Выступление члена Бюро Президиума ВРНС, начальника Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина Сергея Константиновича Крикалева на XVII Всемирном Русском Народном Соборе.
Обращаясь к теме «Россия как страна-цивилизация», хотелось бы отметить, что в современном мире суверенитет государства складывается из многих составляющих. Речь идет не только о юридически закрепленном политическом суверенитете, но и о суверенитетах гуманитарном, экономическом, информационном, технологическом.
Сегодня я хотел бы поговорить о технологическом суверенитете, поскольку эта тема мне наиболее близка. В ХХ веке проблему технологического суверенитета решал Советский Союз, который смог добиться в этой сфере впечатляющих результатов.
Наличие полного цикла важнейших стратегических производств сыграло решающую роль в годы Великой Отечественной войны. Достижения отечественных учёных на ключевых направлениях физики, механики и аэродинамики стали фундаментом для ракетно-ядерного паритета и гарантией безопасности не только нашей страны, но и всего мира в период послевоенного противостояния и холодной войны.
В настоящее время технологическая независимость не может быть обеспечена созданием замкнутой экономики. Современный мир живёт в режиме интенсивного обмена своими достижениями. Номенклатура необходимых товаров и комплектующих столь широка и разнообразна, что физически не может быть выпущена в одной стране. Важнейшие открытия и технологические прорывы совершаются в результате творческого диалога целого ряда научных школ в разных уголках планеты. Мало того, попытки самоизоляции приводят к стагнации и нарастающему отставанию.
Крупные проекты становятся международными, возникает межрегиональное и международное разделение труда. (И, как ни странно, слово «разделение» означает здесь объединение. Объединение усилий для достижения общих целей и получения общего результата. Космическая отрасль и конкретно проект МКС являются тому хорошим примером.)
В таких условиях технологический суверенитет достигается не самодостаточностью отдельных регионов или стран, а созданием и поддержанием динамического равновесия, где наши партнёры привязаны к нам не меньше, чем мы к ним.
Таким образом, наиболее удачной стратегией представляется достижение нашей страной мирового лидерства на нескольких научно-технических направлениях. (Чтобы быть востребованными в международном разделении труда.)
Как же добиться мирового приоритета России в конкретных ключевых отраслях? Русская история свидетельствует, что такие успехи были достигнуты исключительно при активном участии государства, при выделении целевых государственных инвестиций, при жёстком контроле их расходования.
К примерам таких выдающихся технологических прорывов относятся:
— в Петровскую эпоху — создание флота и создание металлургической базы на Урале;
— в XIX веке — это создание железнодорожного транспорта, броненосного и ледокольного флота;
— в ХХ веке создание атомной промышленности и покорение космоса.
Таким образом, государство должно и сегодня наметить ряд стратегических направлений, в которых Россия имеет возможность стать признанным мировым лидером и усилить свою роль в этих областях. Мне кажется, что космонавтика (и особенно пилотируемая космонавтика) может стать таким направлением. Кроме того, пилотируемая космонавтика может стать той высокой идеей, которая позволит объединить и сплотить общество.
Космонавтика и технологический суверенитет России
Космонавтика и технологический суверенитет России