– Знаменитые слова русского историка Василия Осиповича Ключевского о том, что «история – это не учительница, в надзирательница: она ничему не учит, но жестоко наказывает за незнание уроков» – правдивы всегда, но сегодня они будто обрели новое звучание. Если мы не усвоим уроки прошлого, то нам трудно будет жить в настоящем мире и тем более трудно будет строить будущее. История, как и литература, и русский язык воспитывает гражданственность, ответственность человека за страну и свой народ. Это не просто наука. Она призвана крепить дух и сознание людей. Аудитория РПУ вдумчивая, эрудированная и хорошо подготовленная. Вижу перед собой ответственную молодёжь, которая хочет познать прошлое не просто как предмет в череде других лекций, но и как ориентир, помогающий понять современный мир, – начинает беседу Михаил Юрьевич.
– Михаил Юрьевич, это заинтересованная, но наверняка тревожная аудитория? СВО, мобилизация, русофобия, санкции, кольцо недружелюбно настроенных или ненадежных соседних государств. Людям, молодость которых выпала на такую пору, как говорится, не позавидуешь.
– Они встревожены – и это естественно, но не тревожны. Мне и моим коллегам приходится часто выступать на самых разных площадках – перед школьниками, участниками молодежных движений, волонтерами. И тогда мы объясняем, что сейчас не самые тяжелые времена. В России бывало и пострашнее. Вспомните: Смутное время, изобилующее бедствиями, 1812 год, когда наполеоновская армия вошла в полыхающую Москву, Великая Отечественная война, когда немцы стояли у ворот столицы. Каждый раз казалось, что все пропало. Но находили выход. Современные условия несравнимы с былыми. Сегодня Россия крепка как никогда. У нас есть военная мощь и экономическая прочность. Как перестраивать экономику – теперь, даже в условиях жесточайших санкций – гораздо яснее, чем в минувшие времена. Так, приводя примеры из истории России, унимаем естественное волнение за судьбу страны. К тому же, учитывая агрессивность коллективного запада, которая мощными волнами накатывает Россию уже не первый век подряд, доказывает неизбежность нынешних событий. Я называю это синхронная история – когда место и роль страны рассматриваются в мировом историческом процессе.
– Выходит, и СВО уже пора включать в программу обучения?
– И не только в вузах, но и в школах. Сейчас мы с коллегами во главе с Владимиром Мединским – помощником президента и председателем Межведомственной комиссии по историческому просвещению, дорабатываем новую линейку учебников по Истории России и Всемирной истории именно исходя из понятия синхронной истории. С чего все начиналось, каким было давление коллективного запада на Россию в конце 90-х годов и начале двухтысячных, как из Украины делали плацдарм для агрессии против России, как часть единого народа – жителей Украины – переплавили для достижения Западом его геополитических, политических и военных целей.
И самое главное, важно объяснить, почему СВО была так необходима, и не просто назвать, но и расшифровать ее цели: зачем Россия встала на защиту Донбасса, в чём суть денацификации и демилитаризации. И конечно мы напишем имена новых Героев России, таких как Жога, Нурмагомед Гаджимагомедов и многие другие. На их подвигах должно воспитываться молодое поколение.
– Современные студенты и школьники наверняка испытывают противоречивые чувства по отношению к истории своей страны. Так ли легко преодолеть либеральный взгляд на историю России, который навязывался нам, начиная с 90-х?
Конечно, либеральное влияние не прошло даром. Ведь дело доходило даже до того, что российских преподавателей переобучали фонды, финансируемые США, по своим лекалам. Упорное навязывание взгляда на собственную историю как на ущербную было невыносимо. Однако сейчас можно полюбоваться, как очистился воздух, как быстро «сдулись» накачанные либеральными фантазиями блогеры и прочие представители этой тусовки, включая либерально настроенных преподавателей. Молодежь всё это видит и чувствует, ибо герои сейчас кто? Не те, кто уехал и обругивает Россию. А те, кто собирает помощь для беженцев и воинов, кто возит эту помощь на Донбасс, кто ухаживает за ранеными, кто участвует непосредственно в СВО.
Ведь до чего договорились тогда… До ответственности СССР наравне с Германией за развязывание Второй мировой войны! При этом намеренно умалчивали о достижениях Советского Союза. Запад на протяжении тридцати лет не просто сеял ложную информацию, но и вкачивал в людей всех возрастов враждебный заряд западной точки зрения, который должен был переформатировать наше молодое поколение и создать армию будущих управленцев – приверженцев западных ценностей, а не патриотов своей страны.
Перелом, безусловно, наметился не вчера, а еще в 2007 году, когда Путин произнес свою знаменитую Мюнхенскую речь.
Еще предстоит много работы, но и те линейки учебников, которые сегодня определило Министерство просвещения для школ, и сами учебные процессы – будут отныне основаны на историко-культурном российском стандарте. И в дальнейшем программы будут совершенствоваться на основе подлинных знаний, а не их подмене. То же самое в вузах.
Добавлю, что сейчас мы уходим от рассмотрения истории человечества как череды смены формаций: рабовладельчество, феодализм и т.д.. Он безнадежно устарел, ибо обещал после социализма – коммунизм, чего не случилось. Теперь мы используем цивилизационный подход, согласно которому история человечества складывается из историй отдельных цивилизаций. Например нападение Германии на Советский Союз – не просто факт, вырванный из контекста. Война, начавшаяся в 1941-м, стала продолжением цивилизационного давления Запада на восточно-славянское цивилизационное пространство. Это длилось долго, из века в век. Менялись авторы «проектов», но коллективный запад продолжал желать наших ресурсов, наших территорий и порабощения нашего народа. Первая и Вторая мировые войны – части этого процесса. Причем, человеконенавистническая идеология, усилившаяся в годы правления Гитлера, нанесла русскому народу огромные потери, привела к его геноциду. И агрессия на Русский мир продолжается. А что такое Русский мир? Это наша православная цивилизация, в которую входит большинство народов бывшего СССР, мыслящих по сей день нашими, российскими категориями. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл, глава Всемирного русского народного собора, на встрече с детьми Донбасса 1 декабря: «Русский мир — это не только Россия, это везде, где живут люди, воспитанные в традициях Православия и в традициях русской морали».
– Михаил Юрьевич, существует расхожее мнение, что вся история человечества – это история войн. Что вы думаете об этом как военный историк?
– История войн и военных конфликтов в летописи России занимает одно из ключевых мест. Войны заняли почти половину XIXвека, XX век – это русско-японская война, Первая мировая, гражданская, конфликты 30-х годов, Великая Отечественная война. Огромное количество времени и сил государство тратило на защиту российских территорий. Но история – это не только война, это люди. Как они жили, как строили и созидали, чем дорожили в своей душе, как относились к защите своего государства. Именно любовь к Родине, чувство долга формировали многие поколения.
История – как родная мать – её не выбирают. Она есть, и её надо любить. Мы можем критически относиться к самым разным её аспектам, но важно рассмотрение именно с позитивной точки зрения. Она наша, и никуда мы от этого не уйдем. И все подвиги и промахи, достижения и утраты связаны воедино. Начавшись с Владимира Ясного Солнышка и Ярослава Мудрого, продолжившись в Дмитрии Донском, полководцах Кутузове и Суворове, Брусилове, Жукове и Коневе, 28-ми панфиловцах и Зои Космодемьянской, наша история замкнулась сейчас на героях СВО и будет продолжаться дальше. И все это мы должны беречь как национальное достояние. И в этом духе мы должны и воспитывать школьников, и объяснять свою позицию студентам.
Усилия всех историков-государственников сейчас сосредоточены на том, чтобы перестать рассматривать историю в контексте превосходства западной цивилизации над восточной-православной и начать рассматривать ее с точки зрения нашей причастности к деяниям своих предков на всех этапах. Не давать отрывочных знаний. Не накачивать фактами, а говорить об истинах. Не бояться отвечать на сложные вопросы, которые задает школьник или студент.
Не сомневаюсь, что решения об увеличении количества часов, выделенных для изучения истории в школах и вузах, будут приняты очень скоро.
Записала Ирина Предтеченская