Интернет-сервис безвозмездного дарения «Дару-дар» выглядит как реакция части постсоветского общества на потребительскую экономику: граждане, уставшие от законов рыночной конкуренции, пытаются снова почувствовать себя людьми, отдавая друг другу вещи просто так.
«Дару-дар» — это международное сообщество, в котором люди дарят друг другу свои вещи и услуги безвозмездно и бесплатно, не требуя чего-либо взамен. Для ясности имеет смысл процитировать информационную выжимку о сообществе: «Проект был запущен в конце 2008 года группой энтузиастов в виде интернет-сервиса darudar.org. За три года существования проекта к нему присоединилось более 100 тыс. человек из сотен городов (из Москвы — порядка 30 тыс.), при этом следует учесть, что большая часть людей присоединилась к сообществу благодаря приглашению, полученному от своих знакомых. Основные страны, участвующие в безвозмездном дарении в данный момент — это Россия, Украина, Беларусь, Казахстан. Ежедневно в дар отдаётся более 2000 вещей и услуг. Дарятся самые разные и порой неожиданные вещи — начиная с прочитанных книг, одежды, мобильных телефонов и заканчивая услугами переводчика, ремонтом компьютера и даже автомобилем».
Процесс дарения описывается следующим образом. «Даритель публикует информацию о своём даре и месте его нахождения. Те же, кому вещь нужна, отмечаются в желающих дара, поясняя, почему им эта вещь нужна в данный момент. После этого даритель анализирует формулировки желаний и профили желающих и выбирает того, кому, на его личный взгляд, даримая вещь пригодится больше всего, затем он договаривается с этим человеком о встрече и передает ему свой дар. За полученную в дар вещь принято писать публичную благодарность, чтобы удостоверить окружающих, что дарение действительно произошло и принесло пользу одариваемому. Процесс дарения регулируется кодексом поведения (называемым «традициями Дару-дара»), принятым в сообществе. Так, помимо всего прочего, в кодексе сказано, например, что считается позором просить или предлагать что-то в обмен, или там же говорится, что считается неправильным взывать к жалости дарителя, ставя его в ситуацию, когда ему будет неудобно свой дар не пообещать и т. п.
Все это вызывает по меньшей мере любопытство и пару ключевых вопросов: что движет дарителями и есть ли у проекта перспективы выхода на следующий уровень (т. е. за пределы ста тысяч человек)? И насколько реален потенциал проекта в создании новых социальных сред?
Желание человека делиться с себе подобными заслуживает уважения. Способность великодушно отдать предмет, а не трястись над златом, набивая сундуки — вот разумное решение нормального homo sapiens. Именно этот мотив является детонатором процесса. Именно этот фактор отличает человека от животного. Здесь самая настоящая находка проекта. Люди дарят — чтобы почувствовать себя людьми. Проект «безвозмездных дарителей» читается современниками как реабилитация основного качества homo sapiens — не меньше, но и не больше того.
В своей доктрине создатели проекта претендуют на особую «миссию» дарения. На внедрение новых отношений дарения в человечество. Однако тут следует сделать весьма важную оговорку, что расстаться с «избыточной» вещью — это не подвиг, а совершенно естественный поступок, который может совершить любой человек. Беглый просмотр сервиса «Дару-дар» дает представление о том, что именно такие вещи составляют основной поток (ювелирные украшения, предметы домашнего комфорта и увлечений). Иными словами, здесь делятся не только последними рубашками, но и блестящими запонками с этих рубашек тоже.
Согласитесь, что для общечеловеческой миссии дарения этого маловато. Но как первый шаг к подобной сверхзадаче выглядит обнадеживающе. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Это дословное и пошаговое описание нравственного роста, которое Христос дает зажиточному юноше в Евангелии. И праведный юноша отходит в печали.
Что может помешать сервису «Дару-дар» превратиться в общечеловеческую миссию? Первый критический признак — «барахолка». К сожалению, внешним проявлением движения интернет — дарителей является некая зацикленность на вещизме. Импульсом к взаимоотношениям людей становится продукт, то есть участники проекта продолжают в большей или меньшей степени оставаться потребителями. У каждого из участников сообщества есть своеобразная «вещественная история» (сколько и чего подарил).
Авторы называют это принципом максимальной прозрачности: «Каждый поступок человека в системе записывается в его профиле: любой может увидеть, что ты дарил, кому и почему, что сам получал в дар, как при этом формулировал свою потребность, как писал благодарности за полученные дары». Таким образом, форум избавляется от паразитов-иждивенцев и маргиналов, что в принципе можно понять. Любое традиционное общество, диаспора или клан, распознают паразитов и подчиняют их законам адекватного общежития. Но если в традиционном обществе люди живут рядом, то в виртуальном сообществе у его участников такой возможности не существует. То есть, (при всем их реальном прекраснодушии) они остаются заложниками даримого пылесоса. Пылесос, более реален, чем их аккаунты.
Существует прекрасная тенденция — и на нее упирают авторы проекта — встречаться в реале, чтобы передать вещь из рук в руки и глянуть друг другу в глаза. Но может ли эта случайная встреча стать хотя бы началом товарищеских отношений?
Надо отдать должное идеологам интернет — дарения в том, что они нащупали методологию роста. Так авторы концепции пишут о появившейся практике регулярных «общих встречах дарения», где участники проекта массово передают вещи друг другу. Встречи повышают удобство передачи предметов, объясняют дарители. «Люди договорились регулярно, каждую неделю, встречаться всем в одно и то же время для того, чтобы раздать все свои дары, обещанные за неделю. Это позволило каждому участнику вместо множества отдельных встреч, связанных как с передачей, так и с получением дара, приходить только на одну большую общую встречу, чтобы пересечься одновременно со всеми своими одариваемыми и дарителями».
Грустно, что эти люди не встречаются просто ради того, чтобы снова увидеть друг друга и посидеть за общим самоваром. Однако есть надежда, что здравый смысл возобладает, и в их сообществе появится пассионарная группа, которая поставит целью товарищество. Тогда перед товарищами возникнет следующая ступень: во имя чего?
В перспективе адепты движения «Дару-дар» ожидают совершенно прорывных проектов, строящихся точно также из предпосылки взаимодействия и сотрудничества людей на безвозмездной или благодарственной основе. Например, цитируем: «Видится всё более вероятным появление проектов, основанных на социальной практике благодарственных платежей. Когда многие продукты предоставляются бесплатно, а человек волен оплачивать их из расчета «заплати, сколько захочешь», т. е. исходя из того, насколько ему данные продукты или услуги действительно принесли пользу, а также из возможностей своего личного бюджета. Как только плотность среды безвозмездного дарения достигнет определенной критической точки, появление подобных продуктов станет очень вероятной реальностью».
Артем Сериков
Можно ли безвозмездно одаривая, обретать дружескую среду?
Можно ли безвозмездно одаривая, обретать дружескую среду?