Решение о возвращении красной звезды на самолеты ВВС «принималось в рабочем порядке, по представлению Главкомата, без специальных совещаний. Министр согласился с нашим главным доводом — яркие триколорные звезды сильно демаскируют самолеты и вертолеты», — заявил высокопоставленный офицер Минобороны.
С создания в 1920-х годах отечественная авиация маркировалась красными однотонными звездами. В 1970-е годы к ним добавили белую окантовку, так как считалось, что это не слишком демаскирует общий темный камуфляжный фон. С такими бортовыми знаками самолеты и вертолеты достались ВВС России. В 2009 году министр обороны Анатолий Сердюков добавил к красному цвету яркую синюю окантовку, оставив белую, так что «звезда» стала повторять цвета национального флага.
По мнению главкомата, подобное нововведение повышает заметность военной техники, о чём было доложено министру обороны. Согласно его решению, красные звезды на борту останутся вообще без окантовки и уменьшатся в полтора раза. Но и красный цвет далеко не идеален для маскировки, и в дальнейшем их заменят на так называемые контурные звезды, которые уже разработаны и проходят проверку.
В научно-исследовательском центре маскировки 3-го Центрального научно-исследовательского института Минобороны пояснили, что такое контурные бортовые знаки госпринадлежности: «Это только контур звезды, обведенный красным цветом. Сейчас так маркируются все четыре опытных самолета пятого поколения Т-50, которые базируются в подмосковном Жуковском. Мы выбираем оптимальную толщину и размер контура. Возможно также, он станет не сплошной линией, а пунктирной».
Строевые летчики в основном согласны с планами главкомата ВВС. Пилот истребителя МИГ-29 Центрального военного округа считает, что разноцветная эмблема значительно демаскирует самолет. «Посмотрите на наши самолеты. МИГ-29СМТ в Курске покрыты серым тоном с огромными разноцветными звездами, красные или синие тактические номера. Цветные пятна даже полуслепым людям видны», — сказал летчик.
Решение Шойгу одобрил бывший главком ВВС Анатолий Корнуков. «Во всем мире знают наши красные звезды и победные традиции. На стальном фоне их практически не видно, ведь самолет постоянно маневрирует на большой высоте и скорости», — заявил генерал.
Военный эксперт, один из авторов книги «Новая армия России» Антон Лавров, тоже высказался за однотонную окраску отечественной авиации. «Отличительные знаки принято минимизировать. Но в мире еще нет общепризнанного мнения об актуальности камуфляжа для боевых самолетов. Бои в основном ведутся на таких расстояниях, где важнее показания приборов, а не визуальное наблюдение. Но, естественно, если самолеты камуфлируют, то оставлять демаскирующие признаки неразумно», — считает эксперт.
По материалам СМИ
Красную звезду вернут в качестве бортового знака на самолеты
Красную звезду вернут в качестве бортового знака на самолеты