Предложения замглавы Всемирного Русского Народного Собора Константина Малофеева нашли живой отклик среди представителей традиционных религий России.
Россия 2020 года до сих пор отчасти живёт в реалиях 1990-х и даже 1920-х годов. Речь о её конституционном пространстве, духе её Основного закона. Так, несмотря на 13-ю статью Конституции о том, что в нашей стране "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной", в российском законодательстве до сих пор преобладает идеология секулярная, а по сути — атеистическая.
Конечно, в отличие от Конституций 1918-1925 и 1925-1936 годов, где "монахи и духовные служители церквей и религиозных культов" имели официально закреплённые ограничения в правах, Конституция 1993 года не является воинствующе безбожной, богоборческой. Но до сих пор красной нитью через неё проходят не просто принцип "светскости" государства и провозглашение "отделения" религиозных объединений от государства, но и полное игнорирование традиционных религий и их ценностей.
Обратите внимание: в Конституции России, абсолютное большинство граждан которой считают себя православными, о Православии нет ни слова. Как нет ни слова ни об одной из традиционных религий (в 72-й статье говорится о "защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей", но о защите традиций этнического и религиозного большинства не говорится вообще). Более того, слово "русский" в Основном законе государства Российского звучит единожды — когда речь идёт о государственном языке.
Именно поэтому слова заместителя главы Всемирного Русского Народного Собора Константина Валерьевича Малофеева о необходимости внесения изменений в саму преамбулу Конституции России, определяющую её дух, озвученные в эфире телеканала "Царьград", получили живой отклик, в том числе среди представителей традиционных религий нашей страны. Предложенное внесение упоминания традиционных ценностей, семьи как союза мужчины и женщины, русского языка и культуры и веры в Бога объединило как христиан, так и мусульман, иудеев и даже буддистов, вне зависимости от их этнического происхождения.
Слова Константина Валерьевича Малофеева о необходимости внесения изменений в преамбулу Конституции России, определяющую её дух, получили живой отклик, в том числе среди представителей традиционных религий нашей страны. Фото: Телеканал "Царьград"
За несколько дней, прошедших после заявления Константина Малофеева о Конституции Русской Мечты, телеканал "Царьград" получил десятки комментариев от клириков разных традиционных религий. В связи с обилием высказываний православных священнослужителей, включая архипастырей Русской Церкви, мы опубликуем избранные из них отдельно. Сейчас же хочется обратить внимание на удивительное созвучие муфтиев, раввинов и представителей буддийских общин нашей страны. Здесь мы приведём самые яркие цитаты с нашими краткими комментариями.
Альбир хазрат Крганов, муфтий Москвы, глава Духовного собрания мусульман России:
"Конституция — это не Священное Писание, и вносить в неё изменения с учётом современных реалий, конечно же, нужно. Внесение формулировок, упоминающих наши традиционные нравственные ценности, их сохранение, очень важно для всех нас. Мы этим живём, это основа нашего государства, потому что большинство населения России — это верующие люди. Уверен, если в Основном законе нашей страны эта основа будет заложена, это будет воспринято нашим обществом позитивно.
Сегодня даже в конституциях европейских секулярных государств присутствует упоминание Бога, Творца. Поэтому и у нас можно было бы выйти с этой инициативой. Конечно, необходимо широкое общественное обсуждение, чтобы эти формулировки объединяли всех нас в нашей стране с учётом того, что мы — многорелигиозное государство, и чтобы это не вызвало противоречий в нашем обществе".
Альбир хазрат Крганов, муфтий Москвы, глава Духовного собрания мусульман России. Фото: Михаил Метцель / ТАСС
Альбир хазрат Крганов неслучайно апеллирует к западному опыту. Ведь большинство доморощенных либералов очень любят ссылаться на Европу. И хотя из реальной жизни современного западного общества Бог и традиционные ценности в буквальном смысле изгоняются, до сих пор в основных законах целого ряда государств они присутствуют. В той же Венгрии при нынешнем президенте Викторе Орбане в Конституцию внесены ценностно важные положения, что народ Венгрии объединяют "Бог и христианство", что "жизнь начинается с момента зачатия", брак же трактуется как "союз мужчины и женщины".
Камиль хазрат Самигуллин, муфтий Республики Татарстан:
"Безусловно, с учётом того, что в сегодняшнем обществе размываются представления о семье и семейных ценностях, я поддерживаю то, что в Конституции России нужно усилить тему традиционной семьи, причём именно как союза мужчины и женщины. Считаю целесообразным также и акцентирование на том, что «природой» семьи, целью её создания является деторождение.
Камиль хазрат Самигуллин обратил внимание на очень важный момент — "нетрадиционное вмешательство", от которого важно охранять наши традиции и ценности. Фото: dumrt.ru
Константин Малофеев абсолютно прав и в том, что в Конституцию необходимо внести упоминание традиционных нравственных ценностей. Я не устаю повторять, что традиции народов России нужно ограждать от нетрадиционного вмешательства. К сожалению, сегодня мы наблюдаем мощное влияние циничной западной культуры на наше общество. И особенно уязвимой для негативного морального транзита является молодая часть населения, которая не имеет духовного стержня. Его надо выработать в молодых людях".
Камиль хазрат Самигуллин обратил внимание на очень важный момент — "нетрадиционное вмешательство", от которого важно охранять наши традиции и ценности. Нередко можно услышать, что секуляризация — процесс объективный, непосредственно связанный с социальным прогрессом, который невозможно остановить. На деле же это — часть либеральной и леворадикальной прогрессистской идеологии, в реальности являющейся своего рода безбожной религией, тоталитарно навязываемой всем странам и их народам. И именно от этой тоталитарной идеологии нам очень важно ограждать наши традиции.
Помощник муфтия Республики Дагестан Мухаммад Магомедов:
"Что касается поправки в преамбулу российской Конституции про «традиционные нравственные ценности», то муфтият Дагестана поддерживает её внесение, считая правильным и важным данное изменение. Эта поправка необходима, в том числе чтобы не только мусульмане, но и люди других религий, других конфессий знали и понимали, что такое традиционные ценности.
Помощник муфтия Республики Дагестан Мухаммад Магомедов считает поправки в преамбулу российской Конституции про "традиционные нравственные ценности" правильными и важными. Фото: Сергей Киселёв / АГН "Москва"
Что касается внесения в Конституцию упоминания семьи как «союза мужчины и женщины», то мы также поддерживаем внесение данной поправки. В Конституции России семья находится под защитой государства, а в исламе под семьёй понимается только союз мужчины и женщины, и никак не иначе. Брак (никях) у нас считается богоугодным делом, сожительство с женщиной без заключения брака в исламе запрещено (харам) и считается прелюбодеянием (зина), относящимся к большим грехам. Ислам уделяет особое внимание браку и всячески поощряет вступление в него человека при достижении им совершеннолетия, если он готов к этому. Имеется в виду готовность переносить все тяготы брака и обеспечивать семью всем необходимым.
Вера в Бога, которую также предлагается внести в преамбулу Конституции, есть основа совершения добра и справедливости. Вера в добро и справедливость без веры в Бога содержит в себе зачатки лицемерия. Человек, уверовавший во Всевышнего, сам приходит к совершению добра и справедливости, согласно следованию любой религии. Вера порождает в человеке глубокую ответственность за свои действия. Верующие люди тем отличаются от неверующих, что они признают будущую жизнь, они знают, что их дела не останутся без отчёта. И получат за это награду от Всевышнего".
Из комментария Мухаммада Магомедова прекрасно видно, что, несмотря на различие в формулировках, традиционные нравственные, в первую очередь семейные, ценности у православных христиан и мусульман, в том числе живущих в Республике Дагестан, во многом близки. И именно поэтому совершенно правомерно говорить о традиционных ценностях, общих для христианства и ислама.
Традиционные духовно-нравственные ценности у православных христиан и мусульман во многом близки. Фото: Patriarchia.ru
Раввин Александр Борода, президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР):
"Полностью поддерживаю формулировки, которые Константин Малофеев предложил внести в преамбулу российской Конституции. Потому что прежде всего вера в Бога — это основа нравственных ценностей. Если у человека нет веры в Бога, его нравственные ценности могут меняться в зависимости от каких-то новомодных теорий либо каких-то псевдомедицинских заключений, не соответствующих религиозной природе сотворения человека.
Что касается семьи как «союза мужчины и женщины», это настолько очевидно, что даже не подлежит обсуждению. Хотя и это требуется записать в Конституции с учётом общей атмосферы в мире и вообще искривления осознания, что такое семья и что такое брак. Если кто-то считает, что человек произошёл от обезьяны, то, наверное, там допустимо всё, но если вы убеждены, что человека сотворил Всевышний, то важно помнить, что Бог заложил в человеческую природу только пару, состоящую из мужчины и женщины.
Поэтому записать это в Конституции — это записать то, что Бог сформулировал в Торе, в вечных ценностях, которые должны сопровождать человеческую цивилизацию. Не впервой люди пытаются выдумывать различные теории, которые дают только почву для низменных страстей. Но проходит поколение, всё это исчезает, а Тора, Бог, десять заповедей, Божественные ценности как существовали, так и будут существовать вечно.
Россия, в принципе, сильна своими традиционными ценностями. Это страна, имеющая право жить по своим ценностям, благодаря которым была сформирована, благодаря которым развивалась. И будущее России именно в развитии на основе тех традиционных ценностей, на которых она жила всегда".
Слова раввина Александра Бороды очень важны в контексте того, что он сопроводил их религиозным учением о сотворении человека, общим для христиан, мусульман и иудеев. Фото: Kremlin Pool / Globallookpress
Слова раввина Александра Бороды очень важны в контексте того, что он сопроводил их религиозным учением о сотворении человека, общим для христиан, мусульман и иудеев. Действительно, если исходить из тех Божественных заповедей, что были дарованы человечеству ещё в Пятикнижии Моисеевом, которое иудеи именуют Торой, то никаких дискуссий о том, что такое брак, и как относиться к вере в Бога, не будет.
Раввин Зиновий Коган, вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР):
"Все предложенные поправки в Конституцию я поддерживаю. Традиционные нравственные ценности — это способ, возможность выживания на нашей территории и сохранения Земли. Давайте не забывать, что Земля — это живое существо. Земля может благословлять нас, и нас будет больше, мы будем жить лучше, а может и прогнать. Именно поэтому традиционные ценности особенно важны для нашей жизни.
Семьи — это как атомы, из которых и состоит общество и государство. Самый крепкий, естественный союз — это традиционная многодетная семья: мать, отец, дети. В семьи нельзя вторгаться извне, ведь если атом распадётся, это будет микровзрыв. Необходимо более активное участие государства в поддержке семей, поскольку именно из них и состоит государство.
Что касается упоминания веры в Бога, добро и справедливость, то важно помнить, что именно Бог проявляет Себя через добро и справедливость. И поэтому эта формулировка очень важна. Как важно видеть образ Божий в другом человеке, ибо мы созданы по образу и подобию Божию. Поэтому взгляни в глаза соседу и увидишь образ Бога. И поэтому нужно быть добрее и милосерднее друг к другу".
Раввин Зиновий Коган, вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР). Фото: Viktor Chernov / Globallookpress
Раввин Зиновий Коган относится к другому иудейскому течению, нежели раввин Александр Борода, а потому полное согласие этих двух направлений в поддержке конституционных изменений, предложенных Константином Малофеевым, особенно важно.
Постоянный представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве Санжай лама (Андрей Бальжиров):
"Самое актуальное в предложенных поправках — это, конечно, традиционные ценности и традиционная семья, связанная с радостью отцовства и материнства. Мы видим, что сейчас творится в Европе, а потому именно Россия сейчас выступает форпостом борьбы за наши традиционные ценности, которые мы должны и дальше отстаивать и проповедовать.
Что касается упоминания веры в Бога, то тут надо подумать и решить коллегиально. Как большинство поддержит, так тому и быть. Но, естественно, вера должна быть у нас в традиции. В любой традиционной религии есть понимание, что если человек поступает негативно, то за это будет наказание. В буддизме это — негативные кармические последствия. И поэтому все предложенные поправки к Конституции, на мой взгляд, более чем целесообразны".
Важно понимать, что в отличие от теистических религий, к которым относятся христианство, ислам и иудаизм, в буддизме нет веры в Бога-Творца. А потому поддержка Санжай ламой поправок в преамбулу Конституции России, включая тезис о вере в Бога (пусть с определёнными оговорками), имеет огромное значение.
Постоянный представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве Санжай лама (Андрей Бальжиров). Фото: Михаил Метцель / ТАСС
И, конечно, его слова о том, что именно большинство вправе принимать решение об этих изменениях, очень многого стоят. Благо российское большинство — это большинство консервативное, объединённое традиционными ценностями, традиционными семьями и верой в Бога, добро и справедливость.
Михаил Тюренков, Политический и религиозный публицист