Всем, что было намечено и осуществилось в 2013-м году, президент и основатель Центра русской культуры «МИР» в Мюнхене Татьяна Лукина заслуженно гордится, но особенно — фестивалями.
Лукина — человек, не ведающий покоя, находящийся всегда в благотворном творческом поиске и работе. Она говорит: «Чувство удовлетворенности мне вообще не знакомо. Да оно и вредно художнику. Нельзя почивать на лаврах, это рано или поздно приведет к застою».
Театральный фестиваль «Жить — значит действовать», посвященный 150-летию великого русского режиссера, создателя легендарного Московского Художественного театра Константина Сергеевича Станиславского, задумывался как фестиваль соотечественников Германии, а перерос в международный. В Мюнхен съехались представители не только русскоязычных театров Германии, но также гости и участники из России, Украины, Чехии, Италии, Англии, и чествование основателя русской актерской психологической школы, создателя нового типа театра (режиссерского), гениального деятеля театрального искусства приобрело всеевропейский характер.
Замечательные многочисленные отзывы получил и фестиваль, посвященный 400-летнего юбилея Дома Романовых. Он начался первого сентября и продолжался до середины декабря и произвел фурор в баварских журналистских кругах. Только в Кобурге — бывшей столице Герцогства Кобург, где весной 1896 г. была заключена помолвка последнего русского государя Николая Второго с принцессой Алисой Гессенской-Дармштадской, в центральных газетах города вышло шесть крупных статей о вечере в старинном замке Эренбург под названием «Роман Романовых в Кобурге». В баварском Траунройте, недалеко от живописного местечка Зееон, где покоятся русские великие князья и княгини из рода герцогов Лейхтербергских, в гостеприимном «Хаймат-хаузе», была показана литературно-музыкальная композиция о жизни и семейном союзе любимой дочери царя Николая Первого, великой княжны Марии Николаевны с внуком первого баварского короля Максимилиана Первого и сыном пасынка Наполеона Евгения Богарне, герцогом Максимилианом Лейхтербергским. И в Кобурге — несмотря на то, что фестиваль шел во время каникул, и в Траунройте — невзирая на то, что вечер был назначен на будний день, залы были наполнены до отказа зрителями, которые с большим интересом и волнением следили за происходящим на сцене, иногда живо включаясь в действие. Баварцы очень внимательны к историческому прошлому мира.
Тема Романовых взорвалась в немецком обществе как бомба, особенно после выпуска юбилейного календаря, посвященного 400-летию Дома Романовых! Календарь пришлось издать дополнительным тиражом, так велик был на него спрос. Татьяна Лукина получила множество благодарных писем, в которых люди открывали свое сердце: их семья тоже связана так или иначе с царским двором — у кого-то бабушка была фрейлиной, у кого-то дед или прадед был поваром, или адъютантом у царя и т. д. Каждый рассказывал свою уникальную историю семьи...
Это была непростая задача — достойно отметить юбилей Дома Романовых в Германии, которая, с одной стороны, была отчасти их второй родиной, а с другой — конкурентом, а то и врагом. Зато в ходе работы случались интереснейшие открытия: представьте, даже Александр Шморель, герой сопротивления мюнхенского студенческого объединения «Белая роза», которому «МИР» посвятил осенью 2013 г. четыре мероприятия (в Мюнхене, Мурнау, Мизбахе и Амберге) и который два года назад был возведен Русской Православной Церковью, как и последние Романовы, в лик святых, в своем политическом завещании написал, что, по его мнению, русскому народу нужен царь-батюшка, который его искренне любит и о нем заботится, а не западные формы правления! Это писал молодой человек за несколько недель до казни, знавший Россию фактически только по книгам русских классиков и рассказам своей няни-сибирячки...
В декабре 2013 года «МИР» отметил и 210-летие со дня рождения великого русского поэта Федора Тютчева, и 10-летие установления ему памятника в мюнхенском «Саду поэтов», которое состоялось с помощью активного участия Центра. За памятник боролись несколько лет, и, наконец, при поддержке Посольства РФ в Берлине и Баварской канцелярии, и спонсорстве почетного консула РФ в Нюрнберге г-на Николауса Кнауфа, он стал реальностью. А вот 210-летие Федора Ивановича справляли совместно с бывшим Королевским институтом Макс-Ёзеф-Штифт, которому недавно исполнилось 200 лет и в котором учились три дочери поэта, и с московским музеем-заповедником «Мураново», который является, по сути, музеем Ф. И. Тютчева. Мурановцы привезли не только замечательную выставку, посвященную семье Тютчевых (до конца февраля ее можно посмотреть в гимназии Макс-Ёзеф-Штифт — единственной в Баварии гимназии для девочек), но и школьный ансамбль «Веснянка» из подмосковного Пушкино, покоривший мюнхенцев задорными танцами и песнями русской старины.
Старшая дочь Тютчева Анна, рожденная в Мюнхене и окончившая здесь Королевский институт, была воспитательницей детей царя Александра Второго. По ходатайству великой княгини Марии Николаевны, герцогини Лейхтенбергской, принявшей активное участие в жизни поэта, поклонницей таланта которого она была, все его дочери были приняты во дворец на должность фрейлин, что значительно облегчило шаткое финансовое положение обедневшего тогда дворянина Тютчева. Анна Тютчева вышла замуж за знаменитого славянофила Ивана Аксакова. Современники говорили, что она была активной советчицей Царя-Освободителя в деле составления декрета об освобождении крепостных крестьян. Она также оставила интереснейшие воспоминания «При дворе двух императоров», где упомянут мюнхенский Королевский институт. В его архиве до сих пор хранятся записи о пребывании там сестер Тютчевых.
Удивительно, как все слилось в истории так называемого «русского Мюнхена», которому посвящены книги Татьяны Лукиной «Российские следы в Баварии» и «Русский Мюнхен»! Например, обелиск на Каролиненплатц тоже связан с именем Тютчева — именно на этой площади Федор Иванович жил несколько лет, и из окна его квартиры смотрели на памятник с загадочной надписью. Стихотворение-оду баварского короля Людвига Первого, соорудившего этот памятник, в котором он величает русского царя Николая Первого за его решительную поддержку борьбы греков за освобождение от турецкого ига, на русский язык перевел и отправил дипломатической почтой в Петербург именно Тютчев.
И первая любовь поэта, которую он увековечил в стихотворении «Я помню время золотое...» — Амалия Лерхенфельд, в замужестве баронесса Крюденер, была не только двоюродной сестрой русской царицы, жены Николая Первого, но и сыграла роль свахи в браке своей племянницы Марии Николаевны и Максимилиана Лейхтенбергского. О том, что воспитательницу дочек Николая Второго звали Софья Тютчева и что она была внучкой поэта, Татьяна Лукина узнала, работая над Романовским календарем. Для нее стало открытием, что Кирилл Владимирович Романов — племянник Николая Второго, провозгласивший себя в эмиграции в середине 20-х годов наследником русского престола, был женат на Виктории Мелите, герцогине Саксен-Кобург-Готской, дочери великой княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской, которая была воспитанницей Анны Тютчевой, и что брак Виктории Мелиты и Кирилла, долгое время никем не признанный, был заключен в капелле дома Амалии Крюденер (во втором браке — графиня Адлерберг) на Тегернзее, где в свое время бывал и влюбленный в нее Тютчев, и многие члены семьи Романовых. И самое удивительное — владельцем этого дома сегодня является один из членов «МИРа»! Вот как все «закольцевалось»...
Бавария, вернее ее столица, сыграла не последнюю роль в драматической судьбе последних представителей царской династии Романовых. Именно в Мюнхене в начале ХХ века, с 1900 по 1902 год, скрывался под чужим именем Владимир Ульянов. Здесь он впервые подписался псевдонимом «Ленин». Здесь же он выпускал газету «Искру», призывая в ней к свержению самодержавия в России...
Татьяна Лукина отдает дань истории, но не менее важна для нее и современность. В первые дни нового года Центр русской культуры «МИР» порадовал друзей традиционным рождественским праздником: более 20 лет они отмечают вместе с коренными жителями Мюнхена православное Рождество. Да и не только с мюнхенцами: приезжают и представители русской эмиграции — потомки первой волны, из соседних стран, из Австрии и Франции. Многим уже далеко за 80. Вот ради них, в первую очередь, и устраивается вечер на основе русских рождественских традиций, песен, игр, танцев, хороводов. В этом году рождественскими гостями были артисты ансамбля «Лепота» из Берлина, которые покорили всех не только своим профессионализмом, но и искренней любовью и преданностью русской культуре. Их замечательная программа, состоящая из русских колядок, деревенских частушек, игр и прибауток, будет согревать сердца участников и гостей праздника долгие зимние дни и недели.
В канун старого Нового года «МИР» показал мюнхенским ребятишкам новую сказку «Новогодние приключения Буратино и его друзей». Билеты на представление в культурном центре «Гастайге» были раскуплены уже за несколько месяцев до премьеры! Сотрудники «МИРа» сожалеют, что не все желающие смогли увидеть сказку, которая получилась очень веселой, доброй и, благодаря замечательным артистам, живой и талантливой. Всех очаровала игра исполнительницы главной роли Буратино — семилетней Глории Ляйн, дочери драматических актеров Виктории и Андрея Ляйн, которые великолепно исполнили роли лисы Алисы и кота Базилио. Ну и, конечно же, звездами программы были маленькие танцоры балетной школы Ирины Михнович «Калейдоскоп», которые под восторженные аплодисменты зрителя выходили на сцену в роли лягушат, лисичек и котов-разбойников.
В новом году «МИР», как всегда, будет обязательно отмечать юбилеи великих деятелей русской и российской культуры. В начале февраля в Зайдл-вилле с украинскими друзьями будет отмечено 200-летие Тараса Шевченко: пройдет музыкально-поэтический вечер на украинском и немецком языке, в котором примут участие артисты разных стран — Украины, Германии, Польши, Голландии и России. 27-го февраля в Гастайге будет отдана дань памяти «царицы русской поэзии» Анны Ахматовой — исполняется 125 лет со дня ее рождения. В марте баварцев и гостей ждет музыкальный вечер «Для Вас, милые женщины», который готовит мужской хор под управлением замечательного артиста, музыканта и певца Анатолия Фокина. В апреле — 100-летие со дня рождения Анатолия Васильевича Скаковского, первого режиссера, поставившего четверть века назад с актерами общества «МИР» в только что тогда построенном Гастайге «Дни нашей жизни» Леонида Андреева. С этого спектакля, по сути, и начал свое существование «МИР».
В мае пройдут юбилеи великих композиторов — Римского-Корсакова и Мусоргского. Весной также в Баварии ждут юных танцоров из России на ставший традиционным фестиваль «Русская весна», который проводится совместно с московским фондом «Мир культуры». Ну, а осень 2014 года принадлежит полностью 200-летнему юбилею Михаила Юрьевича Лермонтова, как выразилась Татьяна Лукина: «Лермонтов позолотит осень Германии».
Грядет и еще одна дата, далеко не мирная, — 100-летие начала Первой мировой войны, однако «МИР» готовится отметить и ее: в свое время Бавария приняла тысячи русских военнопленных, среди которых был и будущий маршал Советского Союза, в ту пору еще офицер царской армии Михаил Тухачевский. Об их судьбах, о работе «МИРа» по розыску близких и увековечиванию памяти погибших поведают выставки, вечера-встречи, книги, посвященные этому периоду нашей общей, пусть даже трагической, истории.
Раиса Коновалова, Наталья Лясковская
Мюнхен — Москва
«МИР» — будни и праздники Центра русской культуры в Германии
«МИР» — будни и праздники Центра русской культуры в Германии