Уникальный музей коневодства при Московском ипподроме в Москве отмечает свой 80-летний юбилей. Его коллекция, посвященная лошадям, не имеет равных в мире.
В музее всегда много посетителей из России и из-за рубежа. Музей хранит в своих фондах множество произведений живописи, скульптуры, фотографий, редких книг и сувениров, посвященных лошадям. Художественная коллекция музея насчитывает свыше 3500 картин, произведений графики и прикладного искусства. Приходят сюда и чтобы познакомиться с богатой историей российского, в частности, московского коневодства. А она неразрывно связана с сегодняшним днем, ведь лошади и сегодня в Москве очень популярны и востребованы: парки и другие объекты столицы патрулируют конные наряды, катаются на мохнатых лошадках дети, молодожены все чаще для поездки в ЗАГС выбирают изящное белое ландо, запряженное тройкой. Любители скачек посещают бега, на специальных конных фермах специалисты занимаются реабилитацией детей, больных ДЦП, и т. д.
Лошади на улицах Москвы появились давно и расплодились так же быстро, как автомобили в современной столице. Вследствие чего уже в 1681 г. Указом от 28 декабря были установлены определенные правила пользования экипажами для разных сословий: «Кому и когда ездить в каретах, санях и верхом. Боярам, окольничим и думским людям летом — в каретах, зимой в санях на двух лошадях. Боярам в праздники в каретах и санях на четырех лошадях, а на свадьбах — на шести лошадях. Спальникам, стольничим, стряпчим и дворянам зимой на одной лошади, летом — верхами, на двух лошадях и в каретах нельзя».
Петр I начал думать о хороших дорогах в подвластной ему империи и приказал положить, для начала, в обеих столицах «першпективные путя». Полоса для дорог отводилась в 50 саженей — примерно 106 метров. Первым видом общественного транспорта в Москве были извозчичьи повозки, которые появились в XVII в. В Москве извозчиками были крестьяне, на зиму приезжавшие в город подработать. Сани и лошади были их собственностью. Летом большинство извозчиков возвращались в деревню, в городе их оставалась лишь пятая часть. Профессиональные извозчики появились только через 100 лет. У них уже были специальные повозки, более удобные для поездок, чем деревенские сани и телеги.
В XIX в. извозчики делились на ломовых, выполнявших грузовые перевозки, лихачей — владельцев лучших лошадей и отличных экипажей, а также самых дешевых — «ванек», в большинстве своем тех же крестьян. К концу XIX в. по Москве носилось уже несколько тысяч извозчиков, но и они не могли решить всех проблем перевозки москвичей. Нужен был новый вид транспорта — вместительный и дешевый. Ведь не каждый москвич мог заплатить извозчику гривенник. Выход нашелся в создании конно-железной дороги. Этот вид городского транспорта представлял катившийся по гладким рельсам вагончик, влекомый двумя лошадьми. Вагон конки был двухэтажным, верхняя часть была открытой (империал). Перед крутыми подъемами (в районе Трубной площади, у Таганского холма и др.) припрягалась еще пара-другая лошадей, которыми управлял форейтор.
Первый проект московской конки был выдвинут в 1862 г. В 1872-м к открытию Политехнической выставки была сооружена линия конки от современного Белорусского вокзала до современного Исторического музея. В 1875 г. было создано Первое общество Конно-железной дороги в Москве, а в 1885 — бельгийское «Главное общество конно-железной дороги», которые проложили линии конки по Бульварному кольцу, по Садовому кольцу и от центра к окраинам (на Воробьевы горы, в Бутырки, Дорогомилово и др.).
В 1900 г. протяженность конки составляла около 90 км, число вагонов — 241. В 1894-1896 гг. конка перевезла 47,5 миллионов пассажиров! Уже тогда Москва была, оказывается, перенаселена. Преимущества конки по сравнению с извозчиками не оспаривал никто: в вагончике помещалось в 10 раз больше народа, стоимость проезда снижалась в несколько раз. Но были у этого транспорта и недостатки: скорость передвижения вагончиков конки ненамного опережала скорость пешеходов. Особенно оригинально выглядело путешествие от Трубной площади к Сретенке: к двум лошадям добавляли еще четыре — цугом, по паре. На каждую из них верхом садился мальчик. Кортеж трогался! Кучер давал лошадкам кнута, мальчик орал, вожатый беспрерывно звонил, конка мчалась в гору — и беда, если на пути оказывался замешкавшийся пешеход!
Рельсы конки опутали весь город, но все равно она не справлялась с пассажиропотоком. В конце XlX в. городская Дума начала обсуждение вопроса о замене Конки электрическим трамваем. Раз есть конный транспорт — должна существовать и конная полиция! История конной полиции насчитывает почти три столетия. В XVIII в. в составе русской армии насчитывалось 33 драгунских полка, которые, помимо воинской, несли службу и в полиции Санкт-Петербурга и Москвы. В 1802 г. при московской полиции были составлены два драгунских эскадрона для караульной службы. В XIX — начале XX вв. конно-полицейская стража имелась уже во всех крупных городах России, она осуществляла патрульную службу, выставлялась при царских проездах вдоль улиц и т. п. Вы удивитесь, но и сегодня самое большое подразделение конной полиции в Европе находится в Москве! В его состав входит два батальона и отряд быстрого реагирования. В 1-м оперативном полку Москвы — 255 лошадей, а в Лондоне, например, всего 60. В советское время в Москве служили 105 лошадей.
История московской конной полиции началась в 1731 г. С тех пор главным и неизменным требованием к городскому патрулю являлось взаимопонимание человека и лошади в экстремальной обстановке. Герб подразделения с изображением змеи и подковы олицетворяет быстроту лошади и мудрость человека. Полицейский на коне имеет массу преимуществ: он виден издалека и способен заменить несколько человек пеших патрульных, особенно на многолюдных центральных улицах крупных городов или во время митингов и демонстраций. Содержание лошади обходится намного дешевле стоимости патрульного автомобиля, оно составляет примерно 10 долларов в день. Расходы на овес и сено меньше, чем расходы на бензин, да к тому же лошадь не отравляет воздух угарными выхлопами!
Для несения полицейской службы выбирают только самых дружелюбных по отношению к человеку лошадок, сообразительных и смелых. Гордостью 1-го оперативного полка конной полиции являются Мавр и Маэстро — гроза преступников, отличные защитники общественного порядка. Их стаж работы — около 10 лет. Мавр и Маэстро помогли догнать и обезвредить не одну сотню хулиганов!
В тренировочных центрах животных обучают не пугаться дымовых шашек, громких и резких звуков, стрельбы и шипения петард под копытами. Преодоление барьеров в виде брезентовых пологов, горящих кустов и людей, размахивающих мешками и трубящих в трубы, игры с большим надувным мячом — упражнения для приучения лошади двигаться сквозь толпу людей. Мировой опыт выявил эффективность конной полиции при обеспечении общественного спокойствия на футбольных матчах, музыкальных выступлениях, городских праздниках и т. д. В область ежедневного патрулирования московского конного дозора входят лесопарковые зоны города и подступы к Кремлю.
Специалисты московской конной полиции передают свой опыт другим подразделениям страны, так как она считается самой древней и опытной в России. В крупных парках есть стационарные базы, где служат по 10-20 лошадей. Рабочий день милиционера-кавалериста начинается в 12 часов. Примерно полтора часа уходит на подготовку лошади, потом он получает оружие и отправляется на патрулирование, которое длится не более пяти часов. Всего в полку служит 1000 человек, из них 175 — женщины. Кстати, по вакансиям 90% звонков поступает от девушек, но на работу принимают, в основном, мужчин. Из десяти принятых на работу милиционеров, трое потом отсеиваются — не могут «найти общий язык» с лошадьми. В 1-м оперативном полку полиции Москвы этому придается большое значение: стражи порядка относятся к «служащим» лошадям с большим уважением, для них они — не средство передвижения, а напарники!
Готовится и смена — многие тренировки и показательные выступления проводятся вместе с ребятами из Кадетского корпуса. Работу с детьми командир 1-го оперативного полка полиции Владимир Владимирович Лысак считает очень важной, так как общение ребят с животными делает их добрее, возвышает, ну и привлекает их сердца к службе!
Уже несколько веков подряд лошади горячо любимы азартными российскими господами и дамами, завсегдатаями Московского ипподрома. Появление Московского ипподрома связывают с именем видного военного и государственного деятеля екатерининской эпохи графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского (1737-1808). Он скончался за 26 лет до открытия ипподрома, однако именно ему обязаны своим появлением в России рысистые бега, скачки и, самое главное, новая великолепная порода лошадей — орловский рысак. По инициативе Орлова во второй половине XVIII века каждую зиму на Москве-реке напротив Кремля устраивались конские бега. Летом на Донском поле либо между Тверской и Пресненской заставами, рядом с Ходынским полем, проходили скачки.
В 1831 г. для проведения конных состязаний в южной части Ходынского поля был выделен большой (122 десятины) участок земли. Официальное открытие ипподрома состоялось 12 сентября 1834-го. Лошадь, выигравшая забег, тут же продавалась с аукциона. Зрители делали ставки, но угадавшие победителя получали не более гривенника на поставленный рубль, что в значительной степени лишало игру азарта. Все изменилось, когда в конце 1870-х годов на ипподроме появился тотализатор, быстро завоевавший популярность среди московской публики. По его условиям, ставка в 1 рубль могла принести выигрыш более 1000 рублей. На страницах газет и журналов развернулась бурная дискуссия, мгновенно разделив общество на сторонников и противников тотализатора. Знаменитый московский адвокат Ф. Н. Плевако высказался так: «Если строишь ипподром, рядом строй тюрьму». Действительно, вокруг Московского ипподрома кипели нешуточные страсти, и нередко его посетители становились героями криминальной хроники.
В 1918-1920 гг. ипподром закрыли. Во время Гражданской войны на его территории проходили военно-учебные занятия и митинги трудящихся. Пробные бега и скачки стали проводиться в начале 1921-го: «снова ожил московский ипподром <...>, снова он является маяком, освещающим путь коннозаводческой работы по всей стране», — отмечала пресса. В начале 1960-х при Московском ипподроме открыли школу верховой езды, основателем и неизменным руководителем которой в течение 20 лет был Г. Т. Рогалев, а также впервые в СССР организовали клуб любителей рысистого спорта. Позже в манеже и двухэтажной конюшне разместилась детско-юношеская спортивная школа.
С 1992 г. скачки не проводились, они возобновились только в 2000-м. Здесь разыгрываются такие крупные призы европейского уровня, как Всероссийский приз «Барса», Большой Всероссийский приз «Дерби», Большой открытый приз для кобыл, приз имени Центрального Московского ипподрома, приз президента РФ. Бега проводятся раз в неделю, но тотализатор не работает с осени 2008 г. Своих лошадей ипподром сейчас не имеет — так же, как и большинство ипподромов мира. Лошади, которые здесь находятся, принадлежат частным лицам.
Современное ноу-хау в отношениях человека и лошади — иппотерапия. Лечебная верховая езда (ЛВЕ) одновременно действует на физическое и эмоциональное здоровье человека. Поглаживание кожи, гривы, уход за конем, тактильные контакты дают потрясающий лечебный эффект: между животным и человеком возникает ни с чем не сравнимое чувство единения, лошадь передает свою энергию человеку, очищает его энергетическое поле. При глухоте и слепоте методы иппотерапии также очень полезны — учат правильно ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание. Необходимость держать равновесие обостряют работу действующих органов чувств и в некоторой степени восполняют нехватку внешней информации. И еще один любопытный факт: во время верховой езды у больных сахарным диабетом показатель сахара в крови приближается к нормальному значению.
Как это здорово, что эти благородные красивые животные по-прежнему рядом с людьми, по-прежнему помогают нам и вызывают наше восхищение своей красотой и грацией!
Наталья Лясковская
Москва и лошади
Москва и лошади