Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2022
  • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
  • Алтайский край
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Еврейская автономная область
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Калининградская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Курганская область
  • Москва
  • Мурманская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Нижегородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пермский край
  • Республика Башкортостан
  • Республика Дагестан
  • Республика Калмыкия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Саха (Якутия)
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Санкт-Петербург
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Ставропольский край
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Тюменская область
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Челябинская область
  • Ярославская область
Русская жизнь
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2022
    • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    • Алтайский край
    • Архангельская область
    • Астраханская область
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • Владимирская область
    • Вологодская область
    • Воронежская область
    • Еврейская автономная область
    • Забайкальский край
    • Иркутская область
    • Калининградская область
    • Кемеровская область
    • Кировская область
    • Костромская область
    • Краснодарский край
    • Красноярский край
    • Курганская область
    • Москва
    • Мурманская область
    • Ненецкий автономный округ
    • Нижегородская область
    • Новосибирская область
    • Омская область
    • Оренбургская область
    • Орловская область
    • Пермский край
    • Республика Башкортостан
    • Республика Дагестан
    • Республика Калмыкия
    • Республика Коми
    • Республика Крым
    • Республика Саха (Якутия)
    • Рязанская область
    • Самарская область
    • Санкт-Петербург
    • Свердловская область
    • Смоленская область
    • Ставропольский край
    • Тверская область
    • Тульская область
    • Тюменская область
    • Ульяновская область
    • Хабаровский край
    • Челябинская область
    • Ярославская область
    Русская жизнь
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2022
      • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      • Алтайский край
      • Архангельская область
      • Астраханская область
      • Белгородская область
      • Брянская область
      • Владимирская область
      • Вологодская область
      • Воронежская область
      • Еврейская автономная область
      • Забайкальский край
      • Иркутская область
      • Калининградская область
      • Кемеровская область
      • Кировская область
      • Костромская область
      • Краснодарский край
      • Красноярский край
      • Курганская область
      • Москва
      • Мурманская область
      • Ненецкий автономный округ
      • Нижегородская область
      • Новосибирская область
      • Омская область
      • Оренбургская область
      • Орловская область
      • Пермский край
      • Республика Башкортостан
      • Республика Дагестан
      • Республика Калмыкия
      • Республика Коми
      • Республика Крым
      • Республика Саха (Якутия)
      • Рязанская область
      • Самарская область
      • Санкт-Петербург
      • Свердловская область
      • Смоленская область
      • Ставропольский край
      • Тверская область
      • Тульская область
      • Тюменская область
      • Ульяновская область
      • Хабаровский край
      • Челябинская область
      • Ярославская область
      Русская жизнь
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2022
          • Назад
          • Соборы 1993-2022
          • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
          • Назад
          • Регионы
          • Алтайский край
          • Архангельская область
          • Астраханская область
          • Белгородская область
          • Брянская область
          • Владимирская область
          • Вологодская область
          • Воронежская область
          • Еврейская автономная область
          • Забайкальский край
          • Иркутская область
          • Калининградская область
          • Кемеровская область
          • Кировская область
          • Костромская область
          • Краснодарский край
          • Красноярский край
          • Курганская область
          • Москва
          • Мурманская область
          • Ненецкий автономный округ
          • Нижегородская область
          • Новосибирская область
          • Омская область
          • Оренбургская область
          • Орловская область
          • Пермский край
          • Республика Башкортостан
          • Республика Дагестан
          • Республика Калмыкия
          • Республика Коми
          • Республика Крым
          • Республика Саха (Якутия)
          • Рязанская область
          • Самарская область
          • Санкт-Петербург
          • Свердловская область
          • Смоленская область
          • Ставропольский край
          • Тверская область
          • Тульская область
          • Тюменская область
          • Ульяновская область
          • Хабаровский край
          • Челябинская область
          • Ярославская область
        • Русская жизнь
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Культурно-просветительские центры: в поисках новых форматов эффективной работы

        Культурно-просветительские центры: в поисках новых форматов эффективной работы

        Культурно-просветительские центры: в поисках новых форматов эффективной работы

        В основу публикации положен доклад автора на заседании «Нижегородского клуба» в Нижегородской областной библиотеке при участии преподавателей и слушателей Нижегородской духовной семинарии.

        Сегодня многие эксперты говорят о том, что против России ведется новая мировая (цивилизационная) гибридная война. Думаю, не нужно объяснять почему это происходит и как. Скажу только, что главный удар глобальная олигархия очевидно наносит не по военным объектам, а по образу жизни и мысли нашего народа, а значит, по его вере.

        Напомню, что 2017 год стал годом организации в РФ целого ряда провокаций против Русской Православной Церкви и христианских ценностей. Это и попытка навязать ответственность РПЦ за государственное (!) решение о передаче в её распоряжение (не владение) Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Это и фильм «Матильда», и акции в защиту от православных «мракобесов» «гомоэротических» спектаклей Фабра в Эрмитаже и Серебренникова в Гоголь-центре, и много чего еще.

        РПЦ  при поддержке гражданского общества, в том числе и Всемирного русского народного собора, смогла погасить негативный эффект от этих провокаций.  По этой причине в текущем году противники России и православия сосредоточили свои усилия на проекте «Томос» на Украине - попытках подменить в этой стране УПЦ Московского патриархата созданием как бы новой автокефальной украинской псевдоправославной церкви. Атакам со стороны экстремистов подверглись в этом году католикос Армянской апостольской церкви, сторонники и представители РПЦ и православных священников в Молдове, Беларуси и в самой России.

        Вчера в одной из социальных сетей я увидел пост: «Христианство – это то место, где первый обманщик встретился с первым дураком». (Под обманщиком, ясное дело, пользователь – некий «Рыжков» - понимает священников, а под дураком – верующих). И это тот тезис, который сегодня активно распространяют индивиды, считающие себя образованными и «продвинутыми» личностями. А между тем, высококультурный человек, даже если он далек от веры, не будет занимать негативной позиции по отношению, как минимум, к той церкви, которая является неотъемлемой частью культуры его народа.

        К сожалению, позиция примитивного хама по отношению к традиционным религиям представляется современным нигилистам некой доблестью. И, разумеется, Русская Православная Церковь в своей работе с паствой и обществом не может игнорировать то обстоятельство, что современному «массовому человеку» сегодня всеми силами навязываются культ Герострата и антихристианские установки. 

        Олигархические структуры делают все для того, чтобы лишить традиционные религии (православие в первую очередь) их роли основного нравственного регулятора общественных отношений. Эту роль, по мнению глобалистов, должен взять на себя «свободный» рынок. Соответственно, базисные (библейские) ценности должны быть заменены рефлексами потребления и интересами конкурентной борьбы за место у разного рода кормушек. Да и российский чиновник, увы, частенько косо смотрит на духовно-нравственное лидерство Русской Православной Церкви, полагая, что он (чиновник) должен распоряжаться в России всем, включая духовную и личную жизнь рядовых граждан.

        Вот это все мы должны иметь в виду, когда говорим о духовно-нравственной миссии православного сообщества на современном этапе.
        Мы не можем также игнорировать то обстоятельство, что в мире и в той же России существуют иные церкви и религии – и у каждой своя духовная миссия, своя этика, свой самобытный духовно-нравственный кодекс.

        Другое дело – культурно-просветительская роль Русской Православной Церкви, её общекультурное и образовательное миссионерство.

        В отличие от духовно-нравственной миссии церкви, которую сегодня так или иначе стремятся заблокировать самые разные силы, пока никто не вправе отказать Русской Православной Церкви в исполнении ею культурно-просветительской миссии, равно как в исполнении роли, например, института социальной помощи верующим, больным, инвалидам, малообеспеченным людям и т.п. Глупо отрицать тот факт, что образовывать и просвещать, например, молодежь, это благое дело. Но в чем специфика культурно-просветительской деятельности Русской Православной Церкви в современной России, и какова методология этой работы?

        Полагаю, что культурно-просветительскую деятельность какой-либо церкви следует отличать от её имманентной духообразующей миссии – давать людям веру и религиозное знание, проповедовать слово Божье. Любая церковная проповедь обращена, в первую очередь, к верующим людям, но мы говорим сегодня о той культурно-просветительской деятельности (КПД), которая обращена к обществу, то есть к людям не обязательно верующим и, прежде всего, не верующим.

        Русская Православная Церковь не может позволить себе превратиться в «церковь транзита», а потому в нынешний «переходный» для России период должна разобраться в самой себе и укрепиться, в первую очередь, для самой себя. В том числе, ответив на огромное количество вопросов, связанных, в том числе и с культурной самоидентификацией: что такое русская и российская культуры сегодня, в 21 веке? Каковы основания, сущностные черты и границы этих культур? И подразумевает ли культурно-просветительская миссия РПЦ её право давать оценки тому или иному культурному продукту, а также государственной культурной политике в РФ как таковой?

        Может ли быть у священнослужителей РПЦ не только церковная, но и гражданская позиция хотя бы в вопросах культуры (если церковь отделена от государства), затрагивающих интересы русского народа и российского народного большинства?

        Несколько лет назад митрополит Новосибирский и Бердский Тихон дал негативную оценку постановке оперы «Тангейзер» на сцене Новосибирского театра оперы и балета – и вызвал бурю негодования со стороны представителей так называемого «креативного класса», точнее – той части нашего общества, которая монополизировала понятия «креатив» и «творчество». Между тем, митрополит Тихон (и лично я в этом не сомневаюсь) – не менее творческий человек, чем бывший директор названного театра, и не меньший гражданин, чем среднестатистический представитель «креативной» части российской театральной общественности.

        Думаю, что образцом православного и одновременно – общественного деятеля и просветителя является сегодня Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. В ситуации, когда Русская Церковь до сих пор - структура нон-грата на многих телеканалах, где, как известно, властвует попса и почти нет места как русской культуре, так и национальным культурам других народов России, Патриарх Кирилл принял участие в создании, а теперь активно поддерживает негосударственный православный телеканал «Спас». Русская Православная Церковь  сегодня во многом дистанциирована  от многих крупных федеральных СМИ, даже государственных – и в такой ситуации Патриарх использует тот единственный ресурс общения с народом, который у него есть: он выступает с проповедями, причем выступает так, что почти каждая предлагаемая им тема выходит за рамки церковной и православной проблематики и затрагивает интересы всего российского общества. Патриарх Кирилл часто переводит разговор с позиции базисных христианских ценностей на понятный большинству граждан России светский язык.

        Вот, к примеру, его проповедь от 9 октября 2011 года за Божественной литургией на центральной площади (!) Кишинева, где он говорил о таком явлении, как страх. С одной стороны, он говорил о том страхе, который нарастает сегодня в потребительском обществе, но приводил в пример Иоанна Богослова, который был до конца с Иисусом на Голгофе и преодолел страх, потому что Господь был в его сердце. Или знаменитая проповедь Патриарха в Храме Христа Спасителя 21 ноября 2017 года о конце света. Разумеется, святейший имел в виду не только библейский Апокалипсис, но и ту всечеловеческую катастрофу нравов, которая сегодня разворачивается на наших глазах.

        Многие антицерковные журналисты избрали Святейшего Патриарха для своих нападок, приписывая ему несуществующие пороки, игнорируют его высказывания и посмеиваются над ними, но Предстоятель РПЦ с завидным терпением и смирением продолжает напрямую говорить с народом на самые актуальные для людей темы.

        Пожалуй, никто в нашей стране не произносит таких ярких, абсолютно точных с позиций православной этики и вместе с тем высокофилософских речей, как Патриарх Кирилл – один из самых глубоких российских мыслителей нашего времени.

        Среди священноначалия Русской Церкви также много незаурядных людей. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов), Председатель патриаршего совета по культуре и митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеймон, митрополит Самарский и Тольятинский Сергий, митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, митрополит Тюменский и Тобольский Димитрий и многие другие митрополиты, архиереи и представители РПЦ - всё это выдающиеся интеллектуалы и лидеры не только Русской Православной Церкви, но и российского общества, не выпячивающие свое «я», подобно большинству отечественных политиков.

        Я назвал сейчас только тех, с кем знаком лично. И я не сомневаюсь, что таким же выдающимся гражданином России был митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), о жизни и творчестве которого мы говорим сегодня. Я уверен также, что к числу выдающихся мыслителей и граждан России относится и нынешний митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

        К сожалению, проповеди, мнения и поступки выдающихся  служителей Церкви часто остаются вне поля зрения широкой светской общественности и молодежи. (Не секрет, что они замалчиваются нашими либеральными СМИ и не могут пробиться к людям сквозь толщу дегенеративных социальных сетей, чиновной ревности и олигархических интриг). И, к сожалению, и само православное сообщество не до конца вышло из  катакомбного состояния мировоззренчески (все-таки пресс советского сверхгосударства был чрезвычайно силен) при всей той активной хозяйственной, социальной, духовной и культурной деятельности, которую мы наблюдаем сегодня.

        В годы советской власти, серьезно образовавшей, но, вместе с тем, чрезвычайно маргинализовавшей, в первую очередь, русский этнос, именно Церковь сохранила ведущие основания русской (в широком смысле) национальной культуры – дух, традиции, храмы, иконы, имена, древние книги, исторические документы и артефакты. И вся эта культурная деятельность осуществлялась фактически в режиме сопротивления деструктивным силам внутри советского государства.

        Инерция адаптации к этому давлению заставляет религиозное сообщество и теперь (это мое личное мнение) прислушиваться больше к позиции части правящего класса, нежели народного большинства… Разумеется, нужно рассматривать государство как партнера. Но главным партнером все же должен быть народ.

        Мы не ответим себе на вопрос – с чем идти к светским людям, если не будем четко представлять СМЫСЛ культурно-просветительской работы православного сообщества на данном этапе.

        Сегодня, когда возможности для диалога велики как никогда, смысл работы с населением заключается в том, чтобы объединять народ. Это особенно важно на фоне попыток расколоть и дестабилизировать общество, противопоставляя «красному проекту» проект «белый» или «черно-бело-желтый».

        Недавно я посетил один из крупнейших российских регионов Сибири.На обширной территории  имеется всего несколько небольших храмов и  монастырей, вокруг которых  практически нет молодежи. Сил же полутора десятков священнослужителей в каждой из монастырских общин хватает сегодня только на то, чтобы поддерживать обители в надлежащем состоянии; но даже в таком положении православные священники – единственная в регионе общность, которая занимается духовным и нравственным просвещением молодежи, поскольку даже преподаватели вузов здесь давно подсели на зарубежные гранты и сеют в студенческих аудиториях уже не столько «доброе и вечное», сколько разлагающий российскую молодежь заимствованный глобалистский и потребительский контент.

        С учетом этих и многих других обстоятельств сегодня, как никогда, важно работать с элитами (вот где сегодня скопление грехов и заблуждений!) и государственными структурами – и не с подчиненных позиций, но с позиций духовной, нравственной и гражданской самодостаточности и суверенности. 
         Вся же культурно-просветительская и иная работа Русской Православной Церкви с населением страны должна, как я полагаю, исходить из того постулата, что основной субъект истории – это народ, а не элиты.

        Народ – это константа. Применительно к России это должны быть русский этнос и российский народ в целом.

        Но как сделать так, чтобы содействовать формированию в нашей стране не только российской и русской социокультурных идентичностей, но и субъектностей российского народа и русского? Как не утратить связь Русской церкви с русскими людьми, помочь им в нынешней ситуации развязанного Западом против русских геноцида, но в то же время не быть обвиненной в каком-то национализме?

        Мой ответ такой: 

        А) нужна новая, не столько национальная, сколько цивилизационная (то есть наднациональная и вместе с тем не имперская) методология работы с людьми (цивилизационный подход),

        Б) нужны новые, адекватные и современные форматы культурно-просветительской  работы православного сообщества с элитами и населением.

        Прежде чем перейти к описанию методологии и новых форматов культурно-просветительской деятельности с населением России, подытожу размышления об основных смыслах этой деятельности.

        С моей точки зрения, эти смыслы таковы:

        не разъединять людей, продвигая в обществе какую-то идеологическую линию, но объединять их вокруг базисных ценностей и отношения к России как к стране-цивилизации,

        не преклоняться перед элитами, но влиять на них в интересах православных верующих и народного большинства, быть, образно говоря, не на стороне силы, но на стороне правды и справедливости;

        считать главным своим партнером и мерилом всего российский народ.

        Перейду к теме форматов работы со светской аудиторией.

        С моей точки зрения, главным таким форматом в российском обществе исторически стал Всемирный русский народный собор (ВРНС).

        В этом году исполняется 25 лет со дня основания ВРНС как светской международной общественной организации.

        Напомню, что Собор был создан в мае 1993 года в момент серьезного раскола российского общества на два лагеря и с тех пор остается самой масштабной и, пожалуй, единственной в России публичной площадкой, на которой раз в год собираются представители всех традиционных религий России, всех парламентских партий, различных органов власти и общественных организаций. 

        Роль Собора в сохранении единения государства и общества, власти и народа сложно переоценить. В том числе и потому, что он проводит не узконациональную, но широкую цивилизационную линию, позволяющую объединять различные российские этносы, конфессии, социальные, поколенческие и политические группы вокруг обсуждения общих для всех граждан РФ тем. Но знаете ли вы, что ВРНС возглавляет Предстоятель Русской Православной Церкви? Кто из вас помнит девиз ВРНС – «призванный объединять»? Кто читал и изучал доклады Святейшего Патриарха на этом Соборе? Знаете ли вы, когда состоится очередной Собор, и каким он будет по счету? Посещаете ли вы сайт ВРНС? Какова миссия Собора?

        Тем, у кого нет ответов на заданные мной вопросы, напомню, что Патриарх Кирилл, начиная, как минимум, с XV-го Собора (2011 г.), практически каждый свой доклад на Соборах в Храме Христа Спасителя посвящал теме особенностей русско-российской цивилизации: 2011 год (XV ВРНС) – «Базисные ценности – основа единства народов», 2013 год (XVII ВРНС) – «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа», 2016 год (XX ВРНС) – «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» и т.д.

        Замечу, что во многом благодаря последовательной и ясной концептуальной позиции ВРНС и лично его главы цивилизационный подход стал ведущим в отечественных гуманитарных науках, а в мае с.г. по инициативе Экспертного совета ВРНС была конституирована так называемая Российская (русская) цивилизационная школа – инициативное сообщество ученых, занимающихся цивилизационными исследованиями в духе интеллектуальной традиции, которая проявилась в русской философии как ключевая почти два столетия назад.

        ВРНС организует соборные чтения по разным тематикам, проводит конференции и круглые столы, фестивали русской идентичности и различные культурные молодежные акции. Так, при активном участии Экспертного центра Собора летом этого года в Ульяновске была проведена встреча молодых лидеров стран БРИКС, на которой её участниками был принят проект  «Антропологической  хартии", который продолжает обсуждаться на других экспертных площадках.

        С целью организации и проведения различных культурно-просветительских акций при ВРНС – помимо Экспертного центра – работают также Правозащитный центр и Дискуссионный клуб.

        По моему мнению, наиболее эффективным форматом воспитательной и просветительской работы с населением и молодежью является создание различных культурно-просветительских центров в российских регионах (это я уже говорю о следующем формате работы со светской молодежью). Эталон подобных центров, с моей точки зрения, – культурно-исторический центр «Успенский» при Свято-Успенском мужском монастыре Красноярского края. (https://vk.com/kicuspensky).

        Главная миссия КИЦ «Успенский» - развитие на территории края ценностей традиционной российской культуры, создание условий для формирования у жителей нравственных, духовных и эстетических идеалов. Формирование таких центров позволяет сочетать церковные и светские методы работы, объединять верующим и не верующим патриотам России свои усилия и ресурсы. 

        У вас в Нижнем Новгороде, насколько я знаю, активно работает православный культурно-просветительский центр «Никольский». И таких центров по стране – десятки. Называются они по-разному: как правило, культурно-просветительскими, культурно-досуговыми, духовно-просветительскими, культурно-историческими и т.п. центрами. Соответственно, отличаются они и по функционалу. Но я в данном случае имею в виду именно культурно-просветительские центры, как базовый формат, задачами которого является, в том числе, активная работа со светской молодежью, «выход православного сообщества  в народ».

        Об авторе: Владимир Лепехин, руководитель Дискуссионного центра ВРНС, Председатель Совета директоров Института ЕАЭС

        Диакония.ru/Патриархия.ru
        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"