22 января 2014 года в «Новой Газете» была опубликована статья Юлии Латыниной «Догнать и перегнать Америку по духовности», в силу неких редакционных соображений размещённая в разделе «Экономика». Главная идея текста — «так же, как Петр I учился у голландцев и немцев, нам надо учиться у американцев».
Сама статья, соответственно, является попыткой данный тезис обосновать. Насколько можно судить из текста, мотивировало госпожу Латынину то, что «и дня не проходит, чтобы отечественные патриоты не сравнили Америку с Россией — разумеется, к вящей выгоде последней». Такое странное, по мнению автора, поведение патриотов — в самом деле, где это видано, чтобы патриоты говорили о том, что их страна лучше? — заслуживает немедленного ответа и разоблачения. В качестве которого г-жа Латынина предлагает читателям набор фактов, комментариев и личных умозаключений по части сравнения достижений двух стран. Эти умозаключения имеют весьма опосредованное отношение к аналитике, в чём легко будет убедиться далее, но являются весьма интересными как симптоматическое явление в информационной жизни общества.
Начинается всё с космоса. А именно — с того, что 3 декабря 2013 года американская корпорация Space X стала первой частной корпорацией, запустившей в космос спутник с помощью собственной частной космической ракеты Falcon 9. Кроме собственных ракет Falcon, Space X разработала собственные двигатели — Melin, Kestrel и Draco и собственные космические корабли. Владелец компании, уроженец ЮАР Элон Маск, сооснователь PayPal, ставит своей целью колонизацию человечеством Марса. Г-жа Латынина подчёркивает, что запуск Falcon 9 стоит 50-60 млн долларов, а российского «Протона» — 80-100 млн долларов. Что мы можем сравнить с Falcon 9 в России? — вопрошает она. «Ракету «Ангара», которая должна была полететь в 2005-м, но не полетела до сих пор, сорвав все заключенные на нее контракты с иностранцами?».
Сравнивать факты из разных областей вообще достаточно трудно. Корпорация «икс», ожидая заметного коммерческого эффекта, разработала средство доставки грузов в космос, планируя проникновение в сферу космических перевозок, до того находящихся в ведении государственных институтов. У неё это получилось. Какое к этому отношение имеет ведущаяся разработка семейства «Ангара» и соотношение России и США — не совсем понятно. Тем более, что ключевым тут является слово «семейство», что более сложно в разработке. Которое будет включать в себя носители разных классов — от легкого до тяжелого, грузоподъемностью от 1,5 до 35 тонн, с учётом, среди прочего, перспективы повышающейся конкуренции на рынке будущих космических перевозок. Кстати, первая «Ангара», собранная на омском «Полёте», должна полететь в мае этого года.
Относительно того, что запуск Falcon 9 стоит 50-60 млн долларов, а российского «Протона» 80-100 млн долларов, то нетрудно было выяснить, что Falcon 9 выводит на низкоорбитальную орбиту 13 заявленных разработчиком тонн груза, «Протон» — до 23 тонн. То есть, стоит только начать сравнивать на более глубоком уровне, нежели «частная компания из США запустила ракету в космос, а у нас семейство «Ангара» медленно разрабатывается», то картина выглядит не совсем так, как госпоже Латыниной бы хотелось. Ну, а то обстоятельство, что космическая программа США, как государства, в изрядной степени зависит от русских ракетных двигателей, в предлагаемую г-жой Латыниной настоятельную схему учёбы у США не вписывается вообще никак.
С космического уровня, г-жа Латынина переходит ниже. Сообщая о том, что «беспилотники изменили лицо современной войны. Они вновь вернули армии США технологическое преимущество над террористами и впервые в истории человечества позволили наносить точечные удары по противнику, вовсе не рискуя жизнями солдат. Армия США имеет на вооружении 8 тысяч беспилотников: прежде всего MQ-1B Predator и MQ-9 Reaper, способные нести четыре ракеты Hellfire c лазерным наведением. В 2012 году США тренировали больше операторов дронов, чем обычных пилотов, и вместе со спутниками беспилотники могут образовывать интегрированные компьютерные сети, позволяющие участнику боя, на уровне сержанта, видеть и знать все, что происходит вокруг».
Той России, которую знает Латынина, ответить нечем. По ее представлениям, «российская программа по беспилотникам ограничилась демонстрацией в 2007 году на МАКСе Путину макета беспилотника «Скат» и демонстрацией в 2009 году на МАКСе тому же Путину макета другого беспилотника — «Дозор-600». Это было уже так смешно, что напоминало анекдот про ракету, сооруженную из бревна туземцами». В реальности же, Россия уже в скором времени получит именно столько беспилотников, сколько ей нужно в рамках действующей оборонной доктрины. В 2014 году пройдут испытания «Дозора», в категории малых БПЛА Россия уже имеет «Орлан-10», проверенный в ходе учений «Кавказ-2012» в интересах сухопутных войск и ВДВ. Единая система обмена данными уже, можно сказать, создана — это единая система управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) «Созвездие-2М», позволяющая увеличить возможности мотострелковой бригады почти вчетверо, объединяя данные от дронов, комплексов разведки «Стрелец» и других источников.
Возврат государством технологического преимущества над террористами — это, безусловно, хорошее достижение. Стоит только уточнить, что «впервые в истории человечества» — это очень громкое заявление, к дистанционной войне можно отнести даже «Фау-2» фон Брауна, а нанесение точечного удара без риска жизни солдат — категория обширная. Американские солдаты и правда мало чем рискуют, этот риск перекладывается на свадьбы, чайханы, молитвы и прочие собрания людей, которые оператор дрона воспримет как террористов. Кроме того, Россия пока не ставит перед собой задачу новых колониальных войн и массового уничтожения выглядящих подозрительно людей за много тысяч километров без суда.
В качестве дополнительных поводов для веселья госпоже Латыниной, которую забавляет макет «Дозора», можно предложить самолёт F-22, который стоит как слиток золота аналогичного веса, но в котором задыхаются пилоты, его нельзя нормально хранить, а уж воевать на нём можно разве что в кино. Или новый авианосец «Джеральд Р. Форд», который, уже после спуска на воду, превысив смету на 40%, вдруг оказался неспособным принимать и выпускать самолёты, поскольку, по словам руководителя авианосной программы контр-адмирала Томаса Мура «новые технологии корабля несут в себе ряд сложностей на уровне разработки».
Не обошла вниманием Латынина и природные ресурсы. «Начиная с 2008 года США стали крупнейшим добытчиком газа в мире, отобрав этот титул у России. Это произошло благодаря «сланцевой революции». В 2011 году в США было пробурено 3400 «сланцевых» газовых скважин, в 2012-м — уже больше 7 тысяч. Вслед за сланцевым газом последовала сланцевая нефть. С 2011 года добыча нефти в США возросла на 39%, и к 2015 году США станут самой крупной нефтедобывающей державой мира. Такого размаха никто не ожидал: еще в 2011 году Обама всего лишь надеялся, что к 2025 году США смогут сократить на треть зависимость от импортной нефти, однако «план Обамы» был выполнен и перевыполнен не за 14 лет, а за три года. В прошлом году нефтегазовые компании США совокупно имели 2 трлн долларов выручки. Для сравнения — нефтегазовые компании России имели выручки на 600 млрд долларов, то есть в три с лишним раза меньше. Заметим, что сланцевый бум — и нефтяной, и газовый — стал возможен благодаря несравненно более рыночному законодательству в области добычи минеральных ресурсов. В Европе сланцевого бума нет — ублюдочная бюрократия, лицензии, природоохранные соображения и прочее затрудняют деятельность рынка».
Соответственно, по части добычи природных ресурсов, Россия тоже не радует г-жу Латынину. Она опровергает статус «энергетической сверхдержавы» — непонятно, чего тогда беспокоится Евросоюз, попрекая Россию «монополизмом»? «Некомпетентную» позицию главы «Газпрома» Алексея Миллера, что сланцевая революция — это блеф и мыльный пузырь, ей трудно представить «в любой американской корпорации. Это — за гранью добра и зла».
Нам же стоит добавить к перечню американских достижений в этой области воду из-под крана, которая способна гореть на радость посетителям YouTube (из-за насыщения грунтовых вод метаном). Рекордное количество скважин прямо зависит от специфики добычи сланцевого газа — чем больше скважин, тем больше выход. Попытки объяснить отсутствие сланцевого бума в Европе «ублюдочной бюрократией» наверняка будут интересны геологам и вообще любому человеку, способному понять смысл словосочетания «глубина залегания пласта», которая бывает весьма разной, что влияет на затраты. 2 триллиона долларов выручки — большая сумма, но она не говорит о прибыли и рентабельности. По данным геолога Дэвида Хьюза, за 2012 год затраты корпораций на бурение пресловутых 7 тысяч скважин в США составили 42 миллиарда долларов. Прибыль от продажи добытого сланцевого газа — 32,5 миллиарда. BP заявила об убытках в 5 миллиардов долларов, английская BG Group потеряла 1,3 миллиарда, но хуже всего бывшему лидеру индустрии — Chesapeake Energy, который оказался на грани банкротства. Техасский консультант-геолог Артур Берман заявил: «Сланцевый газ обречен на коммерческий провал. Его себестоимость в пять раз выше, чем у добытого традиционным путем. Десять лет бурения показали, что корпорации терпят огромные убытки. Почему компании продолжают добычу, на которой теряют деньги? Я — геолог, а не психиатр, чтобы ответить на этот вопрос»
Кроме того, Латынина рассказывает о первом массовом электромобиле Tesla Model S, новом iPhone 5S и секвенаторе HiSeq X, способном секвенировать (расшифровать) геном человека по цене 1000 долларов за геном. С ними предлагается сравнить покупку Курчатовским институтом «за рубежом секвенаторов на 20 млн долларов, который просеквенировал геном какого-то несчастного ракового больного и почему-то заявил об этом как о «расшифровке генома русского человека», несостоявшийся «Ё-мобиль» Прохорова и «первый российский смартфон» Yotaphone,
В качестве встречного вопроса: что может представить США в качестве ответа на ЗРК С-400 (и готовящийся С-500) с «Искандером» и «Северодвинском», который западные же аналитики окрестили неуязвимым, разработки отечественных компаний в области суперкомпьютеров (Т-платформы), которые побеждают на тендерах в США и дальнейшему продвижению которых на этом рынке мешают исключительно политические факторы? Главная проблема в составлении перечня отечественных достижений вовсе не в том, что их мало, а в том, что для их осознания необходим чуть более глубокий уровень понимания, нежели тот, который достаточен для iPhone 5S. Не так давно российскими учёными был разработан новый принцип работы с высокотемпературной плазмой, приближающий возможность термоядерного синтеза, а далеко в космосе летает самый чувствительный телескоп в мире на данный момент «Радиоастрон» (Спектр-Р).
«Доказав» отставание России по всем остальным параметрам, г-жа Латынина переходит к нематериальным категориям, спрашивая у «господ патриотов»: в чем же наше первенство — в необыкновенной духовности? И в чем же выражается эта духовность? И сама себе отвечает: «мы занимаем первое место в мире по числу детей, брошенных родителями. У нас 700 тысяч в детских домах, приютах, интернатах и т. д. В США детских домов практически нет, сердобольные американцы усыновляют детей, нередко с тяжелейшими пороками развития, из Китая, Нигерии, Конго, Гватемалы, России — до недавнего времени. Правильно ли я понимаю, что страна, в которой 700 тысяч брошенных детей (80% при живых родителях), более духовна, чем та, которая усыновляет калек из Нигерии?».
«Сердобольные американцы» также оставляют детей в машинах на летней жаре, устраивают передозировку успокоительным и делают много других вещей, от которых и правда заболит любое сердце. Кроме того, стоит взять на себя труд изучить нынешнее состояние усыновления и т. д. — тут же выясняется, что количество детей без присмотра в России снижается заметными темпами. И это при растущем населении в целом. Относительно передозировок Латынина сообщает, что «мы занимаем первое место в мире по потреблению алкоголя и героина. Правильно ли я понимаю, что это — признаки высокой духовности?». Разумеется, это не признаки высокой духовности. Особенно с учётом того, что Россия в данных прискорбных категориях — не первая. Уровень потребления алкоголя у нас высок, но по данным ВОЗ, нас опережают вполне себе «благополучные» и европейские Чехия и Венгрия. Что до США, то в этой табели о рангах они проигрывают Парагваю и Гвинее.
Героин в России — действительно проблема, хотя лидерство в этой печальной области принадлежит Европе в целом. Правда, в цитадели духовности по Латыниной — в CША проблема симметричная. Согласно последним отчётам ООН и ВОЗ о распространении наркотических веществ в мире, в Соединенных Штатах число случаев смерти от передозировки, вызванных злоупотреблением рецептурными опиоидами, выросло с 1999 года в четыре раза! Согласно данным, опубликованным центрами по борьбе с болезнями и их профилактике, число умерших от передозировки опиоидных наркотиков в стране с 2003 года превысило общее число умерших вследствие потребления кокаина и героина вместе взятых. Подсчитано также, что на каждый случай смерти, связанной с передозировкой опиоидных наркотиков, приходилось около девяти обращений за наркологической помощью в преодолении зависимости от этой категории наркотиков.
Данные по наркотикам в Соединенных Штатах, опубликованные в 2012 году, подтвердили значительный рост в нескольких штатах продаж оксикодона и гидрокодона в период с 2000 по 2010 год в расчете на душу населения. Рост продаж оксикодона составил порядка 565 процентов во Флориде, 519 процентов в Нью-Йорке, 515 процентов в Теннесси и 439 процентов в Делавэре, в то время как продажи гидрокодона увеличились на 322 процента в Южной Дакоте и 291 процент в Южной Каролине и Теннесси. Хотя отчасти такой рост продаж можно объяснить старением населения и большей готовностью врачей назначать такие препараты для снятия боли, их бóльшая доступность способствовала также росту злоупотреблений ими и наркомании. Согласно исследованию, опубликованному в Журнале Американской медицинской ассоциации (Journal of the American Medical Association), число детей, рожденных в Соединенных Штатах с симптомами синдрома опиатной отмены, увеличилось в период с 2000 по 2009 год в три раза, и этим синдромом страдает один из каждой тысячи новорожденных. Только в 2009 году родилось около 13500 детей с симптомами синдрома опиатной отмены, которые включают припадки, проблемы с дыханием и трудности с кормлением.
Несколько отклоняясь от темы, можно заметить, что ещё в одном краю духовности, в ЕС, аналогичного масштаба проблема с амфетаминами. Согласно данным тех же отчётов ВОЗ и ООН, на долю Европы по-прежнему приходится наибольшая доля ликвидированных во всем мире лабораторий для незаконного изготовления веществ амфетаминовой группы; число лабораторий по изготовлению амфетамина, ликвидированных в Европе, увеличилось с 43 в 2009 году до 62 в 2010 году. Поступили сообщения о том, что мощности по производству амфетамина в Нидерландах и Бельгии могли увеличиться в пять-шесть раз, а в Польше — на 30-160 процентов. Количество таблеток амфетамина, изъятых в Западной и Центральной Европе, выросло вдвое: с 170 000 в 2008 году до 345 000 в 2010 году, причем 96 процентов этих изъятий были произведены в Испании. Подавляющая часть амфетамина, изымаемого в Европе, производится (в порядке убывания значимости) в Нидерландах, Польше, Бельгии, Болгарии и Турции, при этом Нидерланды по-прежнему остаются главным источником или распределителем большинства партий амфетамина, изымаемых в Центральной и Восточной Европе.
В качестве последнего аккорда своего разоблачения «господ патриотов», Латынина сообщает ожидаемо оригинальный концепт исторической обусловленности того положения вещей, которое г-жа Латынина полагает истинным: «ужасная правда заключается в том, что в начале XX века Россия и Америка были вполне сопоставимы — это были две молодые, богатые природой и людьми страны с быстроразвивающейся экономикой и хорошим научно-технологическим бэкграундом. Но к началу XXI века мы заплатили за коммунизм, ГУЛАГ, за миллионы солдат, бездарно брошенных в топку Сталиным ради покорения мира, да и за путинский бардак — тотальным, позорным, несопоставимым отставанием».
Хотя, казалось бы, очевидно: Первую мировую начали не коммунисты, возлагать вину за разруху Гражданской войны на одну сторону некорректно, экономическое положение Российской империи в начале XX века можно оценивать по-разному, Великая Отечественная явно не похожа на планы покорения мира, а «бардак» можно легко сравнить по собственной памяти с 90-ми — и вовсе не в пользу последних. На практике, «ужасная правда» состоит в том, что Россия уже сейчас — пятая экономика мира, которая, несмотря на двадцатилетнюю «заботу» США и всего «мирового сообщества», постепенно наращивает свой потенциал, уже перейдя из состояния сохранения стабильности в фазу медленного, но уверенного роста, одновременно с модернизаций производств, диверсификацией доходов и многими другими процессами. И нам, как и все остальным «господам патриотам» это, как ни странно, нравится. Что до аргументации тезиса о безоговорочном вышестоящем статусе США, на обоснование которого потратила время и столько творческих усилий госпожа Латынина — каждый, с учётом приведённой информации, может сделать вывод самостоятельно.
Александр Вишняков, член Экспертного центра ВРНС
Комплекс цивилизационной неполноценности: на чем строится миф о «столетнем отставании» России от США?
Комплекс цивилизационной неполноценности: на чем строится миф о «столетнем отставании» России от США?