Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2020
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
Русская жизнь
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2020
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    Русская жизнь
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2020
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      Русская жизнь
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2020
          • Назад
          • Соборы 1993-2020
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
        • Русская жизнь
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Кто и зачем намерен заменить русский народ «российской нацией»

        Кто и зачем намерен заменить русский народ «российской нацией»

        Кто и зачем намерен заменить русский народ «российской нацией»

        Миграционный кризис в Европе, события в Фергюсоне (США) и откровенная поддержка Западом нацистов на Украине, в Турции и ряде других стран свидетельствуют о том, что копирование многонациональной Россией зарубежных схем в области национальной политики может привести к серьезным потрясениям. Отсюда — нарастающее понимание, что у РФ должен быть свой собственный путь решения межэтнических проблем, и на этом пути важно не угодить в разного рода ловушки.

        В последнее время, в контексте усиленно стимулируемой извне русофобии все чаще и, как правило, в откровенно популистских форматах в российских СМИ и, особенно, в социальных сетях противопоставляются две крайние точки зрения на так называемый «русский вопрос».

        В частности, пару недель назад Владимир Жириновский потребовал отставки директора телеканала «Матч ТВ» Тины Каделаки за якобы антирусские высказывания последней. Полагаю, что это и есть тот случай, когда русофобской позиции были противопоставлены не компетентное мнение и гражданский протест, а другая крайность и одинокий голос отдельно взятого политика.

        В итоге мы имеем гипертрофированную «защиту» русского народа, оказывающуюся на деле медвежьей услугой русским. С другой стороны, сама эта услуга — следствие пренебрежительного отношения к «русскому вопросу» некоторых недалеких чиновников, этнологов и журналистов.

        Полагаю, что в нынешней ситуации в России этот вопрос, вне всякого сомнения, нуждается в самом компетентном обсуждении. Для начала важно осознать, что сегодня в России (при поддержке зарубежных «специалистов») активно утверждается точка зрения, согласно которой в РФ формируется так называемый «российский этнос», подобно тому, как в свое время сформировалась «американская нация», и такой подход (формирование «гражданской нации» россиян) якобы решит национальный вопрос в России раз и навсегда.

        В действительности подобный подход лишает российские народы и диаспоры (всего их в РФ — более двухсот) права на идентичность и не только не решает национальный вопрос в России, но, напротив, противопоставляет эти народы друг другу и, прежде всего, русскому.

        Подмена национальных статусов статусом новой, российской «нации» воспринимается любым российским народом как вызов и рождает ответную крайность — бегство представителей одних народов в «Исламское государство» и уход в глухую оппозицию власти других. Более того, мы видим, чем обернулось стремление отдельных проамериканских персонажей заявить о формировании единой «гражданской нации», например, на Украине.

        Понятно, что для России не годится американская схема, и сегодня нужно назвать вещи своими именами, объявив попытки навязать многонациональному народу РФ американскую этномодель ничем иным, как подрывной акцией, направленной на разрушение в России межнационального мира.

        На самом деле, народы русский и российский — не тождество: русский народ — нация, а российский — нет. Это разные общности со своими особенными и конкретными правовыми, культурными и иными характеристиками. Но одновременно они представляют собой нерасторжимое единство, в котором нет того, кто равнее.

        Российский народ — совокупность проживаемых в России народов и наций, включая русскую. Статус российского народа закреплен Конституцией страны косвенно — как «многонационального народа» (см. Преамбулу и ст. 3 Конституции РФ). Особый статус русского народа также закреплен в Конституции РФ — и тоже косвенно: например, в статье 68 (государственный язык — русский), статье 70 (государственная символика на основе русской символики и столица — Москва) и статье 75 (денежная единица — рубль).

        Так вот: в силу терминологической и правовой недоопределенности понятий «российский народ» и «русский народ», в реальной жизни возникают различные напряженности. К примеру, в конституциях некоторых республик русский язык теряет статус родного языка. Ну, а в тех или иных СМИ (пример Канделаки здесь типичен) превалирует стремление продвигать интересы и культуру некой «российской нации» — но только не русской. При этом сторонники американизации россиян почему-то считают, что если в Конституции РФ сказано «многонациональный народ», стало быть, нет в России никакого другого народа, кроме российского.

        В свою очередь, их оппонентам — по этой же, видимо, причине — кажется, что русский народ несправедливо ущемлен. Тем более что статусы некоторых других народов в составе российского (в отличие от народа русского) закреплены в Конституции РФ напрямую — через фиксацию в статьях 65–69 прав национальных республик.

        Названная проблема усугубляется тем, что размытость статусов названных общностей воспроизводится не только на уровне обыденного сознания, но и в концептах, выносимых на обсуждение органов власти. К примеру, директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков в своих трудах и «записках в инстанции» усиленно проталкивает понятие «российская нация». В частности, в статье «О российском народе и национальной идентичности в России» он — переиначивая слова президента РФ из Послания Федеральному Собранию — называет народ России «российской нацией», а противников этой формулы «сторонниками этнического национализма», причисляя к ним, прежде всего, представителей «доминирующего народа — русских».

        Фактически, Тишков сначала объявляет русских «доминирующим народом», а затем обвиняет его в национализме. И вот здесь мы имеем дело уже не только с антинаучной, но и с явно антироссийской и русофобской позицией, с ловушкой, в которую уже угодили не только некоторые российские журналисты, но также политики и чиновники.

        В действительности же нет в нашей стране «российской НАЦИИ» и быть не может — если только не нивелировать в ней русскую, татарскую, чувашскую, чеченскую и все другие нации в составе российского народа.

        Все нации и народы (их иногда называют также этносами и народностями, что, с моей точки зрения, ближе к казуистике, чем к научным определениям) внутри российского народа априори равны, хотя их статусы, как я уже отметил, либо закреплены в Конституции РФ по-разному, либо не закреплены вовсе. Данный факт требует дальнейшего совершенствования нормативной базы межнациональных отношений, однако же наличие правовых недоработок не означает, что кто-то из этнологов или политиков должен реагировать на них самым неадекватным образом.

        Известно, что характерные особенности любого народа связаны с категорией «идентичность». В свою очередь, идентичности — это такие свойства, которые, проистекая из сущностей того или иного народа, определяют его базовые признаки и ценности.

        Главный сущностно-отличительный признак любого народа — его язык.

        Помимо русского языка и характерного написания — кириллицы, важнейшей самобытной чертой русского народа является православная культура, под которой понимаются не только православная вера и соответствующие религиозные обряды, традиции и праздники (например, массовое празднование Пасхи и Рождества Христова), но также характерная православная архитектура, иконопись, орнаменты и масса других социокультурных феноменов.

        Русская идентичность определяется также целой совокупностью черт, свойственных русской географии (обширное пространство), русскому экономическому (земледельческому) укладу, русской светской культуре (литература, театр, балет, кухня и проч.), а также русскому цивилизационному архетипу (ненасильственность, стремление к суверенитету и т. п.).

        Еще одна определяющая русскую идентичность черта — это насыщенная событиями мирового значения тысячелетняя история Руси-России-СССР, включающая такие эпохальные события, как освоение Сибири, победа над фашизмом, выход в космос или освоение Арктики.

        Сущностным признаком русскости пока еще остается (хотя в гораздо меньшей степени, чем еще сто лет назад) славянство — как особое отношение к этнически близким народам.

        В свою очередь, особенности российского народа (определяющие его идентичности) проистекают, прежде всего, из его полиэтничности и поликонфессиональности. А потому важнейшими составляющими российскости являются культуры традиционных для России конфессий и интернационализм как одна из базовых ценностей российского народа.

        Идентичности современного народа России — это также то, что перешло нам в наследство от «советского народа», к счастью, не ставшего «советской нацией». От него россиянам достались не только празднование Великой Победы и, к примеру, Большое советское кино, но также технократическое сознание значительной части населения и уважение к фундаментальной науке.

        Формально россияне — это граждане РФ, хотя не все русские являются гражданами России, а с другой стороны — не все граждане РФ идентифицируют себя с российским народом как таковым. Следовательно, важно учесть, что юридические статусы народов России могут не совпадать с их реальными идентичностями. Отсюда — стремление ввести в обиход понятие «Русский мир», что связано не с желанием русских навязать нерусским свою формулу национального бытия, а попросту с необходимостью вместить в какие-то конкретные пределы те русские идентичности, которые не вмещаются в понятие «гражданин РФ».

        Таким образом, понимание подлинных объемов русского и российского возможно только в том случае, если вести речь о культуре — в самом широком смысле этого слова. Соответственно, главной объединяющей рамкой русского и российского являются не столько границы Российской Федерации, сколько социокультурные горизонты российской ЦИВИЛИЗАЦИИ, не противопоставляющей, по утверждению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, но объединяющей народы.

        В этом смысле не дай Бог нам закрепить — юридически и идеологически — по сути, русофобское, татарофобское, калмыкофобское и т. п. понятие «российская нация», в силу чего в РФ может быть нарушен межнациональный мир. А вот категория «российская цивилизация» должна получить соответствующее оформление и закрепление на всех уровнях, включая конкретные правовые акты. Уж поскольку это понятие означает тысячелетнюю целостность самоопределившихся культурно, этнически и конфессионально равноправных российских народов.

        За этим понятием стоит единство трех трансрегиональных субцивилизаций — восточно-славянской (русской, земледельческой, лесостепной), тюркской (скотоводческой, кочевой) и финно-угорской (лесной), тысячелетиями развивавшихся во взаимообогащающем единстве. И сегодня важно, чтобы это единство не разрушили ни прозападные этнологи, ни чрезмерные защитники любого, отдельно взятого народа.

        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"