Давно уже подмечено, что «практика без теории слепа, а теория без практики мертва». Вся практика постсоветской России однозначно свидетельствует: либерализм стал для нашей страны не только мёртвой, но и убийственной идеологемой.
Либерализм — лишь прикрытие интересов крупного капитала, последовательно уничтожавшего российскую реальную экономику, в том числе машиностроение, судостроение, авиастроение, биотехнологии. За последние 20 лет в нашей стране исчезли сорок тысяч предприятий, а за 2003-2013 гг. госпакеты ушли из реестра акционеров в 140 тысячах предприятий. Деградирует не только экономика из-за её криминализации и коррупции, но и общество в целом. Сегодня у нас лишь один процент россиян владеет 70% национальных богатств, 13% живут за чертой бедности, а 40% считают себя бедными. Трудоспособное население России неуклонно сокращается, растут расходы государства на бюджетный сектор. Даже многие частные предприятия продолжают жить только за счёт государственных дотаций.
Указанный один процент «новой России» включает в себя не только олигархов, но и чиновников высокого ранга, приватизировавших и национальное достояние, и саму власть. Их многомиллионные ежемесячные зарплаты и «золотые парашюты» — это, по сути, узаконенное разграбление национального достояния. Грабят не только они сами, но и члены их семей.
Уродливая социально-экономическая реальность, устроенная по либеральным лекалам, оказалась непригодной для нормального функционирования российской государственности. Она не может обеспечить права даже «избранных» на легализацию их собственности. Не случайно, например, Л. Лебедев — член Совета Федерации РФ, который формируется из миллионеров и миллиардеров, предпочёл судиться с олигархами В. Вексельбергом и Л. Блаватником не в российском, а в нью-йоркском суде за якобы украденные у него 2 млрд. долларов.
Напомним, что идеи либерализма базировались поначалу на фетишизации частной собственности и рынка, свободной конкуренции, гражданского общества и прав человека. Пришло время их критического анализа. Прежде всего, необходимо отказаться от статуса коммерческих организаций в таких инфраструктурных компаниях как «Газпром», РЖД, ведущие банки, начав с сокращения сверхвысоких выплат топ-менеджерам. Ежемесячная работа каждого из девяти членов правления ВТБ-24 обошлась в прошлом году государству в 15,8 млн. рублей, каждого из 17 членов правления «Газпрома» — в 8,7 млн. рублей, каждого из 14 членов правления «Сбербанка» — в 14,3 млн. рублей. То есть 40 человек в правлениях этих инфраструктурных компаний фактически отняли у государства в прошлом году почти 6 млрд. рублей, которые ушли на их личное потребление, а не на развитие российской экономики.
Экономика России будет деградировать и в дальнейшем, пока в ней будут «править бал» несколько тысяч менеджеров госкомпаний и госкорпораций, которые из-за личных корыстных побуждений продолжают препятствовать продвижению любых антименеджерских законопроектов. При их «эффективном» правлении чистая прибыль ВТБ, например, сократилась в прошлом году на 40%. Численность сотрудников «Газпрома», по сравнению с советским периодом, увеличилась в три раза, а производительность труда в три раза упала. По экспертным оценкам, естественные монополии в частной собственности управляются ещё хуже, чем госкомпании. Кроме того, частные компании государству сложнее контролировать. Акционирование управляющих компаний в сфере ЖКХ, к примеру, привело лишь к росту тарифов.
В начале «лихих 90-х» А. Чубайс называл «гвоздём в крышку гроба коммунизма» каждый приватизированный завод. На деле же вся приватизация государственной собственности обернулась тормозом развития России. Она превратилась в инструмент обогащения чиновников и близких к ним олигархов. В наши дни уже всем очевидно, что выход из кризиса невозможен через приватизацию и тиражирование частных собственников, которые работают только на свой карман. Очевидно и то, что госсобственность надо не приватизировать, а менять её управленцев, как это было сделано на «Уралмаше». Это системообразующее предприятие оказалось на грани развала при частном собственнике и развалилось бы без выкупа его акций государством, которое вложило в него около 20 млрд. рублей.
Несмотря на плачевные результаты своей деятельности, либералы по-прежнему не отказываются от намерений приватизировать в 2014-2016 гг. такие лакомые куски государственной экономики как ОАО «Совкомфлот», ОАО «Новороссийский морской торговый флот», «Объединённая зерновая компания», прекратить участие государства в капитале телекоммуникационного гиганта «Ростелеком». К концу 2016 года правительство планирует продать 25% акций РЖД. С молотка могут уйти 11% акций ВТБ и 3,1% акций АК «Транснефть». От приватизации правительство намерено получить в течение трёх лет около 1 трлн. рублей, то есть менее 8% годового бюджета России. При этом в российском бюджете на текущий момент не использовано более 7 трлн. рублей и, надо полагать, правительство не испытывает нужды в дополнительных средствах. Либералы даже предлагают направить вырученные от приватизации деньги не в бюджет, а приватизированным предприятиям.
У государства осталось сейчас лишь 8% промышленных и 14% предприятий в масштабах всей российской экономики. Мировая практика однозначно свидетельствует, что распад государства начинается, если в госсобственности остаётся менее 20% экономики. Не хотелось бы думать, что именно в этом и состоит конечная цель либералов. Если сейчас Россия не пересмотрит своё отношение к разрушительному наследию либерализма, то её ждёт в самом недалёком будущем феномен киевского Майдана — рукотворное творение украинских олигархов Н. Левченко, Д. Фирташа, И Коломойского и В. Пинчука, выступивших против «семьи» В. Ф. Януковича.
Эти четыре миллиардера решали пока судьбу Украины. При этом В. Пинчук связан с «семьёй Клинтонов» в США, то есть действует непосредственно под «внешним управлением». Но Майдан — это не только протест против лично В. Януковича и его правления, но и неприятие Украиной всех олигархов и созданной ими порочной социально-экономической системы. Он начинался с попустительства антироссийским НКО, а закончился хаосом власти. Майдан, как и «болотные» процессы в России, — неизбежное следствие диктата либералов в экономике и фетишизации либеральных догм. И если даже Майдан не заставит нас задуматься над сокровенным смыслом теории и практики либерализма, то напрасными окажутся все испытания, которые претерпела в прошлом Россия и наши предки.
Н. Б. Жукова, Сопредседатель Правления МОО «Союз православных женщин», член Бюро Президиума ВРНС, кандидат исторических наук
Майдан должен заставить нас, русских, задуматься над сокровенным смыслом теории и практики либерализма
Майдан должен заставить нас, русских, задуматься над сокровенным смыслом теории и практики либерализма