«Ибо, когда будут говорить: „мир и безопасность“,
тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. 5:3).
16 декабря под эгидой Ватикана прошёл вебинар на тему «Мир, свободный от ядерного оружия». Мероприятие было организовано папской Дикастерией по содействию целостному человеческому развитию при поддержке Джорджтаунского и Нотрдамского университетов (США), а также «Католической миротворческой сети». Предыдущее такое мероприятие прошло в 2017 г.
Выступая на вебинаре, архиепископ Пол Галлахер (Секретарь по отношениям с государствами в Госсекретариате Ватикана, т. е. министр иностранных дел) заявил: «Международный мир и безопасность не могут быть основаны на угрозе взаимного уничтожения или полного уничтожения, или на поддержании баланса сил. Мир и безопасность должны основываться на справедливости, всестороннем развитии человека и уважении основных прав человека. С этой точки зрения необходимо выйти за рамки ядерного сдерживания». Галлахер также напомнил о Договоре о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО), который ратифицирован 51 страной (включая Ватикан) и вступит в силу в январе 2021 г.
Любопытно, что вебинар прошёл через день после того, как Северо-Атлантический альянс (НАТО) официально подверг ДЗЯО критике, и за день того, как президент России В. В. Путин высказался о развитии ядерных вооружений. 17 декабря на пресс-конференции глава Российского государства заявил о стремлении Запада к "обнулению" ядерного потенциала России и сообщил о развитии стратегических вооружений: «мы на правильном пути и будем продолжать эти усилия по безусловному обеспечению безопасности Российской Федерации и её народа». А в 2019 году министр иностранных дел России С. В. Лавров подверг ДЗЯО острой критике: «Мы разделяем задачу построения безъядерного мира, однако добиваться этой цели следует не такими односторонними и достаточно аррогантными методами, на которых основывается этот документ. Мы исходим из того, что полная ликвидация ядерного оружия возможна только в контексте всеобщего и полного разоружения в условиях обеспечения равной и неделимой безопасности для всех, в том числе и для обладателей ядерного оружия в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)». Глава МИД РФ назвал «опасной и иллюзорной» тенденцию к «принуждению ядерных держав отказаться от имеющихся ядерных арсеналов без какого-либо учёта их интересов в сфере безопасности, в сфере стратегических реалий».
Папа Римский Франциск стал первым в истории понтификом, выступившим с категорическим осуждением обладания ядерным оружием. Это нашло отражение и в его энциклике 2020 г. "Fratelli tutti", содержащей требование полной ликвидации ядерного оружия. Любопытно, что в августе 2020 г. «Всемирный совет церквей» поддержал международное межрелигиозное обращение с требованием о полном запрете ядерного вооружения и призывом к дальнейшей ратификации ДЗЯО. Кроме того, Константинопольский патриарх Варфоломей в послании в августе 2020 г. по случаю Всемирного дня молитв о защите Божьего творения подверг критике существование ядерного оружия: "на карту поставлено уже не качество, а сохранение жизни на нашей планете. Впервые в истории человек способен разрушить условия жизни на земле. Ядерное оружие - символ прометеевского титанизма человека, осязаемое выражение «комплекса всемогущества» современного «человекобога»".
Таким образом, 2020 год помимо всего прочего отмечен повышением внимания конфессий к теме ядерного оружия. Причём Ватикан выступает как инициатор и идейный лидер в этой теме.
С учётом множества проблем, включая ускорившуюся дехристианизацию Запада и "кризис призваний" в Римо-католической церкви, Ватикан ищет различные способы, чтобы заявить о себе как значимой силе в международном масштабе и вызвать симпатии со стороны той или иной части мирового сообщества. В этом смысле пропаганда ДЗЯО для Ватикана - это одна из точек сближения с десятками малых и так наз. "развивающихся" стран, которые объективно не заинтересованы в существовании и размещении ядерных вооружений.
С другой стороны, пропаганда "денуклеаризации" (в т. ч. с помощью Ватикана) может использоваться определёнными международными силами для давления на ядерные державы в целом и Россию в особенности. Ведь для России и США ядерное сдерживание официально лежит в основе системы национальной безопасности (см. Указ Президента Российской Федерации от 02.06.2020 г. № 355 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания»). Надо ли говорить, что без ядерного оружия территория России (а с ней и каноническая территория РПЦ) с высокой вероятностью подверглась бы агрессии, разделению и хаосу?..
Для многих православных верующих Россия даже в своей светской форме - это государство-"катехон", которое содействует сохранению целостности канонической территории Русской Православной Церкви (крупнейшей в мире поместной Церкви), её пастырско-миссионерскому служению.
Вопросы безопасности России не могут быть безразличны для Русской Православной Церкви. Об этом свидетельствует и поздравление, которое 17 декабря 2020 г. направил святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл командующему Ракетными войсками стратегического назначения. Предстоятель отметил, что военнослужащие РВСН несут "важную и ответственную службу, от которой зависит безопасность страны, сохранение её обороноспособности и независимости". При этом "уже многие годы между Ракетными войсками и Русской Православной Церковью развивается плодотворное взаимодействие".
Несмотря на то, что у Русской Православной Церкви не сформулирована официальная позиция относительно ядерных вооружений, через окормление РВСН Церковь фактически одобряет существование ядерного оружия как средства защиты народа и государства. Соответствующая логика присутствует в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" (ОСК), где приводятся слова св. равноап. Кирилла: "мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы, пленив наших сограждан, вкупе с телами не пленили и душ их, принудив к отречению от веры и богопротивным деяниям. Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют Святую Церковь, охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя Небесного, охраняют отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская» (VIII.2). Возможно, со временем ОСК будет уместно дополнить ясной позицией в отношении существования ядерного оружия.
В поражённом грехом мире, к сожалению, обладание ядерным оружием и угроза возмездия является для России вынужденной мерой для предотвращения большего зла. Это подтверждается самими обстоятельствами создания ядерного оружия в России: оно произошло в условиях начала "Холодной войны" и формирования Соединёнными Штатами Америки планов по атомной бомбардировке городов СССР. С учётом использования бомб в Хиросиме и Нагасаки, было бы преступно недооценить соответствующую угрозу и не предпринять усилий по защите государства и народа.
В Новом Завете любовь превыше всего, но в то же время с учётом состояния падшего мира не отвергается возможность использовать силу и оружие для защиты, а угроза возмездия понимается как порой необходимая мера для обуздания зла. Так, апостол Павел пишет, что "начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых" (Рим. 13:3). Апостол говорит о существовании "меча" (т. е. оружия) как о допустимом и необходимом: "ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим. 13:4).
В богословском отношении показательно, что выступая за мир без войн и развивая соответствующую ультрапацифистскую риторику (в т. ч. призывы к денуклеаризации), некоторые конфессии (Константинопольский патриархат, Римо-католическая церковь) по сути искажают традиционное эсхатологическое видение христиан, считая возможным на земле и земными средствами достичь благословенного состояния полного и непоколебимого мира - состояния, которое согласно православному учению станет возможным лишь в жизни будущего века, т. е. в Царстве Христовом. Господь наш Иисус Христос ясно сказал, что войны продолжатся: "Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец" (Мф. 24: 6).
Любопытно, что апостол Павел среди признаков второго пришествия назвал пропаганду "мира и безопасности" (1 Фес. 5:3), в связи с чем призвал верных духовно бодрствовать: "не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. (...) Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения" (1 Фес. 5:6,8).
Автор – Иванов Евгений Олегович