Кружево известно с середины XVI века. Оно зародилось и получило большое распространение в европейских странах — Италии, Франции, Бельгии. В Россию же это искусство пришло спустя столетие. Русские мастерицы называли кружевоплетение «женским замышлением». Ведь сначала кружевница придумывала, «замысливала» узор, а затем воплощала в реальность свой замысел. Для выполнения коклюшечного кружева (а именно оно получило большее распространение в России) инструменты мастерицы были и остаются нехитрыми — подушка или валик, туго набитый соломой, козлы (пяльцы или деревянная подставка) для удобства работы да деревянные точеные палочки — коклюшки. Коклюшки соединяются парами, и перекидывая их в определенном порядке, перевивая таким образом нити, кружевница создает узор по особому техническому рисунку, называемому «сколком». Его закрепляют на подушке и точками накола обозначаются места, куда в процессе работы кружевница вкалывает булавки. У опытной мастерицы коклюшки в руках так и мелькают, время от времени ударяясь друг о друга, и от этого складывается кружевная мелодия «кок-кок» — отсюда и пошло название деревянных палочек.
В XVII-XIX вв. кружевом украшались костюмы царских особ, вельможей, облачения священнослужителей, предметы домашнего и церковного обихода. Неудивительно, что на многих портретах русских и западноевропейских художников знатные особы изображены в парадных одеждах, обильно украшенных кружевными воротниками, манжетами и рюшами. Вспомните, например, портрет баронессы Марии Строгановой, написанный в 1720-е годы Р. Никитиным, или знаменитое полотно «Сватовство майора» П. Федотова. Правда, кружева в дамских нарядах на этих картинах разные. Головной убор и нижнее платье М. Строгановой украшает металлическое кружево, модное в России в XVII-XVIII вв., а накидка будущей невесты из «Сватовства майора» — кружево, скорее всего шелковое, называемое блондами.
Не только дамы ценили и хотели иметь модные кружевные новинки, но и знатные кавалеры не могли себе отказать в удовольствии пощеголять в камзолах и рубашках, отделанных кружевом. Тому подтверждение — портреты Н. Тишинина работы И. Вишнякова, П. Толстого, выполненного Гзелем и многие другие. В западноевропейской живописи таких полотен не счесть — у Ван Дейка, П. Рубенса, Ф. Буше.
В России в XVIII веке с использованием в производстве кружев льняных, шелковых, а затем и хлопчатобумажных нитей, кружевоплетение находит все большее распространение в мещанской и крестьянской среде. В селах крестьянская одежда и предметы обихода украшаются кружевными краями и прошвами, часто в сочетании с вышивкой.
В 1830-х годах вошли в моду большие кружевные шарфы и шали, а вот воротники, фасоны которых менялись, носили на протяжении всего XIX века. Мода на кружевную верхнюю одежду (пальто, жакеты, пелерины) пришла в 1880-е годы и продержалась почти тридцать лет. Плели такие наряды из шелковых нитей бежевого или черного цветов и носили с удовольствием, надевая по праздникам, на приемы да смотрины. Такое «фасонное кружево» в большом количестве выполнялось в Вологодской губернии, была даже специализация волостей на плетение, например, шарфов или косынок. По заверению многих источников, вологодские кружева отличались особым изяществом и высоким качеством исполнения, благодаря чему пользовались большим спросом на многочисленных ярмарках того времени.
Как известно, мода циклична, со временем она возвращается, выдавая старые, порядком подзабытые идеи за новый тренд. Так, уже в 1960-70-е годы стали модными дополнениями костюма всевозможные кружевные воротники, манжеты, пелерины, жилеты, которые выполнялись на вологодском предприятии «Снежинка». Они разрабатывались художниками предприятия совместно с Домами мод Ленинграда, Москвы и Киева. Наиболее оригинальные предметы одежды выполнены Эльзой Хумала. Это известное вечернее платье «Ивушка», узор которого составлен из традиционных вологодских мотивов — сердцевидных фигур и завитков-петель, серия накидок и блуз с широкими короткими рукавами и нарядными воротниками. Такие изделия выплетались из черного шелка или сурового (серого) льна с добавлением металлической нити, что придавало утонченную четкость и строгость декору.
На рубеже XX-XXI вв. вологодскими художниками А. Н. Ракчеевой, М. Ю. Пальниковой и Н. В. Веселовой была создана целая серия манто, для орнаментики которых характерны крупные четкие композиции, составленные из растительных мотивов. Основной рисунок располагается обычно вдоль полочек, по нижнему краю и вороту, а также вдоль разрезов по бокам изделий. Такие предметы одежды очень нарядны, и бесспорно для особых случаев — приемов, театральных премьер, торжественных вечеров. И пусть зал для приема будет огромен, дама в воздушной кружевной накидке не останется незамеченной, да еще и вызовет восторг и зависть доброй половины приглашенных.
В современном жакете «Вальс цветов» Т. Н. Смирновой, пелеринах «Юлия» и «Анастасия» А. Н. Ракчеевой, которые выполняются на кружевной фирме «Снежинка» в настоящее время, привлекают внимание декоративные «разделки», используемые в плетении, умелый подбор нитей, сочетание нескольких оттенков или цветов в изделии. Такие крупные предметы одежды задают даме, которая их носит, определенную программу движения и манеру поведения. Отсюда и названия некоторых других изделий, входящих в ассортимент фирмы — «Лебедушка», «Княжна», «Сударушка».
Кружевной фирмой «Снежинка» разрабатываются не только отдельные предметы, но и законченные, всегда разноплановые коллекции. Великолепна и незабываема коллекция «Ночная сказка» 2007 г. вологодского дизайнера А. Н. Фомичева. В «Ночной сказке» платья выполнены из черной и кофейной блестящей ткани, декорированы кружевными вставками и ажурными отделками. В некоторых моделях костюмы сочетались с короткими кружевными накидками, выполненными из меланжевых черных и белых нитей. В демонстрационном показе длинные, струящиеся линии силуэтов расширенных к низу платьев, усыпанные сверкающими стразами Сваровски, были необычайно эффектны. Эта коллекция ясно определила новый подход к кружеву, которое входит не самостоятельным предметом в коллекцию, а дополняет модель, являясь украшением костюма или составной, но не всегда главной ее частью. Кружево начали моделировать в изделиях вместе с другими видами декора, например, вышивкой, сочетать с различными ценными материалами и отделками. Поистине драгоценным стал кружевной жилет с собольим мехом (2010 г.), который продемонстрировали на показе в Сочи на Бархатных сезонах.
На Бархатных сезонах в 2010 году была показана также коллекция «Золотой век» дизайнера фирмы «Снежинка» Елены Мельниковой. Модели выполнены из итальянских тканей мягких оттенков, кружево использовано как дополнительный акцент к росписи, его имитирующей. На подиуме это выглядит нарядно и эффектно. В том же году художники Ангелина Ракчеева, Евгения Марочко и Юлия Захарова создали свадебный кружевной наряд «Невеста Севера», который экспонируется сейчас в вологодском Музее кружева. Из кружева выплетена не только длинная накидка на платье-чехле, но и роскошные перчатки, ожерелье, традиционный букет невесты. Орнамент из лёгких ветвей струится вниз по силуэту, сквозь фоновые решётки мягко мерцает блеск шелковистой ткани. Лепестковые цветы с накладными розетками и жемчужными бусинами украшают подол платья. Белоснежный наряд, привлекающий внимание всех без исключения посетителей музея, выполнен в единственном экземпляре, но тема свадебного кружевного платья бесспорно достойна продолжения и развития. Ведь невеста в воздушном ажурном кружеве выглядит сказочной принцессой, а в кружеве вологодском, с его традиционными, такими родными и близкими русскому человеку мотивами, смотрится утонченной трогательной барышней, утопающей в кружевных цветах.
В 2011 году вологодская фирма «Снежинка» на выставке-конкурсе «Лабиринт кружева», который проходил в Вологде в рамках Международного фестиваля льна и кружева «Vita lace», представила на суд зрителей и членов жюри оригинальное пальто из каракульчи с кружевной отделкой, еще раз продемонстрировав сочетание кружева с мехом. Также в прошлом году фирма работала над коллекцией «Берегиня», авторами которой являются художник — дизайнер Елена Мельникова, разработка вышивки принадлежит Елене Шашериной. В моделях коллекции, выполненной в этническом стиле с использованием натуральных материалов: хлопка, льна, кожи, есть что-то от нарядов амазонок — свободных, в летящих струящихся накидках и плащах. Каждый комплект дополнен изящной, с кожаной бахромой и вышивкой, обувью и аксессуарами. В декорировании моделей присутствует мерное кружево, органично перекликаясь с вышивкой по типу ришелье. И пусть на кружево в этой коллекции акцент не сделан, но его деликатное использование придает костюмам традиционные мотивы, создает дополнительную игру цвета.
Две другие коллекции 2011 г. — «Карпизы природы» и «Аля-рус» перекликаются с «Берегиней», имея похожие мотивы и также выполненные из натуральных тканей и декорированные кружевом ручной работы. «Карпизы природы» — это романтичная летняя коллекция лёгких воздушных нарядов: блузок, шорт, топов, сарафанов. Особую лёгкость и игривость ей придают рюши и тонкое кружево в тон основной ткани кремового цвета. «Аля-рус» — коллекция женской одежды свободного стиля, приятная, «дышащая», подходящая для жарких отпускных денечков. Обе коллекции были представлены лимитированными партиями и приобрели популярность у покупателей благодаря своей оригинальности.
Помимо вологодской кружевной фирмы «Снежинка» коллекции одежды с кружевными отделками разрабатываются ООО «Нерум». Предприятие имеет в своей структуре отделение «Вологодское кружево», где выполняются кружевные детали и аксессуары к льняным трикотажным изделиям. Каждый сезон компания радует своих покупателей новой коллекцией, в которой сочетаются актуальные тенденции моды и собственные дизайнерские решения. Качественный и экологически чистый материал, разнообразие цветовой гаммы, эксклюзивность моделей одежды и аксессуаров создают яркий и элегантный образ. В каждой коллекции представлены модели одежды для мужчин, женщин и детей.
В 2011 году «Нерум» представило коллекцию «Мадонна», созданную дизайнером — конструктором Ириной Ердяковой. Коллекционные модели отличаются мягкостью и плавностью форм, удачным сочетанием белого, кремового и серого цветов, оригинальностью кроя и компоновки составляющих костюма. Премьера коллекции состоялась в вологодском Музее кружева, где показы кружевных и льняных новинок становятся доброй традицией. Там же состоялось представление коллекции предприятия «Дворянский Бал». Модели «Дворянского бала» декорированы изысканным ручным кружевом, что создает легкость и воздушность образа. Платья и костюмы чрезвычайно женственны и ажурны.
В Вологде работает еще одно предприятие, которое использует в декорировании своих изделий ручное кружево. Это фирма «Волтри» — символически сокращенное название «Вологодский трикотаж». Фирма выпускает трикотаж уникальный, изысканный, комфортный, и также из экологически чистой, натуральной льняной пряжи под торговой маркой «Вологодский лен». В ассортименте предприятия — богатый выбор женских, мужских, молодежных, сувенирных изделий: джемпера, жакеты, сарафаны, туники, пончо, кардиганы, брюки, пальто, шляпы, шарфы, шали и многое другое, на любой вкус и возраст. Есть изделия, выполненные с сочетанием льна и хлопка, вискозой, синтетическими волокнами — этим достигается эффект «льняной вуали», шелковистости, едва заметного свечения материала.
Весной 2012 года фирма «Волтри» представляла коллекции «Городская модница» и «Соседка» дизайнера Галины Салтыковой. А совсем недавно прошла презентация зимней промышленной коллекции. Модели выполнены в классических цветах — мягком графитовом, черном, белом. Основной акцент сделан на смешение фактур, переходы цвета, полосы и рисунки. А аксессуары — бусы и браслеты ручной работы, теплые шарфы. Использование кружева в моделях «Волтри» придает им особую художественную выразительность и самобытность, как впрочем, изделиям и других фирм.
В мае 2010 года производством кружевных изделий начала заниматься группа ЛИНУМ, представляющая на российском и зарубежном рынках продукцию ОАО «Вологодский текстиль». В ассортименте предприятия — кружевные салфетки, скатерти, тематические панно и сувениры, и все больше — кружевных блуз, жакетов, шарфов, аксессуаров. Группа ЛИНУМ стремится сохранить безупречное качество и традиции исполнения ручного вологодского кружева, его художники и дизайнеры смело экспериментируют в создании новых предметов кружевной одежды и составлении текстильных и кружевных костюмов.
Возвращаясь к деятельности вологодской фирмы «Снежинка», отметим интересные разработки моделей обуви, сочетающей в себе натуральные материалы и элементы кружевного декора. Даже валенки получили недавно новый кружевной «наряд», благодаря чему переживают вторую молодость. Уникальная идея принадлежит жителю Вологодского района Николаю Сайкину, который додумался изготовленные ручным способом валенки украшать знаменитым вологодским кружевом. Так, традиционная русская обувка превратилась в нечто среднее между сувениром и настоящим произведением искусства, стала востребованным товаром не только в зимние, но и летние месяцы! В тесном сотрудничестве с фирмой «Снежинка» в мастерской Николая Сайкина на свет появилось несколько десятков модных обновок. Одной из первых в таких валенках защеголяла костромская Снегурочка, приехавшая к Дедушке Морозу в Великий Устюг. На выставке «Покупайте российское. Возрождённые традиции качества» (2010) конкурсная комиссия во главе со знаменитым Вячеславом Зайцевым признала валенки с кружевом лучшим дизайнерским изделием.
Кружево все чаще используется для украшения современного костюма. В этом сезоне кружевные мотивы, отделки или полностью кружевные платья — на пике моды. Их можно увидеть в коллекциях лучших и известнейших мировых дизайнеров. Поддерживают мейнстрим молодые российские кутюрье. В этом году дизайнер из Санкт-Петербурга Екатерина Смолина представила свою коллекцию пальто, декорированных традиционным вологодским кружевом. По замыслу дизайнера кружево сплеталось из нитей трех оттенков одного цвета. Уникальная технология придала рисунку кружева объем и глубину, наделив его ультрасовременными качествами, создав визуальный 3D эффект. Основные цвета коллекции — молочно-белый, жемчужно-серый, мятный, желтый цвет акации, аквамарин. Легкие пальто представлены в мягком кашемире и уютной тонкой шерсти, а кружева, украшающие воротники, полочки и рукава изделий, смотрятся органично и очень современно. Кружевной декор был выполнен мастерами вологодской фирмы «Снежинка», и эта работа еще раз показывает возможности кружева, направления его развития как великолепного декоративного элемента в виде отделок, вставок или более крупных деталей костюма.
Вологодское кружево и сейчас выполняется вручную — с помощью коклюшек по особым техническим рисункам — сколкам, которые разрабатываются художниками-дизайнерами. Кружевные блузки, манто, шарфы, жакеты, создаваемые трудолюбивыми руками вологодских кружевниц, имеют своих ценителей и обожателей, побуждают молодых дизайнеров на разработку новых коллекций с традиционным вологодским или современным, но все таким же неотразимым, кружевом.
Юлия Евсеева, руководитель вологодского Музея кружева
Кружевной наряд не выходит из моды
28 ноября 2012 года
Кружева относятся к одним из тех явлений, которые существуют вне времени и вне моды. Конечно, это всего-навсего украшение, вещь в наряде или обиходе не всегда обязательная. И все-таки большинство женщин и девушек почему-то не могут видеть кружева равнодушно: затихают, осторожно вертят кружевные изделия, перебирают, а если это пелерина или накидка, то с удовольствием примеряют их. Кружево отличается легкостью, изяществом, и многие дамы не откажутся от того, чтобы тоже обладать этими качествами.
Кружева относятся к одним из тех явлений, которые существуют вне времени и вне моды. Конечно, это всего-навсего украшение, вещь в наряде или обиходе не всегда обязательная. И все-таки большинство женщин и девушек почему-то не могут видеть кружева равнодушно: затихают, осторожно вертят кружевные изделия, перебирают, а если это пелерина или накидка, то с удовольствием примеряют их. Кружево отличается легкостью, изяществом, и многие дамы не откажутся от того, чтобы тоже обладать этими качествами.