Каких только библиотек нет в России: от самых скромных — на несколько стеллажей, и до роскошных — с фонтанами, ветряными мельницами, компьютерными залами, игровыми и концертными студиями.
«Я всегда воображал Рай чем-то наподобие роскошной библиотеки», — сказал Хорхе Луис Борхес, а мог бы эти слова сказать любой русский писатель и многие наши читатели. «Книжные люди — друзья мои ближние», — написал замечательный русский поэт Лев Ошанин.
История библиотечного дела является важной частью истории и культуры нашего общества. Но почему же «библиотечный день» в России отмечается именно 27 мая? Да потому, что именно в этот день высочайшим повелением императрицы Екатерины II в Санкт-Петербурге была основана первая государственная общедоступная библиотека России. До 1917 года она называлась Императорская публичная, затем, до 1925 года, — Российская публичная библиотека, с 1932 года — имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, а до 27 марта 1992 года — Государственная публичная библиотека, в народе ласково — «Публичка». Сегодня эта одна из крупнейших библиотек мира, вторая по величине фондов в нашей стране — уже не просто библиотека, а хранилище национальной памяти, общероссийский информационный, научно-исследовательский и культурный центр, носит название Российской национальной библиотеки. Согласно указу Президента России, она является особо ценным объектом национального наследия, представляя историческое и культурное достояние народов Российской Федерации.
Идея организации общедоступной библиотеки в России появилась ещё в начале XVIII века: в 1766 году на рассмотрение государыне Екатерине II был предложен план её создания, но только за полтора года до своей кончины императрица одобрила этот план, достойно завершив сим деянием своё царствование. Место для библиотеки было определено в самом центре столицы Российской империи: на углу Невского проспекта и Садовой улицы. Строительство здания по проекту архитектора Е. Т. Соколова продолжалось около 15 лет.
В основу иностранного фонда Императорской публичной библиотеки легла коллекция книг и рукописей — так называемая «Библиотека Залуских», которая была собрана поляками братьями Юзефом Анджеем и Анджеем Станиславом Залускими на строго научной основе и комплектовалась литературой из самых разных стран Европы. После подавления восстания под руководством Костюшко в 1794 г. и взятия Варшавы Суворовым, библиотека, составлявшая 400 тыс. томов, была объявлена российской собственностью и в качестве военного трофея перевезена в Петербург. Показательно, что русское правительство посчитало самым ценным трофеем не золото и прочие материальные ценности, а книги и рукописи! В 1930-х годах советская власть возвратила основную часть Библиотеки Залуских (50 тыс. томов) Польше, но в ходе Варшавского восстания 1944 года её разграбили и частично уничтожили фашисты.
Планировалось открыть первую общественную библиотеку в 1812 году, однако в связи с нашествием Наполеона самая ценная часть собрания была эвакуирована из Санкт-Петербурга, и открытие пришлось перенести на два года. Оно торжественно состоялось 2 (14) января 1814 г. В первые тридцать лет работы читателям было выдано более 100 000 изданий. Для размещения растущего фонда построили второе здание, выходящее фасадом на Екатерининский сад (архитектор К. Росси). В работе библиотеки участвовали И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, В. С. Сопиков, А. Х. Востоков, М. Н. Загоскин и др. Эта библиотека открыла новую эпоху в истории науки и культуры России, быстро превратилась в центр культурной жизни столицы Российской империи.
Не отставала от Петербурга и вторая русская столица — Москва. Одна из самых старых и крупных библиотек города — Российская Государственная, основанная на фондах Румянцевского музея. Для москвичей «библиотечный день» — 23 мая (по ст. ст.). В этот день в 1861 г. Комитет министров принял постановление о переводе в Москву Румянцевского музея и о создании Московского публичного музея. Но ещё в 1850-е гг. попечитель Московского учебного округа Е. П. Ковалевский задумал создать на основе коллекций Московского университета публичный музей, а библиотеку университета разместить в особом здании и сделать её более доступной. О том же твердили профессор Московского университета Т. Н. Грановский, критик В. Г. Белинский, переводчик и издатель Е. Ф. Корш, ставший первым библиотекарем Московского публичного и Румянцевского музеев, крупный промышленник, издатель, меценат К. Т. Солдатенков — один из самых щедрых жертвователей в пользу проекта.
В 1859 г. попечителем Московского учебного округа стал Н. В. Исаков: «В лице его округ, а с ним и московские интеллигентные круги встретили «активно сочувствующего» попечителя народного просвещения в широком смысле слова. На новом для него месте службы Исаков нашел полное удовлетворение своих духовных потребностей», — писали газеты.
Румянцевский музей с 1845 г. входил в состав Императорской Публичной библиотеки в Петербурге. Его хранитель В. Ф. Одоевский, потеряв надежду получить средства на содержание своего детища, предложил перевезти музей в Москву. Записку Одоевского о тяжёлом положении Румянцевского музея, направленную на имя министра государственного двора, увидел Исаков и дал ей ход. Надо отдать должное генерал-губернатору Москвы П. А. Тучкову и министру народного просвещения Е. П. Ковалевскому — они пригласили всех москвичей принять участие в становлении «Музея наук и искусств», как первоначально был назван этот проект. Они обращались за помощью к московским обществам — Дворянскому, Купеческому, Мещанскому, к издательствам, к отдельным гражданам. И москвичи поспешили на помощь: более трехсот книжных и рукописных коллекций, отдельных бесценных даров влилось в фонд Московского публичного и Румянцевского музеев.
Император Александр II 1 июля (19 июня по ст. ст.) 1862 г. утвердил «Положение о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме», которое стало первым юридическим документом, определившим управление, структуру, направления деятельности. Был там и пункт об обязательной доставке в РНБ двух бесплатных экземпляров любой печатной продукции, издаваемой в России, — и этот пункт, как это ни удивительно, «работает» до сих пор!
Московский публичный и Румянцевский включали в себя, кроме библиотеки, отделения рукописей, редких книг, христианских и русских древностей, отделения изящных искусств, этнографическое, нумизматическое, археологическое, минералогическое.
После революции, в 1924 году, советская власть переназвала Румянцевскую библиотеку — она стала Государственной библиотекой СССР им. В. И. Ленина или просто «Ленинкой». А с 29 января 1992 г. по настоящее время все знают её как Российскую Государственную библиотеку.
В РГБ хранится уникальное собрание отечественных и зарубежных документов на 367 языках мира; объем её фонда превышает 43 млн. единиц хранения; имеются специализированные собрания карт, нот, звукозаписей, редких книг, диссертаций, газет и других видов изданий. Библиотека предоставляет право пользоваться своими читальными залами всем гражданам России и других государств, достигшим 18-летнего возраста. Ежедневно сюда записываются около 200 новых читателей. В РГБ каждый день приходит почти 4 тысячи человек, а виртуальные читальные залы, расположенные в 80 городах России и ближнего зарубежья, ежедневно обслуживают более 8 тысяч посетителей. Фондами библиотеки вот уже 140 лет пользуются самые разные люди. Среди них учёные с мировым именем и студенты, практики и мыслители, наши соотечественники и иностранцы.
Вот уже много лет я тоже — читатель и почитатель РГБ, приходилось выступать в её стенах и в качестве литератора, поэта. А в конце 90-х я познакомилась с директором книжного коллектора Москвы Фаиной Григорьевной Пупыревой, и окончательно перешла из класса «активных пользователей» в класс «гостей-писателей»: встречалась с читателями, беседовала о литературе, о великих русских писателях, читала стихи, выступала в школах, приводила друзей и знакомых литераторов, в числе которых были С. В. Куняев, Ю. Ю. Воробьевский, А. Н. Заболоцкий, священник и писатель Ярослав Шипов и другие. С тех пор я постоянный гость библиотек Москвы — от школьных, институтских, армейских, даже тюремных — до Российской государственной библиотеки.
Всероссийский день библиотек вряд ли будет отмечен всенародными гуляньями и салютом. И все-таки для большинства россиян это настоящий праздник, потому что с библиотеками — районными, школьными, даже домашними — связано множество прекрасных открытий, встреч с иными мирами, высоких нравственных переживаний и прекрасных душевных потрясений. Им посвящают стихи, сонеты, оды и даже песни, как, например, это сделали композитор Н. Мишуков и поэт О. Тиммерман:
Каждый день и каждый миг
В городах и селах
Шелестят страницы книг
Грустных и весёлых.
Огоньки библиотек
Светятся повсюду,
Приходи к нам, человек,
Приобщиться к чуду!
Наталья Лясковская
Книжные люди — друзья мои ближние
Книжные люди — друзья мои ближние