Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2020
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
Русская жизнь
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2020
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    Русская жизнь
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2020
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      Русская жизнь
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2020
          • Назад
          • Соборы 1993-2020
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
        • Русская жизнь
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Марфы и Марии

        Марфы и Марии

        Марфы и Марии

        У апостола Павла сказано, что в христианском подвиге «несть мужеский пол, ни женский», то есть за святость жития равно почитаемы и мужчины, и женщины. Однако оценка роли женщины не только в общемировом пространстве, но и в рамках православного христианства лишь в последние полтора столетия претерпела глубинные изменения. Богоборческая советская власть, планомерно уничтожавшая не только представителей духовенства, но и мирян, радикально изменила на много лет вперёд процентное соотношение мужчин и женщин, носителей и хранителей православной веры. В годы гонений силами НКВД было истреблено 78,8% священнослужителей. По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий только за 1937-38 гг. было арестовано около 165 тыс. православных священнослужителей и около 107 тыс. из них расстреляно. С ними зачастую погибали их жёны и дети. Но уцелевшие женщины-христианки самого разного положения в обществе и социальной принадлежности, рискуя жизнью, хранили иконы и служебные книги; участвовали в тайных богослужениях, записывали и передавали слова духовных отцов и наставников.

        Наталья Кронштадтская (Васюнина), дочь орловского инженера, которую в раннем сиротстве св. Иоанн Кронштадтский призрел, а после своей смерти приходил «кормить небесным хлебушком», всю жизнь положила на то, чтобы бедным помогать, о себе забывая; схимонахиня Антония (Анастасия Яковлевна Кавешникова) в годы безверия с 1942-го по 1946-й пережила тяготы Тагиллага НКВД, в 1953 г. стала духовной дочерью старца Кукши, благословившего её раздавать молитвы «за младенцев, убиенных во чреве». Старица Антония призывала женщин «молиться за загубленных детей со слезами, с великим сердечным плачем». После её кончины в 1998-м Патриарх Алексий II передал в Толгский монастырь, что будет молиться о ней 40 дней. Матушке Марии Гатчинской (Лидии Леляновой) митрополит Вениамин Петроградский написал на подаренной фотографии: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного». Схимонахиня Мария (Маковкина) была верной помощницей митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), будущего патриарха, до последнего вздоха работала врачом в блокадном Ленинграде.

        И эти женщины, и миллионы других сумели сберечь и передать потомкам православные традиции и свет учения Христова. Деятельность их — от скромных бабушек в глухих сёлах до великих княгинь — существенно повлияла не только на религиозную жизнь, но и на культурные и социальные процессы в стране. Женское подвижничество перестало быть суммой аскетических практик в конкретной религиозной традиции, сегодня его следует воспринимать как религиозный и социоисторический феномен, который доктор исторических наук О. В. Кириченко назвал «скрепой, соединившей эпоху в одно целое». Оно — результат масштабной ломки традиционных норм жизни. Эта ломка не ввергла православных женщин в соревнование с мужчинами. Женщины-христианки остались нежными и мягкими, хорошими жёнами и матерями, согревающими и оберегающими семейный очаг. Но сегодня многие из них реализуются ещё и в профессии: доминируют во многих видах искусства, проявляют себя в науке, успешно управляют бизнесом, занимают высокие посты в хозяйственных организациях, общественных и государственных структурах, правительстве России.

        За века, проведённые в молитвах и трудах, в ежедневном духовном подвиге, две сущности женщины-христианки, представленные в Евангелии Марфой и Марией, слились в одно целое, возник современный тип русской православной женщины.

        Именно такие женщины объединились для консолидации работы в духовно-просветительской, культурной, благотворительной и иной общественно полезной деятельности, оказания помощи школе в воспитании подростков в духе традиционных православных ценностей, оказания помощи детям, малоимущим матерям-одиночкам, социально незащищенным членам общества.

        Среди других целей СПЖР — борьба с предупреждением абортов, против распространения табакокурения, пьянства, наркомании, защита прав женщин. В Союз вошли более 100 общественных организаций из разных регионов России. В составе совета заместитель начальника департамента аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦФО М. Н. Белогубова, глава попечительского совета программы Центра национальной славы «Святость материнства» Наталья Якунина, вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, актриса Екатерина Васильева; журналист С. Н. Тягачева, благодаря которой началось активное возрождение древнего Спасо-Влахернского монастыря; президент Межрегионального благотворительного фонда помощи заключенным М. В. Каннабих; председатель Женского конгресса Татьяна Черторицкая, председатель Координационного совета женских благотворительных организаций РПЦ инокиня Ольга (Гобзева), матушка Юлия Сысоева и другие. Руководителями Союза стали председатель Женского православно-исторического общества, кандидат исторических наук Г. В. Ананьина и кандидат исторических наук Н. Б. Жукова.

        Заседание секции «Женская святость и подвижничество на Руси: прошлое и настоящее» в Свято-Даниловом монастыре открыла Н. Б. Жукова, призвав присутствующих не только отдать дань великим подвижницам прошлого и настоящего, но и вносить конкретные предложения по улучшению работы Союза.

        «Мы должны отличаться от других организаций, которые соберутся, поговорят, а людям пользы никакой. Мы должны предъявлять конкретные результаты нашей работы», — сказала Жукова.

        Над участниками секции незримо реял образ правительницы Руси княгини Ольги и других женщин-святых с этим же именем. О. В. Гаврилова, председатель Общества святой равноапостольной княгини Ольги, открыла прекрасный внутренний мир царевны-страстотерпицы Ольги, дочери последнего российского государя. Продолжила «ольгиану» М. В. Подлесная, младший научный сотрудник Института социологии РАН в докладе «Деяния дочери императора Николая I в Штутгарте», посвящённом жизненному подвигу ещё одной замечательной Ольги. В 1846 г. она вышла замуж за вюртембергского принца Карла. Ольга начала постройку русской церкви святителя Николая в центре Штутгарта, его освятили в 1895 г. Она же построила первую педиатрическую клинику в Штутгарте — «госпиталь Ольги» (Olgahospital) и больницу для взрослых, существующие и поныне; основала женскую гимназию, Николаевское попечительское общество помощи слепым, благотворительную организацию сестер милосердия. Множество улиц в городах федеральной земли Баден-Вюртемберг носят её имя.

        В ходе работы обсуждались и животрепещущие проблемы современного общества, школы, семьи. Отчёт Председателя Женсовета Тираспольско-Дубосарской епархии, Председателя Республиканской общественной организации СПЖ Приднестровья Н. В. Устюковой (матушки Ольги) отличался конкретикой: накормили голодных почти на 2 млн руб., собрали вещи для малоимущих, помогли устроить в садик столько-то детей и т. п. Вот где настоящие подвижницы наших дней! Доклад С. Г. Куликовой, заместителя начальника кафедры теории и истории государства и права Московского областного филиала Московского университета МВД России «Образ жены и матери в представлениях российских консерваторов второй половины XIX — начала ХХ вв.», был посвящён причинам и следствиям «преступлений против союза брачного». Её выступление побудило и других участников семинара высказаться «о наболевшем» и внести предложения о методах оказания быстрой и эффективной помощи попавшим в беду женщинам и детям, по той или иной причине оказавшимся без кормильца. Обобщающий все заявленные на секции темы доклад сделала Г. В. Ананьина.

        По итогам работы секции была принята резолюция, где есть слова: «Наши соотечественницы, чьи имена предваряются словом «святая» и чьи лики взирают на нас с православных икон, не только окружены ореолом святости, Мы обращаемся к ним в настоящее время в скорбях и нуждах, учимся быть похожими на них. Особая категория наших соотечественниц — святые жены. Более 1000 лет мы возносим им молитвы, просим у них помощи, утешения, заступничества. Многие канонизированные святые князья Древней Руси вошли в Царство Божие в сопровождении своих жен (...). Канонизации удостаивались также матери, дочери и сестры православных святых. Мать преподобного Сергия Радонежского Мария, мать святого князя-мученика Михаила Тверского Ксения, мать патриарха Иова Пелагея Ржевская, дочь святого князя Александра Невского Евдокия, сестра святого Артемия Верховского Параскева и другие. Сегодня эти женщины должны стать примером для жён членов правительства России, губернаторов, депутатов законодательных органов всех уровней, вдохновлять их на активные благотворительные дела».

        Отдана в резолюции и дань памяти 1812 году, явившему настоящий расцвет русской благотворительности и милосердия, огромную роль в котором сыграли русские женщины.

        Неоценима роль женщин в возрождении духовного образования и воспитания, развитии социального служения, издательской деятельности сегодня. В резолюции дан наказ «пишущим женщинам — потрудиться и создать художественные произведения на основе «Жития православных святых женщин». Их девизом должны стать слова, сказанные Святейшим Патриархом: «Церковь, Отечество, весь мир ожидают сегодня активных действий верующих женщин, от которых зависит, найдет ли общество те духовные и нравственные основы, на которых только и возможна мирная и процветающая жизнь, или скатится на путь греха и саморазрушения. Пусть же будут для всех вас внятны слова Господа: «Дерзай, дщерь!»

        Наталья Лясковская

        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"