Обсуждаемые в обществе вопросы, связанные с возможностью внесения поправок в Основной закон нашей страны, носят исторический, эпохальный характер. Замечу, что Русская Православная Церковь не стоит в стороне от происходящей дискуссии. В церковном управлении сегодня достаточно органов, которые могут сформулировать предложения православной общественности на законотворческие инициативы — это Патриарх, Священный Синод, Высший Церковный Совет, Межсоборное Присутствие, различные комиссии и группы при синодальных учреждениях, вплоть до Архиерейского Собора. Поэтому думаю, что если и учитывать чьё-то мнение, то лучше, чтобы оно прозвучало соборно. Но пока этот процесс только запускается, а толчком к нему могут быть частные инициативы и мнения, осмелюсь высказать и своё суждение по данному вопросу.
Называя внесение поправок в Конституцию эпохальным событием, ничуть не лукавлю и не придаю пафоса грядущему изменению, а лишь отмечаю степень ответственности за создаваемое для потомства будущее, ибо, как сказал один из современных богословов, «ошибка в плане умозрения ведёт к ошибке в плане практической деятельности». Сам факт начавшейся дискуссии показывает, что созданный в 1993 году документ несовершенен. Он не учёл все особенности, существующие в разных направлениях общественной жизни, разнообразие и культурные ценности народа. В отличие от божественных установлений, носящих непреходящий характер и зафиксированных в Божественном Откровении, в догматах нашей Церкви, Конституция как продукт общественного сознания (увы, повреждённого грехом!) требует изменения. Однако эти изменения — в православном контексте — должны вести к нравственным идеалам христианства, а раз наше общество ценит эти идеалы, то они и должны быть отражены в Основном законе страны.
Хотелось бы обратить внимание, что изменение Конституции затронет множество других законов и подзаконных актов, которые должны быть приведены в соответствие с ней. Сегодня этого во всей полноте нет. Возьмём хотя бы факт, что преамбула закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» не вытекает из Основного закона. Она берётся как бы из воздуха: вначале (в Конституции) мы постулируем, что живём в светском государстве, а потом вдруг признаём «особую роль Православия в истории России» и прочее.
Также необходимо устранить другие противоречия, которые существуют в Конституции и законе «О свободе совести…». Их появление связано (грубо обобщая) с тем, что нынешняя редакция Конституции носит достаточно либеральный характер, но при этом стремится регулировать религиозные общины, которые по своей природе консервативны. Существующая редакция закона «О свободе совести…» не может устранить эти противоречия, а наоборот, оголяет их. Одним из следствий этого явления видим продолжающийся уже не первый десяток лет процесс, когда почти в каждый новый закон приходится вносить поправки, учитывающие особенности деятельности религиозных общин, будь то закон «О пожарной безопасности» или «О противодействии экстремистской деятельности», не говоря о более серьёзных — Земельном кодексе и других.
Помню, как в мусульманскую общину одного из окормляемых мною епархиальных городов пришли сотрудники соответствующих органов с проверкой паспортов всех там находящихся. Я тогда задал риторический вопрос: не наступит ли тот час, когда и в православные храмы, где не разрешается во время богослужения даже разговаривать, вот так просто будут приходить и проверять документы? А причина всех этих явлений лежит «в плане умозрения», в том, как записаны, сформулированы были Основной закон и подзаконные акты. Настало время исправления ошибок. Может, другого шанса у нас уже не будет.
Сегодня большинство спорит о преамбуле к Конституции. Конечно, это важно. Она задаёт смысл и силу следующим за ней статьям. Что удивительно, но даже такие здравомыслящие предложения — внести туда священные понятия и важнейшие для русской цивилизации ценности, такие как роль Православия, традиционное понятие брака и прочее, — уже вызывают критику. Что же ждать дальше, когда будут затронуты конкретные статьи Первозакона страны? А их толком мы ещё не обсуждали. И поверьте, это главнее. Сегодня есть шанс доказать, что законы, основанные на непреходящих нравственных ценностях, куда устойчивее и способнее защитить цивилизацию от злотворных ветров свободы без ответственности и обрушившегося на мир циклона всепожирающего потребительства.
И ещё. Кто боится слова «русский»? Кого оно оскорбляет или унижает? Я служу Русской Православной Церкви, которая объединяет верующих множества стран, континентов, языков и национальностей. Все они в нашем общем доме, на всех них покоится Божья благодать и руководит ими всесильная Десница Божья. Как же Основной закон России-Руси будет звучать без этого слова? Кому, как не русскому большинству, исполнять этот Закон? Как невозможно представить Москву, Россию без Кремля, а Кремль — без его соборов, так невозможно Конституцию представить без слов «русский» и «православный». Уберите из Кремля его соборы — останется ли он святыней, которую защищали наши деды и прадеды? Кто нас научил бояться своих корней, истории, святых Церкви Русской? Думаю, надо перестать путать понятия нацизма, национализма и патриотизма. А ведь уважение к своему народу, Отечеству, Конституции, флагу, гимну и другие священные идеалы и понятия мы будем взращивать в следующих поколениях. Как же мы будем воспитывать и чему учить, если сами не ценим то, что у нас есть?
Не сомневаюсь, что редакционная группа, которая занимается поправками к Конституции, учтёт высказанные православными иерархами и мирянами предложения. Но это только половина дела. Многое зависит от тех, кто предложит окончательный вариант. А выбор остаётся за теми, кто придёт и проголосует за своё будущее и будущее потомков.
Нестор, Епископ Тольяттинский и Жигулевский