В знаменитом Государственном музее-заповеднике под Санкт-Петербургом вот уже более пятнадцати лет успешно реализуется общественно-просветительская программа «Музыкальный Павловск». А начиналось все с вокзала...
«Не быть на открытии сезонов Павловска — все равно, что все лето без галстука проходить», — так писал обозреватель одной из столичных газет в 1909 г. И хоть нынешний летний костюм петербургского обывателя вряд ли предполагает наличие галстука, как впрочем, и музыкальные его привязанности весьма далеки от поклонения классическим музыкальным жанрам, тем не менее, Павловск и в двадцать первом веке продолжает оставаться местом культовым для музыкантов и публики знающей толк в исполнительском искусстве академических форм.
Исторически, благодаря меценатским и просветительским традициям, заложенным супругой Павла I Императрицей Марией Федоровной, Павловск занимает важнейшую позицию в российской культуре. Именно благодаря Марии Федоровне, еще при ее жизни в литературных и музыкальных салонах Павловска собирался цвет русской культуры — В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, А. И. Тургенев, А. Н. Оленин, И. А. Крылов, Ю. А. Нелединский-Мелецкий, К. Н. Батюшков, Г. Р. Державин, Б. А. Вяземский, композиторы Бортнянский, Львов, Титов, Кавос, Антониони. После смерти Императрицы заложенные ею традиции не угасли, а напротив получили новое развитие. Особенно укрепилось это положение, начиная с середины XIX века, благодаря великой славе первой русской общедоступной народной филармонии, основой для которой стало устройство первой в России железной дороги.
Идея внедрения в России нового транспортного средства принадлежала австрийскому аристократу Францу Антону Риттер фон Герстнеру, в 1836 году, после долгих хлопот и хождений по высочайшим инстанциям наконец-таки получившему разрешение от Императора Николая I на реализацию своего полуфантастического замысла. Первая часть железной дороги пролегала от Царского Села до Павловска. Ее открытие состоялось 27 сентября 1836 года, а уже спустя год, в 1837, петербуржцы могли на огнедышащем коне, многих пугающем своим странным грозным видом, в тележках первого российского пассажирского поезда «Проворный» добраться до Павловска.
Дабы сгладить негативное отношение горожан к диковинному техническому новшеству, а также активизировать процесс возврата понесенных на строительство «забавы» финансовых затрат, в качестве дополнительного к скорости и комфорту удовольствия и был придуман трюк с устройством концертов и буфетных угощений. В конечном пункте движения поезда, в Павловске, в специально устроенной зале, при рабочем помещении, названным на английский манер «воксхолл», 22 мая 1838 года состоялся первый концерт. Так начиналась великая музыкальная слава Павловского музыкального вокзала, в котором первоначально не было даже эстрады, а оркестр, располагаясь на хорах, развлекал пассажиров лишь во время обеда и на вечерних танцевальных раутах. Впоследствии появившийся концертный зал периодически переоборудовался — сначала на 500 посадочных мест, затем на 1500, на 3000. А перед войной вместимость зала достигала пяти тысяч зрителей и концерты шли ежедневно, а в выходные и праздничные дни и по 2-3 концерта.
Таким образом, Франц Герстнер вместе с железной дорогой подарил Павловску еще одно свое важное изобретение — первый в России открытый, публичный концертный зал, явившийся изначально увеселительным учреждением, служащим привлечению пассажиров для поездок на поезде, а ставшим вскоре до толе не виданным, общедоступным культурным центром, где находились гостиница, ресторан, музыкальный и танцевальный зал, где играли оркестры, пели цыганские хоры и лилось рекой шампанское. Впоследствии столь невинные Павловские дачные музыкальные радости превратились в серьезные сезонные концерты, которые стали привлекательными и для широкой публики, и для многих знаменитых музыкантов, таких, например, как Глинка, который не только со дня постройки вокзала был частым концертантом Павловска, но и в своей музыке многократно запечатлел образ Павловских садов и парков. Чего только стоит «Попутная песня», написанная к открытию Царскосельской железной дороги, «Павловский вальс», более известный как «Вальс-фантазия», первое исполнение которого состоялось в Воксхолле, многие романсы, образной сферой и местом написания, породненные с историей вдохновенного Павловска. Здесь же прозвучали первые сочинения Гурилева, Варламова, Даргомыжского, молодого Петра Ильича Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, здесь пел Федор Шаляпин, Иван Ершов, Собинов, Вяльцева, Лемишев, Козловский, танцевала Матильда Кшесинская, звучал великорусский оркестр В. В. Андреева.
Но настоящим недосягаемым пиком и расцветом Павловских концертов остается время, когда к работе в Музыкальном вокзале был приглашен Иоганн Штраус. Собственно, в Павловске выступало все музыкальное семейство Штраусов, прославившееся культивируемой ими музыкой венских вальсов. Но, несмотря на то, что к середине XIX века в широком обывательском сознании история Павловского вокзала устойчиво ассоциируется с венской садовой музыкой, куда большую значимость для русской национальной культуры Павловский воксхолл приобрел не как зал увеселений, а именно как первая народная, общественно-просветительская филармония, концертный репертуар которой в значительной степени состоял из симфонических произведений крупной формы, серьезных произведений многих и многих русских и зарубежных композиторов. И в этом есть заслуга, в том числе и самого Иоганна Штрауса, который в свои годы, работая в Павловске, не только популяризировал личное композиторское творчество, но и заложил эту серьезную филармоническую традицию, сделал много важного как симфонический дирижер, исполнявший произведения других, молодых в ту пору, музыкальных гениев.
Чего только стоит многократно упоминаемый в хронике тех лет грандиозный концерт из симфонических сочинений Михаила Ивановича Глинки. В финале музыкального вечера хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя», (более известной современному слушателю под советезированным названием «Иван Сусанин») исполнялся удвоенным составом симфонического оркестра, с четырьмя хорами, пушечной пальбой настоящих боевых орудий и звоном колоколен всех храмов Царскосельского благочиния. Таков был взгляд австрийского композитора на значимость творчества своего русского коллеги, на важность творчества Глинки для зарождающейся русской композиторской школы.
Павловские концерты пользовались небывалой популярностью. В немалой степени тому залогом было и то, что вход на вокзальные концерты по распоряжению Великого князя Константина Николаевича был бесплатный. Он настоятельно заверял, что «со своей стороны никогда не допустит постоянного взимания с публики платы за вход на музыкальные вечера в Павловском вокзале», и, следует сказать, слово свое сдержал. Впоследствии, благодаря такому отношению к просветительской задаче Павловских концертов, на столетия вперед дворец и Павловский парк укрепился в этой своей культурной миссии, становясь средоточием важнейших музыкальных событий и явлений, в которых главными фигурантами были практически все известные корифеи отечественной и зарубежной культуры, и в особенности музыканты — от Бортнянского до Шостаковича, от Гайдна до Шнитке и Пендерецкого, чью музыку можно слышать в Павловске и сегодня, несмотря на то, что Павловский музыкальный вокзал давно канул в Лету, так как полностью был разрушен в годы последней войны.
Сейчас традиция восстановлена — это еженедельная общедоступная музыкально-просветительская программа «Музыкальный Павловск» (автор проекта В. Васильев), которая в текущем году отметила свой пятнадцатилетний юбилей. Проект реализуется в неукоснительном следовании историческим прототипам в концертных залах и павильонах Павловского парка и дворца. Главная задача — комплексная популяризация академических форм музыкального искусства среди молодежи и школьников. Наиболее ярким пунктом общественно-просветительской программы стали еженедельные (каждую субботу и воскресенье) концерты «Музыкальный променад» в Круглом зале Павловского парка, которые являются открытой концертно-репетиционной базой для сольных исполнителей всех жанров.
Кроме того программа «Музыкальный Павловск» включает ежегодный фестиваль музыкального и хорового искусства «Славься, Глинка!», приуроченный ко дню рождения композитора, который проводится с 17 по 20 мая каждого года и открывает собой летний концертный сезон. Этот музыкальный праздник, родившийся в Павловске десять лет назад, включает конкурс детских хоровых коллективов и выступление солистов с программой русской музыки, а так же развернутую научно-методическую часть — семинары, мастер-классы хорового и дирижерского искусства. Немалую популярность программе добавили концерты «Павловские премьеры», проводившиеся каждое воскресенье в Павильоне Роз, на которых, как правило, представлялись концерты инструментальных ансамблей, творческие отчеты и мастер-классы педагогов Санкт-Петербургской консерватории, концерты-юбилеи творческих коллективов. Но самой близкой формой к основной, штатной деятельности музея являются, конечно же, экскурсии-концерты «Дворцовые встречи» в Кавалерском зале Павловского дворца, которые служат своеобразным концертным подиумом для творческих отчетов сольных исполнителей всех жанров и предваряются экскурсионной прогулкой по дворцу с рассказом о просветительской и меценатской деятельности первой хозяйки Павловска Императрицы Марии Федоровны.
А что же с музыкальным вокзалом? Идея его восстановления не умерла. Так, неоднократно различными общественными организациями и фондами, к сожалению, пока безуспешно, поднимался вопрос о восстановлении утраченного памятника русской музыкальной славы. Вот и в годовщину двух юбилеев — 55-летия открытия после восстановления первых залов Павловского дворца и 175-летия начала движения по первой российской железной дороге, ведущей из Петербурга в Павловск, была проведена очередная крупная акция, привлекшая внимание общественности к вопросу необходимости возрождения вокзала. Присутствовавшие на празднике деятели науки, культуры, средств массовой информации и представители Администрации Санкт-Петербурга в один голос заявили: уже давно пришло время восстановить погибший памятник и возродить Павловский музыкальный вокзал в прежнем его статусе — не просто как архитектурный объект, а как действующий культурно-исторический феномен, служащий развитию и популяризации высокой музыкальной культуры. Остается верить и надеяться, что это и случится в ближайшем времени, а значит и снова Павловск сможет утвердить свои позиции как музыкальный центр России, даривший свое божественное вдохновение не одному десятку музыкальных гениев.
Виталий Васильев
Музыка на вокзале: Павловские сезоны
Музыка на вокзале: Павловские сезоны