История знает примеры, когда нации, государства и целые цивилизации погибали не на поле боя и без применения по отношению к ним традиционного оружия. Достаточно было утратить свой цивилизационный код или позволить кому-либо — сверху или извне — его изменить.
Код этот содержится в традициях и ценностях народа, его вере, языке и письменности.
Глобализаторы поставили перед собой задачу — нанести удар по ценностям, вере языку и письменности народов Евразии и весьма в этом преуспевают. Особенно это касается языков и алфавитов, подвергающихся англификации и латинизации.
В частности, в социальных сетях растет количество вбросов на тему «целесообразности» латинизации русского (казахского, белорусского и т. п.) языка, поскольку это якобы позволит эффективнее модернизировать страну.
Не буду останавливаться на том, что модернизация совершенно не обязательно означает вестернизацию, отмечу лишь, что если российское руководство, в принципе, не реагирует на призывы разного рода провокаторов «модернизировать» русский язык, то лидеры некоторых стран СНГ, увы, заглотили наживку, похоже, не понимая, что латинизация традиционного алфавита — первый и серьезный шаг к украинизации (насильственной западнизации) своей страны. То есть к утрате своих цивилизационных евразийских оснований.
На Украине, напомню, в Раду давно внесет законопроект о переводе мовы на латинский алфавит. Решение о переходе к 2025 году на латинский алфавит принято, как утверждают казахские СМИ, и в Казахстане.
Не мое дело — критиковать руководство этой Республики, которое — если оно действительно намерено «европеизировать» или же «отуречить» казахскую письменность — наверняка руководствуется принципиально иными соображениями, чем Киев. И все же, в ситуации, когда руководство Казахстана — вот так, без всенародного обсуждения, без референдума — готово к смене важнейшего культурного основания своей державы, не могу не вспомнить историю Великой Орды, наследницей которой считает свою страну казахстанская элита.
Интересно, задумывался ли кто-то из нынешних сторонников латинизации казахского языка над вопросом о том, почему в 14-м столетии метрополия Орды (Ак-Орда) и северо-западная, вассальная её часть (Русь Московская) поменялись местами? А ведь события тех лет имеют прямое отношение к нашему времени.
Как началось падение Орды?
Захватив власть в Золотой Орде через убийство сына законного претендента на престол, хан Узбек принес кипчакам, исповедовавшим тенгрианство (единобожие по-тюркски), чужую для них веру — арабскую версию ислама (это произошло в 1320 году) и стал насаждать её силой. Лидеры ордынской аристократии заявили Узбеку: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры… и каким образом мы покинем закон и устав Чингиз-хана и перейдем в веру арабов?», — сообщает «Симеоновская летопись». Ответом Узбека стала казнь им 120-ти чингизидов. Узбек-хан отменил Яссу Чингис-хана и начал планомерную зачистку Орды от его наследия.
Приход к власти в тюркско-славянско-угорской Золотой Орде апологета арабской версии ислама стало прелюдией к последующей междоусобице и распаду Орды на несколько неравновеликих частей.
После смерти Узбека власть в Орде захватил его сын Джанибек, убивший при этом всех своих братьев, включая Тенибека — законного претендента на престол. А в 1357 году он сам был убит собственным сыном Бердибеком, который уже через два года тоже был убит и тоже собственным сыном Яндарбеком. Насилие, перманентные отце- и братоубийства и навязываемые коренным жителям Дешт-и-Кипчак арабско-хрезмские порядки предопределили разделение территории Великой Орды на все более паразитическую Белую Орду (Ак-Орду) с центром в Сарай-аль-Джедиде, чингизидовскую Синюю Орду с центром в Самарканде и ряд других ханств. В самой же Ак-Орде после убийства Бердибека начались внутренние междоусобицы, названные в русских летописях эпохой «Великой замятни».
За 20 лет междоусобицы от Бердибека до Тохтамыша в Ак-Орде сменилось 25 ханов. И каждый новый правитель, убивая конкурентов, пытался набрать ресурсы для собственного усиления на производящих территориях, усиливая давление на Русь и Киевское княжество, на Волжскую Булгарию, Северный Кавказ и государства Средней Азии. Разумеется, рост этого давления вызвал обратную реакцию — желание окраинных территорий вырваться из-под влияния все более жадных и жестоких правителей Орды.
Между тем, в тот самый год, когда в Ак-Орде началась «замятня», великим князем Московским стал сын Ивана Калиты Дмитрий (будущий Дмитрий Донской). Это, напомним, случилось в 1359 году (в зеркальности событий в Ак-Орде и на Руси есть своя логика), а уже в 1361 году Орда начала, образно говоря, сыпаться. Сначала от Орды откололся Хорезм, а Астрахань захватили черкесы. В 1362 году ак-ордынских ханов разбил в битве при Синих водах литовский князь Ольгерд, и он же в 1364 взял контролируемый Ордой Киев. Затем от метрополии попытался отделиться и Волжский Булгар.
Как поднялась Русь?
На Руси, тем временем, происходили прямо противоположные процессы. Со второй половины 14 века русские княжества, несмотря на внутренние конфликты, вошли в стадию подъема производительных сил — и сельского хозяйства, и городских ремесел, и торговых промыслов. Русь становилась все более сильной экономически, развиваясь за счет собственного производства и торговли с соседями, не грабя другие народы и не паразитируя на чужих ресурсах.
Причина этого восхождения — в росте национального самосознания, связанного с деятельностью митрополита Алексея, преподобного отца Сергия Радонежского и многих других духовных подвидников.
В 1374 году Сергий Радонежский стал духовником Дмитрия Донского, оплодотворив духовной силой растущую военно-политическую мощь Московского князя. В 1375 году Москва заключила союз на выгодных для себя условиях со своим извечным врагом Тверью. А в 1380-ом, как известно, объединенные силы русских разбили в сражении на Куликовом поле войска хана Мамая.
Но почему при потомках Узбек-хана начался упадок Орды, а на её северо-западной окраине (на Руси) в это же время стартовала новая держава? Что явилось толчком для запуска прямо противоположных процессов? И что помешало ак-ордынцам «перестроиться» для нового геополитического рывка?
Полагаю, что важнейшим фактором смены расстановки сил на севере Евразии стали русский язык и кириллическая письменность.
Напомню, что к моменту взлета Северо-восточной Руси Евангелие, после того как в 11 веке оно было написано на русском языке и КИРИЛЛИЦЕЙ, уже три века активно распространялось на всем пространстве Руси от Волыни до Новгорода и Ярославля. Евангелие с его кириллическим (упрощенным и более понятным, в сравнении с руницей и глаголицей) написанием было понятно и доступно почти всем, кто говорил на восточных диалектах славянского мегаязыка и был способен учиться грамоте.
К 14 веку православные тексты легко читались, тиражировались и пересказывались по всей Руси. Таким образом, Библия — в силу её доступности для простых смертных и аутентичности многим уже существовавшим на территории Руси культам, была для восточно-славянских, а затем и угорских крестьян не просто Священным писанием, но главной настольной книгой и сводом правил, определяющих не только духовную, но и бытовую, повседневную сторону жизни крестьянских общин.
По евангельским предписаниям строили свою жизнь и основатели многочисленных православных монастырей, возникающих и развивающихся как естественные общежитийные духовные центры и хозяйственные единицы в земледельческой и лесной части северо-западной Евразии. Кириллическое же написание священных текстов было важнейшим фактором русской идентичности — тщательно охраняемым и развиваемым в качестве важнейшего духовного феномена крепнущей нации.
Язык — главный фактор смены лидера в Евразии
В отличие от русских князей, Узбек-хан совершил серьезную ошибку: он навязал кипчакам (предкам современных казахов) ЧУЖДЫЕ им язык и веру. Продвигаемые им в Орде завезенные из Центральной Азии коранические тексты были написаны на арабском языке и АРАБСКОЙ ВЯЗЬЮ, чуждыми и не понятными преимущественно тюркскому населению Великой Степи. Полагаю, что именно по этой причине Коран и ислам не получили первоначально столь быстрого и широкого распространения у кочевых племен Евразии подобно тому, как Евангелие и православие укрепились и ширились в крестьянско-земледельческой и лесной части Византийской империи и Орды.
Соответственно, в то время как русские и православные люди, приобщаясь к библейским текстам, подвергались мощному и позитивному духовно-нравственному воздействию со стороны Священного писания, а клирики стремились устроить жизнь монастырских и крестьянских общин согласно установлениям Господа, в Ак-Орде, формально взявшей курс на арабские ислам и Коран, духовники не могли иметь такого влияния, какое они имели на Руси среди не понимающих язык новых священных текстов простых кипчаков.
Понятно, что Коран — не менее великая книга, чем Библия. Однако арабский ислам объективно не мог удержать единство племен Великой степи, а тем более — способствовать укреплению Золотой Орды, так как не соответствовал тысячелетнему укладу жизни кочевых народов Евразии, в течение многих веков исповедовавших культ Тенгри.
К концу 15 века русские княжества окончательно объединились в самое крупное и сильное государство Восточной Европы. Такова была мощь новой национальной идентичности, начавшейся с языка и конкретно — с кириллицы.
Золотая же Орда, напротив окончательно раскололась на десяток самостоятельных государств. Таковы результаты попытки её правителей изменить цивилизационный код кочевников через вторжение ханским указом в их язык и веру.
Проводя параллели с нашим временем, рискну утверждать, что кириллический алфавит — одно из важнейших оснований евразийской цивилизации, и его эрозия может стать началом конца Евразии. Что хорошо понимают недруги евразийской интеграции, подсовывающие народам России и бывшего СССР тезис о «преимуществах» латинизации их национальных языков.
По материалам RusNext.ru