Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2022
  • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
  • Алтайский край
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Еврейская автономная область
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Калининградская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Курганская область
  • Москва
  • Мурманская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Нижегородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пермский край
  • Республика Башкортостан
  • Республика Дагестан
  • Республика Калмыкия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Саха (Якутия)
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Санкт-Петербург
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Ставропольский край
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Тюменская область
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Челябинская область
  • Ярославская область
Русская жизнь
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2022
    • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    • Алтайский край
    • Архангельская область
    • Астраханская область
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • Владимирская область
    • Вологодская область
    • Воронежская область
    • Еврейская автономная область
    • Забайкальский край
    • Иркутская область
    • Калининградская область
    • Кемеровская область
    • Кировская область
    • Костромская область
    • Краснодарский край
    • Красноярский край
    • Курганская область
    • Москва
    • Мурманская область
    • Ненецкий автономный округ
    • Нижегородская область
    • Новосибирская область
    • Омская область
    • Оренбургская область
    • Орловская область
    • Пермский край
    • Республика Башкортостан
    • Республика Дагестан
    • Республика Калмыкия
    • Республика Коми
    • Республика Крым
    • Республика Саха (Якутия)
    • Рязанская область
    • Самарская область
    • Санкт-Петербург
    • Свердловская область
    • Смоленская область
    • Ставропольский край
    • Тверская область
    • Тульская область
    • Тюменская область
    • Ульяновская область
    • Хабаровский край
    • Челябинская область
    • Ярославская область
    Русская жизнь
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2022
      • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      • Алтайский край
      • Архангельская область
      • Астраханская область
      • Белгородская область
      • Брянская область
      • Владимирская область
      • Вологодская область
      • Воронежская область
      • Еврейская автономная область
      • Забайкальский край
      • Иркутская область
      • Калининградская область
      • Кемеровская область
      • Кировская область
      • Костромская область
      • Краснодарский край
      • Красноярский край
      • Курганская область
      • Москва
      • Мурманская область
      • Ненецкий автономный округ
      • Нижегородская область
      • Новосибирская область
      • Омская область
      • Оренбургская область
      • Орловская область
      • Пермский край
      • Республика Башкортостан
      • Республика Дагестан
      • Республика Калмыкия
      • Республика Коми
      • Республика Крым
      • Республика Саха (Якутия)
      • Рязанская область
      • Самарская область
      • Санкт-Петербург
      • Свердловская область
      • Смоленская область
      • Ставропольский край
      • Тверская область
      • Тульская область
      • Тюменская область
      • Ульяновская область
      • Хабаровский край
      • Челябинская область
      • Ярославская область
      Русская жизнь
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2022
          • Назад
          • Соборы 1993-2022
          • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
          • Назад
          • Регионы
          • Алтайский край
          • Архангельская область
          • Астраханская область
          • Белгородская область
          • Брянская область
          • Владимирская область
          • Вологодская область
          • Воронежская область
          • Еврейская автономная область
          • Забайкальский край
          • Иркутская область
          • Калининградская область
          • Кемеровская область
          • Кировская область
          • Костромская область
          • Краснодарский край
          • Красноярский край
          • Курганская область
          • Москва
          • Мурманская область
          • Ненецкий автономный округ
          • Нижегородская область
          • Новосибирская область
          • Омская область
          • Оренбургская область
          • Орловская область
          • Пермский край
          • Республика Башкортостан
          • Республика Дагестан
          • Республика Калмыкия
          • Республика Коми
          • Республика Крым
          • Республика Саха (Якутия)
          • Рязанская область
          • Самарская область
          • Санкт-Петербург
          • Свердловская область
          • Смоленская область
          • Ставропольский край
          • Тверская область
          • Тульская область
          • Тюменская область
          • Ульяновская область
          • Хабаровский край
          • Челябинская область
          • Ярославская область
        • Русская жизнь
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Концепция цивилизаций и национальная идея

        Концепция цивилизаций и национальная идея

        Концепция цивилизаций и национальная идея

        Выступление протоиерея Арсения Григорьянца (Ереван) на XVI Всемирном Русском Народном Соборе.

        В качестве предисловия скажу несколько слов об истории возникновения темы. В многочисленных беседах с представителями творческой интеллигенции, дипломатами, учеными, чиновниками разных рангов, я просил людей сформулировать, что есть в их понимании русская национальная идея. К своему удивлению, ни разу не получил вразумительного ответа на этот, казалось бы простой вопрос. В основном, слышалось: «Не знаю. Не могу сформулировать». Иногда были курьезные случаи: так один дипломат высокого ранга, задумавшись, сказал: «знаете, наверное, какая-то информация по этому вопросу есть на сайте president.ru». Высказывались мнения, что «русская идея есть русская идея — этим все сказано, пояснять больше нечего», т. е. национальная идея — атомарное понятие, не нуждающееся в определении. Но чаще всего, повторюсь, люди просто сознавались, что не могут ответить на этот вопрос. Это первая причина подвигнувшая меня к обсуждению данной темы.

        С другой стороны, аналогичная проблема — а именно, идеологическая неясность и недоопределенность — связана с понятием «соотечественник». Опять-таки в ответ на вопрос «кто такие соотечественники?» можно услышать большой спектр мнений и опять-таки при этом не будет никакой ясности.

        Отсутствие удовлетворительной концепции подтверждается также ситуацией в российском законодательстве. В 1-ой статье федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 г. дается такое определение понятия «соотечественник»: «Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии». В глаза бросается сразу несколько нестыковок: «родившиеся в одном государстве» — а как быть с родившимися в Украине и Белоруссии после распада Союза? — видимо апеллировать к их предкам, поскольку в законе упоминаются потомки по нисходящей линии. Далее, «общность религии» — а как быть с представителями разных религий? С этой проблемой справились: 23 июля 2010 г. была принята поправка и «общность религии» заменена «общностью истории». Но теперь непонятно как, не имея некоторой формы религиозной общности, возможно иметь «общность культурного наследия, традиций и обычаев». Ведь по слову Николая Александровича Бердяева: «культура связана с культом, она из религиозного культа развивается...»

        Такое положение дел подтвердил в недавней беседе руководитель Россотрудничества Константин Иосифович Косачев, высказав мнение о том, что сегодняшнее восприятие понятия «соотечественник» нельзя считать удовлетворительным.

        И, наконец, третье наблюдение связано с ситуацией возникшей на протяжении последних лет в связи с широким общественным обсуждением введения в школы предмета «Основы православной культуры», который в процессе обсуждения стал одним из модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики», переименованного в последствии в «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Что же получается? С одной стороны, все жители России — соотечественники, и согласно определению закона обладают общностью языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев. С другой стороны, «основы духовно-нравственной культуры» почему-то не могут составлять единый предмет и разделяются на модули как раз по религиозному признаку. Значит все же разные основы?

        Все вышеизложенное традиционно является предметом широкой дискуссии, основными сторонами которой являются, скажем так, либеральный и патриотический лагеря.

        Вот тут хочу остановиться на вопросе аргументации. В то время как наши оппоненты-либералы апеллируют к конституции, демократическим ценностям и свободам и, нужно сказать, с точки зрения формальной логики поступают вполне обоснованно. Потому что, во-первых, сами являются приверженцами этих ценностей, а, во-вторых, вполне резонно полагают, что и мы их также принимаем. Но ведь мы действительно не отвергаем демократический ценностей и свобод, поелику лояльны государству эти ценности декларирующему. Да, конечно, это не основа нашей аксиологии, но тем не менее вполне приемлемо для нас.

        Мы же, со своей стороны, часто в качестве аргумента апеллируем к системе ценностей абсолютно неприемлемой для либералов. Да, истинной и очевидной для нашего сознания, но не воспринимаемой ими. Думаю, что это ошибка: в дискуссии нужно использовать аргументы очевидные не только произносящему, но и слушающему, иначе аргументацию следует признать бесполезной и некорректной. Друг другу нам нечего объяснять, но если хотим сказать внешним, нужно говорить на их языке. Прекрасной иллюстрацией к сказанному могут служить два слова св. Иоанна Златоуста «К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни»: «Слово второе к неверующему отцу» и «Слово третье к верующему отцу». Поражает с каким изяществом Святитель находит абсолютно разные, но равно очень убедительные аргументы как для верующего так и для неверующего человека.

        Представьте, кто-то говорит: «я не хочу изучать ОПК, так как я не православный, а навязывание мне чуждых религиозных ценностей нарушает свободу совести» — в этом контексте возразить нечего. Другой скажет: «я не хочу изучать теорию эволюции, так как она противоречит моим религиозным убеждениям». Возражение: «Вы признаете авторитет науки? Да. Замечательно. Никто не принуждает Вас принимать теорию эволюции. Но это — если не общепризнанная, то широко распространенная научная теория — изучите ее и у Вас будет больше аргументов против Ваших оппонентов-эволюционистов».

        Итак, мы озвучили две проблемы:
        1. Есть ряд ключевых, важных для духовного здоровья общества, понятий весьма расплывчато воспринимаемых современным невоцерковленным общественным сознанием (в качестве примера мы привели концепцию национальной идеи и понятие соотечественник).
        2. В диалоге с либеральным миром и государством мы часто используем аргументацию непонятную нашим оппонентам или неприемлемую для них.

        Предлагаемый путь решения этих проблем: дискуссию со внешним миром о духовно-нравственных ценностях нужно перевести из религиозной плоскости в научною и воспользоваться понятийным аппаратом имеющимся в распоряжении современной науки. А именно, разработанной в рамках современной философии истории, социологии и культурологии теории локальных цивилизаций.

        Следует отметить, что теория локальных цивилизаций (как и упомянутая теория эволюции), не является общепризнанной, но ее вполне можно считать широко распространенной научной теорией.

        Зарождение концепции локальной цивилизации следует отнести к труду «Россия и Запад» русского ученого Н. Я. Данилевского. Упомянем также 12-ти томную работу британского историка, культуролога и социолога Арнольда Джозефа Тойнби «Постижение истории» и нашумевшую работу Сэмюэля Филлипса Хантингтона «Столкновение цивилизаций?» Это, конечно, далеко не полный перечень работ, но он показывает историю становления теории. Согласно одному из определений, принадлежащему Хантингтону: «Цивилизация это — наивысшая культурная общность людей и самый широкий уровень культурной идентификации».

        Он поясняет: «Культура деревни на юге Италии может отличаться от культуры деревни на севере Италии, но они будут разделять общую итальянскую культуру, которая отличает их от немецких деревень. Европейские сообщества, в свою очередь, будут обладать общими культурными чертами, которые отличают их от китайских или индийских сообществ. Китайцы, индусы и жители Запада, однако, не являются частями культурной категории более высокого порядка. Они образуют разные цивилизации».

        Простое и ясное рассуждение, приведшее к достаточно емкому и краткому определению — пожалуй, нечего добавить. Среди общих объективных элементов цивилизации выделяют язык, историю, религию, обычаи и социальные институты. Какой же из этих объективных элементов является приоритетным по важности, силе влияния на самобытность и идентичность цивилизации? Согласно Хантингтону, это религия. Цитата: «Из всех объективных элементов, определяющих цивилизацию, наиболее важным, однако, является религия. Основные цивилизации в человеческой истории в огромной мере отождествлялись с великими религиями мира; и люди общей этнической принадлежности и общего языка, но разного вероисповедания, могут вести кровопролитные братоубийственные войны, как это случилось в Ливане, бывшей Югославии и в Индостане».

        Итак, согласно современным научным представлениям религия — наиболее важный объективный элемент локальной цивилизации. А на постсоветском пространстве все классификаторы локальных цивилизаций выделяют лишь одну цивилизацию, именуемую православной или русской православной: русской, потому что стержневым этносом этой цивилизации является русский народ, православной, потому что система духовно-нравственных ценностей цивилизации сформирована Православием. Поэтому в термин «русская православная цивилизация» (кстати, предложенный западными классификаторами) не нужно вкладывать ни шовинистического ни религиозного смысла — это просто характеристика по факту.

        Если же русская православная цивилизация — единственная на территории России (и на постсоветском пространстве), не следует ли из этого что именно ее историю и структуру должны изучать граждане РФ? И если религия присутствует как (важнейший) компонент этой структуры, значит должна изучаться соответствующая религиозная доктрина. При этом нет никакой необходимости верить в справедливость этой доктрины, нужно просто изучить фактический материал, может быть для нахождения контраргументов. Вспомним пример с теорией эволюции: не принимай, но изучи. И не нужно говорить об изучении многоликой духовно-нравственной культуры, нужно говорить об изучении единственной русской православной цивилизации.

        Но для этого концепция локальной цивилизации должна приобрести ясные очертания в общественном сознании. Вот на это нужно не жалеть сил и средств. В первую очередь концепция должна попасть в школьные и вузовские учебники. Вначале в рамках предметов истории и обществознания. А в дальнейшем можно будет говорить не об ОПК а об ОРПЦ — основах русской православной цивилизации. Хотя, понимая, что у русофобов и антиклерикалов слова «русский» и «православный» всегда будут вызывать истерику, вне зависимости от того какой смысл вы вкладываете в эти слова, можно подобрать более нейтральное название, например: восточно-христианская цивилизация.

        В рамках концепции локальной цивилизации, например, легко определить понятие соотечественник. Соотечественники — это представители данной цивилизации, в нашем случае русской православной цивилизации. А можно быть представителем православной цивилизации, не будучи православным? Думаю, да. Просто для этого нужно с уважением относиться к Православию как духовной основе цивилизации, частью которой ты являешься и быть воспитанным в русской культурной традиции.

        И, наконец, формулировка национальной идеи уже не представляет никакой сложности. Национальная идея — суть базовая, стержневая, первая идея в иерархии духовных ценностей данной цивилизации. Для русской православной цивилизации эта идея — идеал Святой Руси, Руси св. равноап. князя Владимира, и св. благ. князя Александра Невского, преп. Сергия Радонежского и Серафима Саровского, св. прав. Иоанна Кронштадского и новомучеников Российских.

        И задача государства — в обеспечении внешних условий для беспрепятственного шествия людей к этой заветной цели, Небесному Иерусалиму, для перехода от России земной к Руси Небесной. Да, для этого нужны, наука и технологии. Да, для этого нужны экономика и финансы, армия и флот, и все прочие атрибуты и институты государства. Но они ценны не сами по себе, а потому что участвуют в мощении и ограждении этой дороги на небо.

        Протоиерей Арсений Григорьянц, благочинный Ереванского церковного округа, настоятель Покровского храма в г. Ереване, председатель благотворительной общественной организации «Русский Народный Собор» в Армении, доцент кафедры математической кибернетики факультета прикладной математики и информатики Российско-Армянского Университета, кандидат физико-математических наук

        Диакония.ru/Патриархия.ru
        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"