Чемпионаты мира и олимпиады, благодаря своему масштабу и всеохватности, являются благодатной почвой для разнообразных политических заявлений. Объявление бойкота или оглашение какого-нибудь тезиса в контексте спортивных соревнований обязательно попадает на первые полосы мировых СМИ и вызывает большой общественный резонанс.
Критика того, что спортивные соревнования зачастую должны оглядываться на политику, звучала и ранее. В 80-е две сверхдержавы — СССР и США — обменялись взаимным бойкотированием проходящих на их территориях Олимпийских игр. Самым ярким примером того, как спорт страдает от политических причин, можно считать Летние Олимпийские игры 2008 года в Пекине. На которые вообще мало кто обратил внимание, потому что именно в этот период президент Грузии решил устроить блицкриг по завоеванию Южной Осетии и Абхазии.
Евро 2012 не стало исключением из правил. Над принимающей чемпионат Украиной некоторое время висела угроза официального бойкота из-за тюремного заключения экс-премьера Тимошенко, но всё закончилось сравнительно благополучно — избирательным отказом некоторых представителей ЕС посещать украинскую часть мероприятия.
Соседнюю Польшу, вторую хозяйку Евро 2012, никто бойкотировать не собирался. Однако градус политики в футболе не имел, пожалуй, себе равных. Если ещё точнее, главным вопросом Евро 2012 для Польши стало — как сыграет национальная сборная с командой из России, и что делать с русскими вообще? Футбол, как таковой, был решительно отодвинут на задний план, а в фокусе оказалось всё остальное — геополитика, амбиции, исторические обиды, комплексы, конспирология и апокалипсические прогнозы. Что говорить, если матч Польша-Россия предпочитали описывать терминами, более подходящими для театра военных действий, футболистов польской сборной массово изображали в военной форме с саблями наголо, а сама игра сравнивалась с русско-польским сражением на Висле.
Изучать посвящённые футболу публикации в польской периодике — сущее удовольствие. Судя по ним, внимание всей Польши приковано к визиту русских болельщиков, которые по мнению многих польских обозревателей представляют собой что-то среднее между монгольской ордой и марсианами, мотивы которых неизвестны, но вызывают огромную тревогу.
Правые СМИ вполне серьёзно сообщают о том, что приезжающие в Польшу русские — все как один переодетые бойцы спецподразделений, специально доставленные из Сибири. Некие «источники» уверяют, что существуют достоверные сведения о том, что офицеры организованно переодевались в гражданское и упорядоченно садились в поезда на Белорусском вокзале. Другие отряды военных под прикрытием выдвигались в Польшу самолётами — тут обозреватели многозначительно упоминают имевшее место распоряжение президента Путина, согласно которому «Аэрофлот» перевозит болельщиков при наличии билета на матч бесплатно. Это обстоятельство позволяет представить поездку фанатов как вероломную спецоперацию... с неизвестными целями. Поскольку придумать убедительную задачу для заброски такого количества диверсантов сложно, в обиход была пущена следующая версия.
Поскольку из окон гостиницы, где разместилась российская сборная, видна площадь перед президентским дворцом с установленным в память о погибшем Лехе Качинском крестом, то демонический замысел заброшенных в Польшу русских диверсантов состоит в издевательском запуске бумажных самолётов в эту сторону. Тем самым будет нанесён страшный удар по чувству гордости польского народа, а сборная Польши будет морально травмирована и утратит командный дух. Судя по всему, именно по этой причине у гостиницы дежурили лица, уверенные в преднамеренном убийстве польского президента. И, надо отметить, во время этого дежурства старались погромче шуметь, чтобы максимально ухудшить отдых российской сборной.
Gazeta Wrocławska сообщает о том, что по отношению к российским болельщикам разрабатывались особые меры, по оперативной их доставке в расположенный подальше кемпинг или вообще, сразу к поездам. Чтобы русские проводили как можно меньше времени на территории Польши. Авторов у плана вроде бы нет, и такие меры в действительности не обнаружились, однако общий настрой и посыл читателям очевидны — «русские идут!». А место проживания русских болельщиков уже окрестили «русским анклавом в Польше».
Бывало и так, что сама атмосфера нагнетённой напряженности создавала прецеденты из совершенно незначительных вещей. Сотрудник польского посольства в Москве Ярослав Ксёнжек встречался с российскими журналистами. Одним из затронутых вопросов было отношение польских правоохранительных органов к советской символике. Ксёнжек отметил, что законом это не запрещено, однако у некоторых представителей старшего поколения могут быть свои негативные ассоциации. Тем не менее, на пустом месте родилась «сенсация» — дескать, польские власти обещают арестовывать всех с советской символикой. Будучи растиражированной, такая информация дала реакцию — мало кто из русских болельщиков поехал в Польшу без ушанки с красной звездой, балалайки, будённовки или иного атрибута.
В свою очередь, в Польше возникло огромное беспокойство о том, что таким образом одетые болельщики едут выражать имперские амбиции, провоцировать поляков, всячески оскорблять национальное достоинство и заново порабощать Польшу, а в периодике развернулась полемика о роли коммунизма в контексте чемпионата. Полемика, впрочем, приводит к «неожиданным» открытиям — Rzeczpospolita констатирует, что пора признать очевидное — проблема у Польши не с коммунизмом, а с Россией. Которая успешно продвигает свою символику «навязывая собственный исторический нарратив странам, неспособным дать свой ответ». Влияние «коллективного бессознательного» оказалось настолько велико, что телеканал TVP1 проиллюстрировал сюжет о матче России и Польши флагами Польши и... СССР.
Самым сложным для восприятия польской общественностью фактом стал марш российских болельщиков. Губернатор Мазовия Яцек Козловский заявил, что марш русских очень выгоден с точки зрения безопасности, поскольку полиции будет легче защитить компактную группу россиян. Националистическая партия Право и Справедливость (PiS) выступила категорически против проведения марша «лиц, угрожающих безопасности варшавян», а если марш всё же проводить — то с утроенными подразделениями полиции, бдительно следящими за русскими.
Бывший посол Польши в России Чосек признал, что матч Россия-Польша и марш болельщиков превращается в чисто политический вопрос, но нашёл оправдание последнему событию, сообщив о том, можно считать марш приуроченным к дате развала СССР, что было для «поляков не так уж и плохо». Советник президента Бронислава Коморовского Томаш Налеч призвал поляков отметить с русскими это «замечательное событие».
Существуют, разумеется, здравые и вызывающее уважение голоса. Издания Вроцлава призывают «не бояться русских» и радоваться тому, что Вроцлаву «посчастливилось стать организатором праздника для потомков Чеха, Леха и Руса, разошедшихся много веков назад в разные стороны». Но такие непривычно миролюбивые заявления теряются на общем фоне. Даже в тех случаях, когда обозреватели пытаются честно отделить зёрна от плевел, происходит лишь замена большего мифа на меньший. Так, высмеивая предположение о тысячах переодетых в буденовки спецназовцев, комментаторы поясняют — причин для паники нет, количество сотрудников русских спецслужб среди болельщиков не будет превышать нормы, которая обычно выделяется для контроля за поведения россиян в заграничных поездках.
Вряд ли разумно взваливать вину на столкновения польских и русских фанатов на польских каких-то хулиганов, как это пытаются сделать польские власти. Учитывая общий эмоциональный фон в Польше — такое нападение лишь следствие повседневного мистического ужаса перед русскими, который стабильно нагнетается польскими СМИ.
Александр Вишняков
Кто устроил «футбольную войну» в Варшаве?
Кто устроил «футбольную войну» в Варшаве?