Крымская война (1853-1856): региональная или мировая? Борьба за ценности Православия
Середина XIX в. — один из самых непростых и неоднозначно оцениваемых периодов в мировой истории: это бесконечные революционные процессы, рост национального самосознания и национальных движений, борьба за создание единых национальных независимых государств, соперническая борьба Англии и Франции за мировое политическое и экономическое господство и утверждение в мировой политике идей реваншизма.
Одной из серьезнейших проблем международных отношений в первой половине XIX века стал вопрос о присутствии христианских стран на Святой Земле и в Святых местах, об обеспечении безопасности христианских паломников и борьба за сохранение и охрану христианских ценностей и христианского наследия. Решать этот вопрос Российская империя во главе с императором Николаем I и его дипломатической службой пытались на протяжении всего периода его царствования.
Начавшаяся в июне 1853 г. из-за религиозно-политических противоречий с разрыва дипломатических отношений между Россией и Османской империей и продолжавшаяся до заключения мира в Париже в марте 1856 г. (между Россией, Турцией, Англией, Францией и Сардинией, при представительстве министров Австрии и Пруссии), большая европейская война, которую необходимо квалифицировать как «мировую», вошла в отечественную историю под названием «Крымская» — по месту ведения самых активных и кровопролитных боевых действий.
Научная и политическая полемика о причинах и поводе Крымской войны не утихают в течение полутора столетий. Особенно остро стоит вопрос о степени необходимости вмешательства Николая I в спор о Святых местах в Палестине, о праве православного и католического духовенства служить в почитаемых храмах.
В числе главных причин развязывания самой большой войны XIX столетия (с 1815 по 1914 гг.) называются прежде всего экономические, стратегические и геополитические и во главу угла ставится вопрос о Черноморских проливах и черноморском господстве. Для Англии, Австрии и Франции, безусловно, главным на протяжении всего XIX в. оставался вопрос о «нейтрализации Черного моря», об ослаблении влияния России в решении мировых политических и экономических вопросов. Не менее значимым для правительств западноевропейских стран было желание подорвать российский авторитет у христианских народов. Помимо всего прочего Великобритания и Франция стремились к приобретению новых владений на Востоке, особенно на восточной окраине Средиземноморья.
Духовно-религиозным предвестником войны стали события, произошедшие весной 1850 г. Европейская пресса опубликовала материал о вспыхнувшем с новой силой на Святой земле споре между католическими и православными монахами из-за храма Гроба Господня и Вифлеемского храма, споре о том, кто будет их блюстителем. Затем последовала долгая дипломатическая война, завершившаяся ультиматумами, дипломатическими нотами и введением русских войск на территорию Молдавии и Валахии.
4/16 октября 1853 г. Оттоманская Порта объявила войну Российской империи. Но еще до объявления войны турецкие войска напали на крепость святого Николая на Кавказе и разорили ее. Это был единственный успех турецкой армии кампании 1853 г. На Кавказе и вообще единственный успех на этом фронте.
В 1853 г. русская армия вела успешные действия на трех фронтах: на Закавказском, где войсками командовал генерал В.О. Бебутов, на Дунайском под командованием князя М.Д. Горчакова и Черноморском, где русским флотом командовал вице-адмирал П.С. Нахимов. Самым ярким эпизодом этой кампании стало сражение в Синопской бухте, в котором участвовало 16 турецких кораблей и 8 русских. В ходе этого морского сражения, героями которой стали русские канониры, выпустившие за время боя 18 тысяч снарядов (200 снарядов в минуту) была полностью уничтожена турецкая эскадра Осман-паши и расстроен замысел турок о проведении десанта на Черноморском побережье Кавказа.
Неудачи турецкий войск на Кавказе, отсутствие каких-либо успехов на Дунайском фронте и «истребление турецкого флота на глазах стоящей в Босфоре союзной эскадры» привели к вступлению в войну англо-французской коалиции. Англо-французский флот 4 января 1854 г. по приказу своего командования вошел в Черное море. Из региональной, вспыхнувшей по религиозным причинам и являвшейся «сражением за Православие», война стала превращаться в коалиционную, всеевропейскую, т.е. в мировую. К тому же Франция объявила эту войну крестовым походом. Парижский архиепископу Сибур объявил о том, что «христианская Франция должна покончить с православной ересью русских», что «это не политическая, а священная война, исключительно религиозная». И в своей проповеди подчеркнул: «Причина святая, угодная Богу, состоит в том, чтобы изгнать, обуздать, подавить ересь Фотия». Французский иезуит-журналист Дюфур, оправдывая союз Франции с Турцией в борьбе против Православия, писал: «Мусульманская религия стоит намного выше религии православных. Религия мусульман приближена больше к настоящей вере католиков, нежели неблагочестивое православие, символ деспотизма. Когда мы отразим и отправим варваров казаков назад, ко льдам, тогда мы повернёмся к наглым грекам не с оружием, а с бичом». Английский министра иностранных дел просто призвал «проучить Россию».
Следующим шагом союзников стало принятие на военном совете в Париже при участии английского генерала лорда Д. Раглана в феврале 1854 г. решения об овладении Крымом с его военно-морской базой Севастополь. До крымского вторжения оставалось чуть менее полугода.
Весной 1854 г. главным оставался Дунайский фронт, и явное преимущество было у русских войск. Успешные военные действия были поддержаны национально-освободительными движениями в Болгарии, в Боснии и Герцеговине. В стане формальных союзников России была Греция: греческие патриоты подняли восстание в Фессалии, Эпире и Македонии.
В это же время австрийское правительство открыто встало на сторону антироссийской коалиции и предъявило России ультиматум, потребовав отвода войск под угрозой активного участия в военных действиях на стороне Англии и Франции. Русским войскам пришлось уйти за Дунай и за Прут. Против Греции, в которой коалиция видела необъявленного союзника России и которую предали Австрия и Пруссия, были направлены военно-оккупационные действия: в мае 1854 г. французы и англичане высадились в Пирее, и греческий король вынужден был объявить о нейтралитете. Но это заявление короля не уберегло страну от страшнейшей эпидемии холеры и разграбления национальных ценностей.
Военная кампания 1854 г. развивалась следующим образом. В апреле 1854 г. англо-французская эскадра подвергла бомбардировке Одессу, но десант союзникам высадить не удалось.
Неудачно для коалиции складывались вспомогательные военные операции на Балтийском море, на Русском Севере (в районе Колы, Соловецкого монастыря, Архангельска и Онеги) и на Камчатке. Особенно старались англичане: ведь в случае победы британское правительство намеревалось передать Аландские острова и Финляндию Швеции, Валахию и Молдавию — Австрии, Крым и Кавказ — Турции, восстановить самостоятельность Польши.
Основные силы коалиция бросила на захват Крымского полуострова и в сентябре 1854 г. он стал главным театром военных действий. Десантирование английских и французских армий в Крым и после сражения на Альме, в котором вступившая в битву 34-тысячная русская армия под командованием князя А.С. Меншикова против 62-тысячной армии коалиции потерпела поражение, началась осада Севастополя. В сводках стало вместо названия «Восточная» война стало чаще звучать «Крымская».
13/25 сентября 1854 г. в Севастополе было объявлено осадное положение. Борьба за Севастополь длилась 349 дней. Героически сопротивлявшийся наступлению коалиционных экспедиционных войск, выдержавший пять бомбардировок, Севастополь был оставлен русскими войсками 9 сентября 1855 г. Крымская кампания стала единственным успехом коалиционных войск.
За время обороны Севастополя потери противника составили около 73 тысяч человек убитыми и ранеными, не считая больных и умерших от болезней. Русские войска потеряли около 102 тысяч человек (в основном защитники и жители города страдали от ожесточенных артиллерийских бомбардировок). В ознаменование героизма участников Севастопольской обороны была выбита специальная медаль, всем находившимся в городе военнослужащим месяц осады был засчитан за год службы.
С военными баталиями на Дунайском фронте и на Крымском полуострове связана история знаменитого греческого легиона, формирование которого произошло в самом начале Восточной (Крымской) коалиционной (мировой) войны. (Из полутора тысяч участвовавших в сражениях греков 730 греков награждены медалями за оборону Севастополя и в память Восточной войны, а 31 человек получил Знаки отличия Военного ордена святого Георгия.)
На Кавказе в течение 1854-1855 гг. турецкие армии продолжали проигрывать один бой за другим, капитулировала крепость Карс.
Увидев перелом в общем ходе мировой войны, австрийское правительство предъявило России ультиматум. Угрожая разрывом дипломатических отношений, Вена потребовала, чтобы Петербург в течение трех недель принял мирные предложения союзников.
В ходе Крымской войны русская армия потеряла свыше 500 тысяч человек, турецкая — около 400 тысяч человек, французская — 95 тысяч человек, британская — 22 тысяч человек. Военные затраты России составили около 500 миллионов рублей, ее противники потратили около 600 миллионов в рублевом эквиваленте.
Подписанный 18/30 марта 1856 г. Парижский мирный договор был тяжелым для нашего Отечества: Россия лишили черноморского военно-морского флота. «Я сделал подлость, пойдя тогда на мир», — произнес некоторое время спустя император Александр II. Действительно, подписанием Парижского мирного договора был нанесен урон международному авторитету страны, подорвано ее влияние на Ближнем Востоке и Балканском полуострове, разрушены и без того к тому времени хрупкие отношения с Грецией, нарушено европейское равновесие, одним из главных условий существования которого являлась сильная Россия.
Сложившийся новый Тройственный союз Австрии, Франции и Англии положил начало «Крымской», откровенно антироссийской международной системе.
Крымская/Восточная/Турецкая/Русская — это большая европейская/мировая война, в которой Россия потерпела обидное поражение, но оно произошло не на поле брани, а на дипломатическом поприще.
Итак, какой же была Крымская война 1853-1856 гг., какой характер она имела и почему стала борьбой за православные ценности?
1. Вошедшая в историю под названием Крымская/Восточная война, хотя в своем названии и содержится указание на место основного действия и подчеркивается региональность конфликта, но таковой она не является. По количеству стран, реально участвовавших в боевых действиях, или готовых принять активное участие в боевых действиях, несторонних наблюдателях, втянутых в военные конфликты и сражения эта война охватила и европейский и азиатский регионы. Начавшаяся как война между Россией и Турцией, за которой стояли Англия и Франция, она втянула в активные боевые действия не только Сардинское королевство, но представителей Венгрии, Польши; на стороне России воевали представители греческого народа, и Греция некоторое время была формальным союзником России. Дипломатическую войну, значившую не меньше, вели Австрия и Пруссия, выступив на стороне коалиции. Поживиться итогами войны собирались Швеция, Италия, Польша. Правительство Северо-Американских штатов предоставляло коалиционному флоту ремонтные базы и провиант.
В составе турецкой армии были сухопутные египетские войска, славянский легион, крымско-татарская кавалерия, в составе экспедиционного корпуса в Крыму — англо-немецкий и англо-швейцарский легионы. На стороне России помимо греческого легиона воевал легион болгарский, а также мегрельские и абхазские партизаны.
2. Главными причинами и поводом к войне стали вопросы, связанные с защитой прав православных на территории Османской империи, с «безопасностью и честью Отечества». Не случайно в одном из Манифестов император Николай I точно указал на идейно-духовную составляющую войны: «Мы торжественно возвестили любезным нашим верноподданным, что единое чувство справедливости побуждает Нас «восстановить нарушенные права православных христиан, подвластных Порте Оттоманской».
3. Борьба за ценности Православия в ходе Крымской/Восточной войны становится совершенно очевидной, когда мы обращаем внимание на заявления католических французских иерархов, объявивших «крестовый поход» против России. Борьба за ценности Православия становится очевидной, когда мы видим, как обращались с этими ценностями англичане и французы, подвергавшие артиллерийским обстрелам и грабежу православные храмы, пытавшиеся разгромить Соловецкий и Кийский монастыри на Белом море, выбрав главным для нападения «священный город» Севастополь, построенный рядом с греко-византийским Корсунем — местом крещения князя Владимира.
4. Главной же целью союзных войск было утверждение своего владычества в Передней Азии и на Ближнем Востоке и отторжение от России (за счет подрыва ее авторитета) православных и славянских народов с перспективой их полного подчинения Англии и Франции.
5. Крупнейшая мировая война XIX столетия с подписанием Парижского мирного договора отодвинула на несколько десятилетий решение вопроса о правах девяти миллионов православных подданных Османской Порты, вопросов о государственно-исторической целостности православной Греции, о независимости от турецкого и австрийского ига славянских народов и о возможности доступа православным паломникам к святыням Палестины и Афона.