13 июля президент России Владимир Путин подписал законопроект, привлекающий внимание сограждан к битве, произошедшей в 1770 году в Эгейском море. Сегодня слово Чесма мало что говорит российскому обывателю. Даже инициатива по включению Чесменского сражения в список памятных дат носила «местнический оттенок» — соответствующее обращение в парламент подготовили ветераны одноимённого, Чесменского, района Челябинской области. А ведь двумя веками раньше Михаил Лермонтов, при написании чернового варианта своего самого знаменитого батального стихотворения, поставил Чесму в один ряд с Полтавой и Бородино. И было за что...
Чесменской бой носит выдающийся характер даже с военно-стратегической точки зрения. Впервые в истории русского флота наша эскадра (под командованием графа Орлова и адмирала Спиридова) не просто совершила дерзкую экспедицию с Балтики в восточное Средиземноморье, но наголову разгромила турецкие военно-морские силы в самом логове противника, рядом с их базами снабжения и под прикрытием их береговых батарей. Российские флотоводцы сотворили своего рода «Цусиму наоборот», одержав победу вопреки трудностям многодневного похода, невзирая на длину коммуникаций и на работавший в пользу турок фактор знания местности.
Однако нам следует уделить первоочередное внимание международному значению Русско-Турецкой войны 1768-1774 годов, на морском театре которой Чесменский бой, безусловно, сыграл кульминационную роль. Эта война означала коренной поворот в судьбах многих православных народов, страдавших от иноверного гнёта. Например, по итогам Кючук-кайнарджийского мира первый шаг к собственной государственности сделали Румыния и Молдавия. Артикул шестнадцатый мирного договора особо оговаривал автономный статус Волошского и Молдавского княжеств в составе Османской империи, включая их право самостоятельно собирать имперские налоги и иметь своих представителей (послов) в Стамбуле.
Что же касается формально независимых Грузии и Мингрелии, то, согласно двадцать третьему артикулу Кючук-кайнарджийского мира, они были навсегда избавлены от унизительной дани отроками и отроковицами и прекратили снабжать казармы янычар «пушечным мясом», а султанские гаремы — «живым товаром».
Кроме того, свою безусловную выгоду от русской победы обрёл и украинский народ. Дело в том, что одной из причин войны стала позиция польских конфедератов, посуливших турецкому султану значительную часть днепровского Правобережья за нападение на Россию. В случае победы турецко-польской коалиции Волынь и Подолия должны были отойти под власть Стамбула — с соответствующими религиозными и геополитическими последствиями. Кто знает, если бы не мужество солдат Румянцева и моряков Спиридова, на месте современной Украины могло возникнуть подобие некой лоскутной Югославии с католическим Западом (квази-Хорватия), исламским Центром (квази-Босния) и православным Востоком (квази-Сербия). И тогда межрегиональные украинские противоречия находили бы сегодня своё разрешение не в поединках ораторов на Майдане, а в реальных жестоких сражениях.
Для современной России, в свою очередь, победа в войне 1768-74 годов означает утверждение на Кубани, окончательное овладение Азовом и «прорубленное окно» в Чёрное море. В общем, Чесменский триумф имеет отнюдь не региональное значение и не может быть сведён к пусть славному, но незначительному боевому эпизоду. Подвиг императорской эскадры отозвался неумолчным эхом в судьбах России и Украины, Грузии и Молдавии. И когда мешающие взаимопониманию политические настроения дня сегодняшнего будут преодолены, православные народы Причерноморья смогут совместно отмечать такие объединяющие даты, как Чесменская победа.
Владимир Тимаков
Международное эхо Чесменской битвы
Международное эхо Чесменской битвы