У апостола Павла сказано, что в христианском подвиге «несть мужеский пол, ни женский», то есть за святость жития равно почитаемы и мужчины, и женщины. Однако оценка роли женщины не только в общемировом пространстве, но и в рамках православного христианства лишь в последние полтора столетия претерпела глубинные изменения. Богоборческая советская власть, планомерно уничтожавшая не только представителей духовенства, но и мирян, радикально изменила на много лет вперёд процентное соотношение мужчин и женщин, носителей и хранителей православной веры. В годы гонений силами НКВД было истреблено 78,8% священнослужителей. По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий только за 1937-38 гг. было арестовано около 165 тыс. православных священнослужителей и около 107 тыс. из них расстреляно. С ними зачастую погибали их жёны и дети. Но уцелевшие женщины-христианки самого разного положения в обществе и социальной принадлежности, рискуя жизнью, хранили иконы и служебные книги; участвовали в тайных богослужениях, записывали и передавали слова духовных отцов и наставников.
Наталья Кронштадтская (Васюнина), дочь орловского инженера, которую в раннем сиротстве св. Иоанн Кронштадтский призрел, а после своей смерти приходил «кормить небесным хлебушком», всю жизнь положила на то, чтобы бедным помогать, о себе забывая; схимонахиня Антония (Анастасия Яковлевна Кавешникова) в годы безверия с 1942-го по 1946-й пережила тяготы Тагиллага НКВД, в 1953 г. стала духовной дочерью старца Кукши, благословившего её раздавать молитвы «за младенцев, убиенных во чреве». Старица Антония призывала женщин «молиться за загубленных детей со слезами, с великим сердечным плачем». После её кончины в 1998-м Патриарх Алексий II передал в Толгский монастырь, что будет молиться о ней 40 дней. Матушке Марии Гатчинской (Лидии Леляновой) митрополит Вениамин Петроградский написал на подаренной фотографии: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного». Схимонахиня Мария (Маковкина) была верной помощницей митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), будущего патриарха, до последнего вздоха работала врачом в блокадном Ленинграде.
И эти женщины, и миллионы других сумели сберечь и передать потомкам православные традиции и свет учения Христова. Деятельность их — от скромных бабушек в глухих сёлах до великих княгинь — существенно повлияла не только на религиозную жизнь, но и на культурные и социальные процессы в стране. Женское подвижничество перестало быть суммой аскетических практик в конкретной религиозной традиции, сегодня его следует воспринимать как религиозный и социоисторический феномен, который доктор исторических наук О. В. Кириченко назвал «скрепой, соединившей эпоху в одно целое». Оно — результат масштабной ломки традиционных норм жизни. Эта ломка не ввергла православных женщин в соревнование с мужчинами. Женщины-христианки остались нежными и мягкими, хорошими жёнами и матерями, согревающими и оберегающими семейный очаг. Но сегодня многие из них реализуются ещё и в профессии: доминируют во многих видах искусства, проявляют себя в науке, успешно управляют бизнесом, занимают высокие посты в хозяйственных организациях, общественных и государственных структурах, правительстве России.
За века, проведённые в молитвах и трудах, в ежедневном духовном подвиге, две сущности женщины-христианки, представленные в Евангелии Марфой и Марией, слились в одно целое, возник современный тип русской православной женщины.
Именно такие женщины объединились для консолидации работы в духовно-просветительской, культурной, благотворительной и иной общественно полезной деятельности, оказания помощи школе в воспитании подростков в духе традиционных православных ценностей, оказания помощи детям, малоимущим матерям-одиночкам, социально незащищенным членам общества.
Среди других целей СПЖР — борьба с предупреждением абортов, против распространения табакокурения, пьянства, наркомании, защита прав женщин. В Союз вошли более 100 общественных организаций из разных регионов России. В составе совета заместитель начальника департамента аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦФО М. Н. Белогубова, глава попечительского совета программы Центра национальной славы «Святость материнства» Наталья Якунина, вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, актриса Екатерина Васильева; журналист С. Н. Тягачева, благодаря которой началось активное возрождение древнего Спасо-Влахернского монастыря; президент Межрегионального благотворительного фонда помощи заключенным М. В. Каннабих; председатель Женского конгресса Татьяна Черторицкая, председатель Координационного совета женских благотворительных организаций РПЦ инокиня Ольга (Гобзева), матушка Юлия Сысоева и другие. Руководителями Союза стали председатель Женского православно-исторического общества, кандидат исторических наук Г. В. Ананьина и кандидат исторических наук Н. Б. Жукова.
Заседание секции «Женская святость и подвижничество на Руси: прошлое и настоящее» в Свято-Даниловом монастыре открыла Н. Б. Жукова, призвав присутствующих не только отдать дань великим подвижницам прошлого и настоящего, но и вносить конкретные предложения по улучшению работы Союза.
«Мы должны отличаться от других организаций, которые соберутся, поговорят, а людям пользы никакой. Мы должны предъявлять конкретные результаты нашей работы», — сказала Жукова.
Над участниками секции незримо реял образ правительницы Руси княгини Ольги и других женщин-святых с этим же именем. О. В. Гаврилова, председатель Общества святой равноапостольной княгини Ольги, открыла прекрасный внутренний мир царевны-страстотерпицы Ольги, дочери последнего российского государя. Продолжила «ольгиану» М. В. Подлесная, младший научный сотрудник Института социологии РАН в докладе «Деяния дочери императора Николая I в Штутгарте», посвящённом жизненному подвигу ещё одной замечательной Ольги. В 1846 г. она вышла замуж за вюртембергского принца Карла. Ольга начала постройку русской церкви святителя Николая в центре Штутгарта, его освятили в 1895 г. Она же построила первую педиатрическую клинику в Штутгарте — «госпиталь Ольги» (Olgahospital) и больницу для взрослых, существующие и поныне; основала женскую гимназию, Николаевское попечительское общество помощи слепым, благотворительную организацию сестер милосердия. Множество улиц в городах федеральной земли Баден-Вюртемберг носят её имя.
В ходе работы обсуждались и животрепещущие проблемы современного общества, школы, семьи. Отчёт Председателя Женсовета Тираспольско-Дубосарской епархии, Председателя Республиканской общественной организации СПЖ Приднестровья Н. В. Устюковой (матушки Ольги) отличался конкретикой: накормили голодных почти на 2 млн руб., собрали вещи для малоимущих, помогли устроить в садик столько-то детей и т. п. Вот где настоящие подвижницы наших дней! Доклад С. Г. Куликовой, заместителя начальника кафедры теории и истории государства и права Московского областного филиала Московского университета МВД России «Образ жены и матери в представлениях российских консерваторов второй половины XIX — начала ХХ вв.», был посвящён причинам и следствиям «преступлений против союза брачного». Её выступление побудило и других участников семинара высказаться «о наболевшем» и внести предложения о методах оказания быстрой и эффективной помощи попавшим в беду женщинам и детям, по той или иной причине оказавшимся без кормильца. Обобщающий все заявленные на секции темы доклад сделала Г. В. Ананьина.
По итогам работы секции была принята резолюция, где есть слова: «Наши соотечественницы, чьи имена предваряются словом «святая» и чьи лики взирают на нас с православных икон, не только окружены ореолом святости, Мы обращаемся к ним в настоящее время в скорбях и нуждах, учимся быть похожими на них. Особая категория наших соотечественниц — святые жены. Более 1000 лет мы возносим им молитвы, просим у них помощи, утешения, заступничества. Многие канонизированные святые князья Древней Руси вошли в Царство Божие в сопровождении своих жен (...). Канонизации удостаивались также матери, дочери и сестры православных святых. Мать преподобного Сергия Радонежского Мария, мать святого князя-мученика Михаила Тверского Ксения, мать патриарха Иова Пелагея Ржевская, дочь святого князя Александра Невского Евдокия, сестра святого Артемия Верховского Параскева и другие. Сегодня эти женщины должны стать примером для жён членов правительства России, губернаторов, депутатов законодательных органов всех уровней, вдохновлять их на активные благотворительные дела».
Отдана в резолюции и дань памяти 1812 году, явившему настоящий расцвет русской благотворительности и милосердия, огромную роль в котором сыграли русские женщины.
Неоценима роль женщин в возрождении духовного образования и воспитания, развитии социального служения, издательской деятельности сегодня. В резолюции дан наказ «пишущим женщинам — потрудиться и создать художественные произведения на основе «Жития православных святых женщин». Их девизом должны стать слова, сказанные Святейшим Патриархом: «Церковь, Отечество, весь мир ожидают сегодня активных действий верующих женщин, от которых зависит, найдет ли общество те духовные и нравственные основы, на которых только и возможна мирная и процветающая жизнь, или скатится на путь греха и саморазрушения. Пусть же будут для всех вас внятны слова Господа: «Дерзай, дщерь!»
Наталья Лясковская
Марфы и Марии
Марфы и Марии