ли, а магистратура дает право преподавать в десятом-одиннадцатом? Это просто голая схема модная или в этом есть какой-то смысл?» Путин предположил, что, возможно, имеет смысл готовить преподавателей пять лет. Сегодня бакалавриат подразумевает обучение в высшем учебном заведении в течение четырех лет, магистратура — пяти. Третья ступень высшего образования — аспирантура — включает двухгодичную учебу.
В Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана бакалавров и магистров немного. Большинство студентов учится шесть лет, так как вуз готовит инженеров-разработчиков, которых за четыре года не подготовить.
Российский студенческий союз утверждает, что в магистратурах мест, особенно бюджетных, всем бакалаврам не хватает. Значит высшее образование становится менее доступным.
Предложение В. А. Садовничего выйти из Болонского процесса имеет много сторонников, но имеет и много противников. Отрицательное отношение к Болонской системе образования существует не только в образовательном сообществе, оно есть и у чиновников высшего ранга.
В конце 2019 года против деления высшего образования на бакалавриат и магистратуру высказалась вице-спикер Госдумы И. А. Яровая. Она назвала бакалавриат «недообразованием», так как выпускников с таким дипломом не принимают на работу во многих структурах, считая этот уровень среднепрофессиональным. По ее словам, три из пяти профессий являются в настоящее время недоступными для бакалавров. Поэтому выпускники бакалавриата вынуждены поступать в магистратуру, но, как правило, на платное обучение, так как количество бюджетных мест для магистров в разы меньше, чем для бакалавров. В конце декабря ушедшего года с критикой Болонской системы выступила спикер Совета Федерации В. И. Матвиенко.
По ее словам, присоединение России к Болонскому процессу не только не оправдало возлагаемых на него надежд, но и привело к утрате ряда достоинств действующей в то время системы российского образования. «Предполагалось, что если мы перейдем на Болонский процесс, то будет автоматическое признание наших дипломов о высшем образовании во всех западных государствах. Этого не произошло. При том, что мы получили много положительного, мы и многое потеряли. Потеряли, может быть, фундаментальность в нашем образовании, когда снизилась требовательность к студентам, как это было раньше», — заявила Матвиенко. Она призвала депутатов найти выход из создавшейся ситуации и найти пути возвращения преимуществ нашей высшей школы, которая долгое время выпускала первоклассных специалистов в разных областях знаний.
Еще в 2015 году АКСИО-6 провел опрос населения России, по итогам которого оказалось, что 78,9% опрошенных против Болонской системы в РФ. Европейские страны в 2011–2012 годах признали несовершенство Болонской системы. Например, итальянцам удалось её «заболтать»: ей отдали филологию, искусствоведение, юриспруденцию, психологию. Другие страны тихо вышли из этого процесса.
Большинство российских сторонников Болонской образовательной системы за прошедшие годы заняли высокие административные посты в своих университетах, стали заведующими кафедрами, деканами и даже ректорами, обросли многочисленными учениками и личными связями, достигли определенного научного и социального статуса. Эти люди будут стремиться сохранить достигнутое.
В марте—июне 2020 года в период эпидемии коронавируса обучение школьников и студентов было в системе онлайн, и оно показало, что не все школы, колледжи и вузы, их преподаватели и обучающаяся молодежь готовы к такой форме обучения. Если оно в будущем сохранится на постоянной основе, то приведет к уничтожению образования как такового.
Только в апреле спад экономики в России произошел на 12 процентов. Предстоит длительная и напряженная работа, чтобы не только вернуться к прежним показателям, но и пойти в социально-экономическом развитии вперед. Нужны думающие, со знаниями и практическими навыками, люди. А сфера образования подвергалась разрушению в течение 30 лет в угоду интересам корпораций, которым в России нужен примитивный рынок труда с узкими компетенциями и отсутствием у людей широких и системных знаний, ценностного компонента в образовании.
Узкая специализация — основа основ Болонского процесса — приводит к неумению «видеть дальше собственного носа», неспособности ставить и решать не только инновационные, но и проработанные задачи. Показательными примерами здесь являются и неудачные запуски космических аппаратов, и утраченные знания в области промышленных («чистых») ядерных взрывов. Широта инженерных знаний, традиционных для российской высшей школы, позволяла специалисту, ученому, разработчику проявлять себя в любых других областях, получать «образование через всю жизнь», повышать квалификацию и держать руку на пульсе всех новшеств в области науки и техники. Сейчас это утрачено. Значит, пришло время, чтобы Российская Федерация вышла из Болонского образовательного процесса. Свое мнение по этому вопросу должны сказать специалисты, депутаты, рядовые люди, переживающие за будущее своего государства.
В рядах Международной общественной организации «Союз православных женщин» много руководителей, преподавателей средних и высших учебных заведений, которые ежедневно сталкиваются с недостатками школьного и вузовского образования.
Поэтому мы на Правлении решили, что пора поставить вопрос «Нужно ли России и дальше оставаться в Болонском образовательном процессе?» и обсудить его в сентябре 2020 года на научно-практической конференции. Желающих принять в ней участие просим присылать до 1 сентября на нашу электронную почту заявки, сообщив тему выступления.
В присылаемых материалах просим:
1. Четко обозначить цели перехода на Болонскую систему. Каковы истинные причины отказа от традиционной русской и советской системы образования?
2. Что из этих целей достигнуто? Как и какими критериями сегодня оценивается качество образования для большинства выпускников вузов?
3. Чем была обусловлена масштабная и несоразмерная подготовка менеджеров, бухгалтеров и юристов? Какая идеология диктовала этот перенос?
4. Какие меры можно предложить руководству страны для выхода из кризиса образования?
После многоуровневого и широкого обсуждения этой проблемы подготовим аналитическую записку для Президента и Председателя Правительства.
Надеемся, что в обсуждении примут участие эксперты и специалисты Всемирного Русского Народного Собора. Ждем ваших откликов и предложений до 1 августа.
Сопредседатель Правления, член Бюро ВРНС
Нина Жукова