Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2022
  • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
  • Алтайский край
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Еврейская автономная область
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Калининградская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Курганская область
  • Москва
  • Мурманская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Нижегородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пермский край
  • Республика Башкортостан
  • Республика Дагестан
  • Республика Калмыкия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Саха (Якутия)
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Санкт-Петербург
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Ставропольский край
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Тюменская область
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Челябинская область
  • Ярославская область
Форумы
  • Первый Сибирский форум ВРНС
  • VIII Ставропольский форум ВРНС
  • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2022
    • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    • Алтайский край
    • Архангельская область
    • Астраханская область
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • Владимирская область
    • Вологодская область
    • Воронежская область
    • Еврейская автономная область
    • Забайкальский край
    • Иркутская область
    • Калининградская область
    • Кемеровская область
    • Кировская область
    • Костромская область
    • Краснодарский край
    • Красноярский край
    • Курганская область
    • Москва
    • Мурманская область
    • Ненецкий автономный округ
    • Нижегородская область
    • Новосибирская область
    • Омская область
    • Оренбургская область
    • Орловская область
    • Пермский край
    • Республика Башкортостан
    • Республика Дагестан
    • Республика Калмыкия
    • Республика Коми
    • Республика Крым
    • Республика Саха (Якутия)
    • Рязанская область
    • Самарская область
    • Санкт-Петербург
    • Свердловская область
    • Смоленская область
    • Ставропольский край
    • Тверская область
    • Тульская область
    • Тюменская область
    • Ульяновская область
    • Хабаровский край
    • Челябинская область
    • Ярославская область
    Форумы
    • Первый Сибирский форум ВРНС
    • VIII Ставропольский форум ВРНС
    • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2022
      • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      • Алтайский край
      • Архангельская область
      • Астраханская область
      • Белгородская область
      • Брянская область
      • Владимирская область
      • Вологодская область
      • Воронежская область
      • Еврейская автономная область
      • Забайкальский край
      • Иркутская область
      • Калининградская область
      • Кемеровская область
      • Кировская область
      • Костромская область
      • Краснодарский край
      • Красноярский край
      • Курганская область
      • Москва
      • Мурманская область
      • Ненецкий автономный округ
      • Нижегородская область
      • Новосибирская область
      • Омская область
      • Оренбургская область
      • Орловская область
      • Пермский край
      • Республика Башкортостан
      • Республика Дагестан
      • Республика Калмыкия
      • Республика Коми
      • Республика Крым
      • Республика Саха (Якутия)
      • Рязанская область
      • Самарская область
      • Санкт-Петербург
      • Свердловская область
      • Смоленская область
      • Ставропольский край
      • Тверская область
      • Тульская область
      • Тюменская область
      • Ульяновская область
      • Хабаровский край
      • Челябинская область
      • Ярославская область
      Форумы
      • Первый Сибирский форум ВРНС
      • VIII Ставропольский форум ВРНС
      • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2022
          • Назад
          • Соборы 1993-2022
          • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
          • Назад
          • Регионы
          • Алтайский край
          • Архангельская область
          • Астраханская область
          • Белгородская область
          • Брянская область
          • Владимирская область
          • Вологодская область
          • Воронежская область
          • Еврейская автономная область
          • Забайкальский край
          • Иркутская область
          • Калининградская область
          • Кемеровская область
          • Кировская область
          • Костромская область
          • Краснодарский край
          • Красноярский край
          • Курганская область
          • Москва
          • Мурманская область
          • Ненецкий автономный округ
          • Нижегородская область
          • Новосибирская область
          • Омская область
          • Оренбургская область
          • Орловская область
          • Пермский край
          • Республика Башкортостан
          • Республика Дагестан
          • Республика Калмыкия
          • Республика Коми
          • Республика Крым
          • Республика Саха (Якутия)
          • Рязанская область
          • Самарская область
          • Санкт-Петербург
          • Свердловская область
          • Смоленская область
          • Ставропольский край
          • Тверская область
          • Тульская область
          • Тюменская область
          • Ульяновская область
          • Хабаровский край
          • Челябинская область
          • Ярославская область
        • Форумы
          • Назад
          • Форумы
          • Первый Сибирский форум ВРНС
          • VIII Ставропольский форум ВРНС
          • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Мы заменили фундаментальное высшее образование «компетенциями»

        Мы заменили фундаментальное высшее образование «компетенциями»

        Мы заменили фундаментальное высшее образование «компетенциями»

        В последние годы Российская Федерация начинает жить и развивать свою экономику, исходя прежде всего из интересов своей национальной безопасности. Этому во многом способствовало наложение санкций на нашу страну после возвращения Крыма в состав Российской Федерации. В период эпидемии коронавируса в 2020 году стало очевидным, что без мер государственной поддержки не спасти экономику в целом и жизнедеятельность каждого в отдельности человека. А это требует усиления роли государства, о котором в последние три десятилетия почти забыли, думая прежде всего о рынке.

        Новые условия обучения школьников и студентов в режиме онлайн заставили Президента РФ В. В. Путина внести в Закон об образовании поправки и передать их на рассмотрение депутатов ГД ФС РФ. Но одних поправок в Законе не достаточно. Школьное и высшее образование подверглись серьезным изменениям, утратили свою фундаментальность. Его заменили понятием «компетенции». Если раньше студентов учили думать, доказывать, сомневаться, преодолевать, то теперь — запоминать.

        При министре образования Филиппове В.М. (1999—2004 гг.) Россия вошла в Болонский образовательный процесс, который был запущен в Европе 29 июня 1999 года. В этот день министры образования 29 государств собрались в г. Болонья (Италия) и подписали декларацию «Зона европейского высшего образования».

        Широкого обсуждения в России перед подписанием этой Декларации не было, хотя было много противников. В Европе Болонская система была нужна для трудовой интеграции, и она была введена в большей степени из политических соображений. У европейцев была цель: занять свою молодежь, которая в период глобализации и роста уровня безработицы слонялась без дела (в 90-е годы прошлого века только 15% европейцев имели диплом о высшем образовании, а сейчас их около 85%). Россия стала полноценным участником Болонского процесса в 2003 году, обогнав на два года Украину, на семь — Казахстан и на 12 — Белоруссию.

        10 ноября 2003 года президент В. В. Путин поставил точку в дискуссиях о плюсах и минусах вступления России в Болонский процесс, охарактеризовав это вступление как «очень серьезный, существенный шаг по интеграции России в мировое пространство». Однозначная поддержка со стороны российского лидера была четким сигналом как для внутренней оппозиции, так и западным партнерам, у которых могли сохраниться сомнения относительно европейских приоритетов Москвы.

        За 20 лет Болонский процесс не оправдал всех ожиданий, не решил многие фундаментальные проблемы российского образования. Сегодня понятие «бакалавр» в России нередко оказывается синонимом понятия «недоучка»; бакалавр воспринимается как человек, получивший неполное высшее образование и не вполне готовый выйти на рынок труда.

        Против Болонской системы образования многократно выступал и выступает ректор МГУ им. Ломоносова В. А. Садовничий. С самого начала ее внедрения в образовательный процесс он говорил, что участие России в Болонском процессе не должно превратиться в насаживание европейской системы образования в России, высказывал опасения потери качества и фундаментального характера российского образования. К тому же, по его мнению, Европейский союз и Россия преследуют разные образовательные задачи. Европе нужны специалисты среднего звена с дипломом бакалавра, в то время как Россия испытывает потребность в специалистах высокого уровня и исследователях для поддержания своего научного потенциала и развития фундаментальной науки. К его мнению прислушиваются, так как он возглавляет не рядовой вуз, а старейший университет, занимающий в рейтингах наиболее высокие позиции среди отечественных университетов.

        Далеко не самые высокие в мире, но все же. Главная идея, которая им высказывается: России пора отказаться от Болонской системы, в соответствии с которой высшее образование стало двухуровневым. «В российские вузы необходимо вернуть специалитет — пятилетнюю программу обучения. Такое явление этой Болонской системы не было положительным, я считаю, это ошибка. Сейчас большинство факультетов МГУ просят перейти на пять лет. Нельзя было так сразу для всех ввести четырехлетнее образование в стране».

        Второе соображение ректора МГУ касается поступления в университеты на основе ЕГЭ, который был введен в 2009 году: «Сейчас многие считают, что ЕГЭ помогает ребятам из регионов поступать в хорошие вузы. А может, другой путь выбрать? Отбирать, готовить. ЕГЭ не должен быть монополистом».

        Главной идеей у российских реформаторов 90-х годов XX века системы среднего и высшего образования была ориентация на Запад. Именно туда стремятся направить на учебу своих детей сегодняшние крупные чиновники, некоторые депутаты, олигархи. Они хорошо знают, что ЕГЭ и другие «новшества» — это дорога в никуда.

        В последние годы специалисты, эмигрировавшие из России, показали, что при подготовке, обеспеченной советским образованием или его остатками, практически любой специалист в какой-либо области продолжает оставаться человеком, способным что-то самостоятельно анализировать, находить нестандартные решения, которые гораздо лучше любого «евростандарта».

        В заявлениях президента РФ В. В. Путина прослеживается двойственное отношение к Болонскому процессу. В ноябре 2003 года он подчеркивал, что признание российских дипломов в Европе очень важно, поскольку расширяет рынок труда для молодежи. Речь, по его словам, идет об «очень серьезном и существенном шаге на пути интеграции России в мировое пространство». В то же время в феврале 2004 года В. В. Путин, выступая перед ректорами красноярских вузов, заявил, что российская система образования очень хорошего качества и вступление в Болонский процесс может снизить его.

        С другой стороны, отметил Путин, присоединение к Болонскому процессу откроет европейский рынок для российских специалистов. В октябре 2004 года на заседании Совета по науке, технологиям и образованию Путин подчеркнул необходимость сохранения национальных преимуществ на болонском пути.

        5 ноября 2019 года, на совещании по русскому языку, когда речь шла о подготовке учителей русского языка и литературы, он усомнился в целесообразности разделения ступеней высшего образования на бакалавриат и магистратуру: «Что это дает? Что бакалавриат преподает только в младших классах, что ли, а магистратура дает право преподавать в десятом-одиннадцатом? Это просто голая схема модная или в этом есть какой-то смысл?» Путин предположил, что, возможно, имеет смысл готовить преподавателей пять лет. Сегодня бакалавриат подразумевает обучение в высшем учебном заведении в течение четырех лет, магистратура — пяти. Третья ступень высшего образования — аспирантура — включает двухгодичную учебу.

        В Московском государственном техническом университете им.  Н. Э. Баумана бакалавров и магистров немного. Большинство студентов учится шесть лет, так как вуз готовит инженеров-разработчиков, которых за четыре года не подготовить.
        Российский студенческий союз утверждает, что в магистратурах мест, особенно бюджетных, всем бакалаврам не хватает. Значит высшее образование становится менее доступным.

        Предложение В. А. Садовничего выйти из Болонского процесса имеет много сторонников, но имеет и много противников. Отрицательное отношение к Болонской системе образования существует не только в образовательном сообществе, оно есть и у чиновников высшего ранга.

        В конце 2019 года против деления высшего образования на бакалавриат и магистратуру высказалась вице-спикер Госдумы И. А. Яровая. Она назвала бакалавриат «недообразованием», так как выпускников с таким дипломом не принимают на работу во многих структурах, считая этот уровень среднепрофессиональным. По ее словам, три из пяти профессий являются в настоящее время недоступными для бакалавров. Поэтому выпускники бакалавриата вынуждены поступать в магистратуру, но, как правило, на платное обучение, так как количество бюджетных мест для магистров в разы меньше, чем для бакалавров. В конце декабря ушедшего года с критикой Болонской системы выступила спикер Совета Федерации В. И. Матвиенко.

        По ее словам, присоединение России к Болонскому процессу не только не оправдало возлагаемых на него надежд, но и привело к утрате ряда достоинств действующей в то время системы российского образования. «Предполагалось, что если мы перейдем на Болонский процесс, то будет автоматическое признание наших дипломов о высшем образовании во всех западных государствах. Этого не произошло. При том, что мы получили много положительного, мы и многое потеряли. Потеряли, может быть, фундаментальность в нашем образовании, когда снизилась требовательность к студентам, как это было раньше», — заявила Матвиенко. Она призвала депутатов найти выход из создавшейся ситуации и найти пути возвращения преимуществ нашей высшей школы, которая долгое время выпускала первоклассных специалистов в разных областях знаний.

        Еще в 2015 году АКСИО-6 провел опрос населения России, по итогам которого оказалось, что 78,9% опрошенных против Болонской системы в РФ. Европейские страны в 2011–2012 годах признали несовершенство Болонской системы. Например, итальянцам удалось её «заболтать»: ей отдали филологию, искусствоведение, юриспруденцию, психологию. Другие страны тихо вышли из этого процесса.

        Большинство российских сторонников Болонской образовательной системы за прошедшие годы заняли высокие административные посты в своих университетах, стали заведующими кафедрами, деканами и даже ректорами, обросли многочисленными учениками и личными связями, достигли определенного научного и социального статуса. Эти люди будут стремиться сохранить достигнутое.

        В марте—июне 2020 года в период эпидемии коронавируса обучение школьников и студентов было в системе онлайн, и оно показало, что не все школы, колледжи и вузы, их преподаватели и обучающаяся молодежь готовы к такой форме обучения. Если оно в будущем сохранится на постоянной основе, то приведет к уничтожению образования как такового.

        Только в апреле спад экономики в России произошел на 12 процентов. Предстоит длительная и напряженная работа, чтобы не только вернуться к прежним показателям, но и пойти в социально-экономическом развитии вперед. Нужны думающие, со знаниями и практическими навыками, люди. А сфера образования подвергалась разрушению в течение 30 лет в угоду интересам корпораций, которым в России нужен примитивный рынок труда с узкими компетенциями и отсутствием у людей широких и системных знаний, ценностного компонента в образовании.

        Узкая специализация — основа основ Болонского процесса — приводит к неумению «видеть дальше собственного носа», неспособности ставить и решать не только инновационные, но и проработанные задачи. Показательными примерами здесь являются и неудачные запуски космических аппаратов, и утраченные знания в области промышленных («чистых») ядерных взрывов. Широта инженерных знаний, традиционных для российской высшей школы, позволяла специалисту, ученому, разработчику проявлять себя в любых других областях, получать «образование через всю жизнь», повышать квалификацию и держать руку на пульсе всех новшеств в области науки и техники. Сейчас это утрачено. Значит, пришло время, чтобы Российская Федерация вышла из Болонского образовательного процесса. Свое мнение по этому вопросу должны сказать специалисты, депутаты, рядовые люди, переживающие за будущее своего государства.

        В рядах Международной общественной организации «Союз православных женщин» много руководителей, преподавателей средних и высших учебных заведений, которые ежедневно сталкиваются с недостатками школьного и вузовского образования.

        Поэтому мы на Правлении решили, что пора поставить вопрос «Нужно ли России и дальше оставаться в Болонском образовательном процессе?» и обсудить его в сентябре 2020 года на научно-практической конференции. Желающих принять в ней участие просим присылать до 1 сентября на нашу электронную почту заявки, сообщив тему выступления.

        В присылаемых материалах просим:

        1. Четко обозначить цели перехода на Болонскую систему. Каковы истинные причины отказа от традиционной русской и советской системы образования?
        2. Что из этих целей достигнуто? Как и какими критериями сегодня оценивается качество образования для большинства выпускников вузов?
        3. Чем была обусловлена масштабная и несоразмерная подготовка менеджеров, бухгалтеров и юристов? Какая идеология диктовала этот перенос?
        4. Какие меры можно предложить руководству страны для выхода из кризиса образования?

        После многоуровневого и широкого обсуждения этой проблемы подготовим аналитическую записку для Президента и Председателя Правительства.

        Надеемся, что в обсуждении примут участие эксперты и специалисты Всемирного Русского Народного Собора. Ждем ваших откликов и предложений до 1 августа.

        Сопредседатель Правления, член Бюро ВРНС
        Нина Жукова

        Диакония.ru/Патриархия.ru
        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"